Технология развития критического мышления
на уроках литературного чтения.
1 стадия - вызов.
1. Приём "Ассоциации".
Прочитайте название сказки. Поразмышляйте, бывают ли лягушки путешественниками? Как это может быть? Какаие ассоциации у вас возникли, прочитав название произведения?
2. Приём "Водопад".
1 вариант. Расскажите, что вы знаете об утках. Изобразите их.
2 вариант. Расскажите, что знаете о лягушках. Изобразите их.
3.Приём "Верите ли вы..."
Работа по карточкам. Если вы согласны с высказыванием, то рядом напишите слово "да",если не согласны с высказыванием, то напишите слово "нет".
1. Верите ли вы, что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?
2. Верите ли вы,что лягушка отправилась в путешествие с утками на юг?
3. Верите ли вы, что лягушка прицепилась к прутику лапками, а утки подхватили прутик с лягушкой и полетели?
4.Верите ли вы, что лягушка долетела с утками до юга?
5. Верите ли вы,что лягушка отцепилась от прутика, потому что устала держаться за него?
6. Верите ли вы, что лягушка упала с высоты и осталась жива?
7. Верите ли вы, что лягушка любила хвастаться?
4. Приём "Верные и неверные утверждения.
Если вы согласны с утверждением, то поставьте знак "+". Если вы не согласны с утверждением, то поставьте знак " - ".
1.История с лягушкой произошла осенью.
2. Лягушка пришла в восторг, когда утки рассказали ей про юг.
3. Утки сами придумали, как им взять с собой лягушку на юг.
4. Лягушка сама придумала путешествовать на прутике с утками.
5. Лягушка отправилась в путешествие на спине одной из уток.
6.Оторвавшись от прутика, лягушка бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.
2 стадия - осмысление.
1. Приём "Тонкие и толстые вопросы".
Работа в группах. Две группы придумывают тонкие вопросы, а две другие группы - толстые вопросы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Тонкие вопросы |
Толстые вопросы. |
1.Где сидела лягушка? |
Почему лягушка решила отправиться в дальние края? |
2. С кем путешествовала лягушка? |
Как чувствовала себя лягушка во время путешествия? |
3.Куда отправилась лягушка-путешественница с утками? |
Почему лягушка просила лететь уток пониже? |
4. Чем лягушка прицепилась к прутику? |
Почему не состоялось путешествие лягушки? |
5. Куда упала путешественница? |
Могло ли путешествие лягушки закончиться удачно?
|
2. Приём "Ромашка Блума"или "Ромашка вопросов"
Составьте вопросы к тексту и запишите их на лепестках ромашки. 1 лепесток- простые вопросы, 2 лепесток -объясняющие вопросы, 3 лепесток - уточняющие вопросы, 4 лепесток - оценочные вопросы, 5 лепесток - практические вопросы, 6 лепесток - творческие вопросы.
Например.
Простые вопросы. Где жила лягушка?
Объясняющие вопросы. Почему утки согласились взять с собой лягушку?
Уточняющие вопросы. Верно ли, что лягушка была очень хвастливой?
Оценочные вопросы.Что можете сказать о чувствах лягушки во время полёта?
Практические вопросы. Как бы вы поступили на месте лягушки?
Творческие вопросы. Что было, если бы лягушка не была хвастливой?
3. Приём "Концептуальная таблица".
С какой басней можно сравнить произведение В. М. Гаршина? Придумайте линию сравнения и заполните таблицу. Работа в парах.
Например.
Линия сравнения |
Произведение В. М. Гаршина |
Произведение И. А. Крылова |
Название |
"Лягушка- путешественница" |
"Ворона и Лисица" |
Жанр |
Литературная сказка |
Басня |
Каким языком написано произведение? |
Прозаическим |
Поэтическим |
Главные герои |
Лягушка, утки |
Ворона, лисица |
Можно ли прочитать по ролям? |
Да |
Да |
Почему пострадали главные героини? |
Лягушка пострадала, из- за любви к похвалам, из-за своего хвастовства. |
Ворона пострадала из-за любви к похвалам. |
3 стадия- рефлексия.
1. Приём "Синквейн"
1. Лягушка
2. Любопытная, сообразительная.
3. Изобретает, путешествует, хвастается
4. Изобретает необыкновенный способ путешествия
5. Путешественница.
2. Приём "Шесть шляп".
Перед вами шляпы разного цвета. У каждой шляпы своё название и свой вопрос. Возьмите любую шляпу и подготовьте сообщение.
1. Белая шляпа - факты. Соберите все факты,опираясь на текст, из жизни лягушки.
2. Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история с лягушкой?
3. Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение В. М. Гаршина?
4. Чёрная шляпа - критика. Какие трагические события могли произойти с лягушкой?
5.Зелёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё окончание истории.
6. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение?
|
На: Межрегиональный конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-слове
Уважаемая Галина Александровна, спасибо за демонстрацию использования различных приёмов на уроке! Действительно, вариантов много! И это здорово!
Я только не совсем поняла суть приёма "Водопад". Не могли бы Вы описать его более подробно.
С уважением, Юлия Михайловна.
На: Межрегиональный конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-слове
Галина Александровна, спасибо! Очень понравилось использование приемов "Ромашка Блума" и "Шесть шляп мышления". Замечательный мастер-класс!
С уважением, Екатерина Толстова
На: Межрегиональный конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-слове
Галина Александровна! Вы очень емко и вместе с тем содержательно сумели изложить приемы ТРКМ, продемонстрировать на материале урока.
На: Межрегиональный конкурс-тренинг "Мастер-класс учителей-слове
Спасибо!