Официальный сайт медиатэк 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Варламова Татьяна Анатольевна- участник конкурса -тренинга "Мастер- класс учителей - словесников по использованию ТРКМЧП"

Выберите действие:

Мастер – класс по технологии развития критического мышления.

     Тема: «Роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении» (по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

 ( тему урока и цели урока назовут сами ученики, но немного позже)

 

Автор: Варламова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы   высшей квалификационной категории

Место работы: МАОУ «Лицей № 4 г. Перми.

 

 I. Вызов 

  1). - Сегодня на уроке мы будем говорить о рассказе Тургенева «Бирюк»

-Как зовут главного героя рассказа?

-Почему  Тургенев назвал свой рассказ «Бирюк»?( ваше мнение)

-В учебнике есть определение данного слова. Сколько лексических значений вы нашли?

Объясните.

Учащиеся объясняют:

1.Зверь.

2.Волк.

3. «Нелюдимый, угрюмый человек»

-В конце урока,  подводя итоги, мы увидим, зачем Тургенев назвал так свой рассказ.

 

2.) Прогнозирование

 Прием «Корзина идей»:

1. Индивидуальная работа.

2. Обмен  информацией в группах.

3.. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «Корзине идей».

4. На стадии рефлексии происходит возврат к « Корзине идей»  с целью анализа актуальности

 

Учитель  раздаёт листы с заданием ( см. Приложение к уроку)

Задание№ 1

  •        пейзаж
  •       портрет
  •       интерьер

Учащиеся  записывают  значения  данных  слов на листках, затем объясняют.

- Как вы думаете, почему я записала эти слова именно в этом порядке?

-Что помогают данные слова увидеть в художественном произведении?

(учащиеся объясняют)

Задание №2

  • классицизм
  • романтизм
  • реализм

- К какому литературному направлению относится данное произведение?

- А сейчас  давайте  попробуем  назвать  тему нашего  урока и определить цели и задачи.

( учащиеся формулируют тему и цели и задачи урока)

 

II. Осмысление

Прием «Чтение с остановками»

 

  1. - Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа?

Учащиеся  находят  в  рассказе  описание  грозы (краски,  запахи, звуки, состояние природы  и объясняют,

 с какой целью Тургенев рисует портрет главного героя во взаимосвязи с грозой )

-Какова роль образа- символа  грозы в литературе?

-Какие пейзажные зарисовки помогают нам  понять образ главного героя? Какие

 выразительно- изобразительные средства использует автор при описании грозы?

Учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя следующие формулировки  (прием «Толстые и тонкие вопросы»):

 

                      Толстые вопросы

              Тонкие вопросы

 

Объясните, почему…?

Согласны ли вы с тем, что…?

Почему вы считаете…?

 

Кто?

Что?

Где?

Было ли…?

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные вопросы:

 

 

Дополнительные вопросы:

- Почему образ Бирюка противоречивый? Что заставляет его в такую погоду  находиться в лесу?

 – Почему его имя ни о чём не говорит рассказчику, а вот прозвище известно всей округе?

2.-Какие чувства испытывает рассказчик, глядя на героя?

-Как портрет помогает нам понять авторские эмоции?

 

- Слушаем текст далее со слов «Я посмотрел на него.  Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста,  плечист и  сложен на славу……...

выпукло выставлялись его могучие мышцы.  Черная курчавая борода закрывала до

половины его  суровое и  мужественное лицо;  из-под сросшихся широких бровей

смело  глядели небольшие карие  глаза.  Он  слегка  уперся руками в  бока  и

остановился передо мною… 

 

Учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя следующие формулировки  (прием «Толстые и тонкие вопросы»):

 

                      Толстые вопросы

              Тонкие вопросы

 

Объясните, почему…?

Согласны ли вы с тем, что…?

Почему вы считаете…?

 

Кто?

Что?

Где?

Было ли…?

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод (делают учащиеся) Портрет помогает нам понять авторское отношение к герою, характер героя…..

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

3.Почему Бирюк неподкупен? Наверное, богат? Живёт в достатке?

-Найдите описание избы Бирюка.

«Изба лесника состояла из одной комнаты,  закоптелой,  низкой и  пустой,
без полатей и перегородок.  Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало
одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли
возле печки.  Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой
середине избы  висела люлька,  привязанная к  концу длинного шеста.  Девочка
погасила фонарь,  присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать
люльку,  левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло:
не  весело войти  ночью  в  мужицкую избу… 

 

-Какие слова являются ключевыми при описании избы?

- Какие чувства испытывает рассказчик,  глядя на лесника,  его детей, избу?

 

Учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя следующие формулировки  (прием «Толстые и тонкие вопросы»):

 

                      Толстые вопросы

              Тонкие вопросы

 

Объясните, почему…?

Согласны ли вы с тем, что…?

Почему вы считаете…?

 

Кто?

Что?

Где?

Было ли…?

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод (делают учащиеся) Интерьер помогает нам …

 

4. Осмысление проблем, заявленных в рассказе.

- С какой целью автор рисует портрет пойманного мужика?

-Какие чувства испытывает автор к пойманному мужику? Докажите текстом.

-Что заставило мужика грабить барское добро? М.б. он не знал о наказании?

-Ожидали ли вы такой развязки событий?

Почему Фома уклоняется от похвалы барина?

 

Групповая работа.

Учитель предлагает проанализировать цитату  из рассказа : 
  - Ну,  Бирюк,  -  промолвил я наконец,  -  удивил ты меня:  ты, я вижу,
славный малый.
     - Э,  полноте, барин, - перебил он меня с досадой, - не извольте только
сказывать. Да уж я лучше вас провожу, - прибавил он, - знать, дождика-то вам
не переждать...

  Сформулировать проблемы. Определить, актуальны ли данные проблемы в наше время. По ходу работы, учащиеся заполняют таблицу:

 

Цитата

Комментарий

Актуальность

 

 

 

 

 

 

 Этот вид работы позволит сконцентрировать внимание учащихся на результатах работы .

 

 

 

Актуальность проблемы:

Борьба чувства долга и жалости .

Т. е между чувством и  долгом что выбирает Бирюк? Соответствует ли прозвище правде о леснике?

Какова роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении?

 

Прием «Колесо проблем»:

1.Проблема  чувства долга и жалости (гуманизма) в русской литературе.

2. Проблема тяжёлой материальной жизни простых людей.

3. В сложной жизненной ситуации проявляется  красота  и сила русской души, её способность к самопожертвованию ради других.

4. Человеческое достоинство  и душевное богатство героя Тургенева - человека из народа.

III. Рефлексия

 

. Ребятам предлагается выполнить  творческое задание

 

Синквейн «Бирюк»

 

Бирюк

Могуч, красив, противоречив

Работает, не ворует, не зарится на чужое

Каждый должен быть профессионалом в своём деле.

Человек.

 

- А сейчас вернёмся к названию рассказа и выскажем своё мнение.

 Учащиеся делают вывод о том, что Фома человек, а не волк и не зверь

 

Домашнее  задание.    Напишите рассказ о том, как в силу тех или иных обстоятельств  с  неожиданной стороны раскрылся характер человека.


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Варламова Татьяна Анатольевна- участник конкурса -тренинга "


Татьяна Анатольевна! Спасибо за материал. Только Вам нужно записаться в таблицу и дать ссылку на материал. http://www.openclass.ru/node/454988

Н.Горох



Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн