Мастер – класс по технологии развития критического мышления.
Тема: «Роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении» (по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)
( тему урока и цели урока назовут сами ученики, но немного позже)
Автор: Варламова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Место работы: МАОУ «Лицей № 4 г. Перми.
I. Вызов
1). - Сегодня на уроке мы будем говорить о рассказе Тургенева «Бирюк»
-Как зовут главного героя рассказа?
-Почему Тургенев назвал свой рассказ «Бирюк»?( ваше мнение)
-В учебнике есть определение данного слова. Сколько лексических значений вы нашли?
Объясните.
Учащиеся объясняют:
1.Зверь.
2.Волк.
3. «Нелюдимый, угрюмый человек»
-В конце урока, подводя итоги, мы увидим, зачем Тургенев назвал так свой рассказ.
2.) Прогнозирование
Прием «Корзина идей»:
1. Индивидуальная работа.
2. Обмен информацией в группах.
3.. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «Корзине идей».
4. На стадии рефлексии происходит возврат к « Корзине идей» с целью анализа актуальности
Учитель раздаёт листы с заданием ( см. Приложение к уроку)
Задание№ 1
Учащиеся записывают значения данных слов на листках, затем объясняют.
- Как вы думаете, почему я записала эти слова именно в этом порядке?
-Что помогают данные слова увидеть в художественном произведении?
(учащиеся объясняют)
Задание №2
- классицизм
- романтизм
- реализм
- К какому литературному направлению относится данное произведение?
- А сейчас давайте попробуем назвать тему нашего урока и определить цели и задачи.
( учащиеся формулируют тему и цели и задачи урока)
II. Осмысление
Прием «Чтение с остановками»
- - Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа?
Учащиеся находят в рассказе описание грозы (краски, запахи, звуки, состояние природы и объясняют,
с какой целью Тургенев рисует портрет главного героя во взаимосвязи с грозой )
-Какова роль образа- символа грозы в литературе?
-Какие пейзажные зарисовки помогают нам понять образ главного героя? Какие
выразительно- изобразительные средства использует автор при описании грозы?
Учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя следующие формулировки (прием «Толстые и тонкие вопросы»):
Толстые вопросы
|
Тонкие вопросы
|
Объясните, почему…?
Согласны ли вы с тем, что…?
Почему вы считаете…?
|
Кто?
Что?
Где?
Было ли…?
|
Дополнительные вопросы:
Дополнительные вопросы:
- Почему образ Бирюка противоречивый? Что заставляет его в такую погоду находиться в лесу?
– Почему его имя ни о чём не говорит рассказчику, а вот прозвище известно всей округе?
2.-Какие чувства испытывает рассказчик, глядя на героя?
-Как портрет помогает нам понять авторские эмоции?
- Слушаем текст далее со слов «Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу……...
выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до
половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей
смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и
остановился передо мною…
Учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя следующие формулировки (прием «Толстые и тонкие вопросы»):
Толстые вопросы
|
Тонкие вопросы
|
Объясните, почему…?
Согласны ли вы с тем, что…?
Почему вы считаете…?
|
Кто?
Что?
Где?
Было ли…?
|
Вывод (делают учащиеся) Портрет помогает нам понять авторское отношение к герою, характер героя…..
Вопросы для обсуждения:
3.Почему Бирюк неподкупен? Наверное, богат? Живёт в достатке?
-Найдите описание избы Бирюка.
«Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой,
без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало
одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли
возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой
середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка
погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать
люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло:
не весело войти ночью в мужицкую избу…
-Какие слова являются ключевыми при описании избы?
- Какие чувства испытывает рассказчик, глядя на лесника, его детей, избу?
Учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя следующие формулировки (прием «Толстые и тонкие вопросы»):
Толстые вопросы
|
Тонкие вопросы
|
Объясните, почему…?
Согласны ли вы с тем, что…?
Почему вы считаете…?
|
Кто?
Что?
Где?
Было ли…?
|
Вывод (делают учащиеся) Интерьер помогает нам …
4. Осмысление проблем, заявленных в рассказе.
- С какой целью автор рисует портрет пойманного мужика?
-Какие чувства испытывает автор к пойманному мужику? Докажите текстом.
-Что заставило мужика грабить барское добро? М.б. он не знал о наказании?
-Ожидали ли вы такой развязки событий?
Почему Фома уклоняется от похвалы барина?
Групповая работа.
Учитель предлагает проанализировать цитату из рассказа :
- Ну, Бирюк, - промолвил я наконец, - удивил ты меня: ты, я вижу,
славный малый.
- Э, полноте, барин, - перебил он меня с досадой, - не извольте только
сказывать. Да уж я лучше вас провожу, - прибавил он, - знать, дождика-то вам
не переждать...
Сформулировать проблемы. Определить, актуальны ли данные проблемы в наше время. По ходу работы, учащиеся заполняют таблицу:
Цитата
|
Комментарий
|
Актуальность
|
|
|
|
|
|
|
Этот вид работы позволит сконцентрировать внимание учащихся на результатах работы .
Актуальность проблемы:
Борьба чувства долга и жалости .
Т. е между чувством и долгом что выбирает Бирюк? Соответствует ли прозвище правде о леснике?
Какова роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении?
Прием «Колесо проблем»:
1.Проблема чувства долга и жалости (гуманизма) в русской литературе.
2. Проблема тяжёлой материальной жизни простых людей.
3. В сложной жизненной ситуации проявляется красота и сила русской души, её способность к самопожертвованию ради других.
4. Человеческое достоинство и душевное богатство героя Тургенева - человека из народа.
III. Рефлексия
. Ребятам предлагается выполнить творческое задание
- Синквейн «Бирюк»
Бирюк
Могуч, красив, противоречив
Работает, не ворует, не зарится на чужое
Каждый должен быть профессионалом в своём деле.
Человек.
- А сейчас вернёмся к названию рассказа и выскажем своё мнение.
Учащиеся делают вывод о том, что Фома человек, а не волк и не зверь
Домашнее задание. Напишите рассказ о том, как в силу тех или иных обстоятельств с неожиданной стороны раскрылся характер человека.
|
На: Варламова Татьяна Анатольевна- участник конкурса -тренинга "
Татьяна Анатольевна! Спасибо за материал. Только Вам нужно записаться в таблицу и дать ссылку на материал. http://www.openclass.ru/node/454988
Н.Горох