Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок литературы в 11 классе по теме «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и их евангельская основа».

Размещено: Ольга Владимировна Сергеева - чт, 28/08/2014 - 18:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сергеева Ольга Владимировна
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы МКОУ "Тельмановская СОШ"

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
  • Цель урока: создать условия для исследования и осмысления философско-этических проблем «ершалаимских» глав романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 

 

Задачи урока:

 

Образовательные:

  • познакомить с композиционными и стилистическими особенностями романа;
  • показать исторические и евангельские основы романа, углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок;

Развивающие:

  • развитие  мыслительных способностей учащихся, умений находить, осваивать новую информацию, сопоставлять факты и явления, обобщать и делать самостоятельные выводы; овладение культурой ведения дискуссий;

Воспитательные:

  • воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед Богом и совестью за каждый свой шаг.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемая методическая литература: 

 

  1. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Избранные сочинения, том второй, Москва, «Литература», 2000г.
  2. Библия, Российское Библейское Общество, Москва, 2000г. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
  3. Библейская энциклопедия1990г.- 2-ое издание, репринтное, «Свято-Троицкая Сергиева Лавра»
  4. Б.В.Соколов «Булгаковская энциклопедия», Москва, «Миф», 1996г.
  5. Школьная энциклопедия. История Древнего мира. Москва, «Олма-пресс Образование», 2003г.
  6. Черкезова М.В.»Библейские мотивы в русской литературе. Дидактические материалы», «Литература в школе»- 1997, № 2.
  7. Л.Яновская «Творческий путь Михаила Булгакова», Москва, 1983г.
  8. В.Лакшин «Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир»- 1968г. №6.
  9. Л.Волынский «Лицо времени. Книга о русских художниках», Москва, «Детская литература», 1971г.

 

 

 

Используемое оборудование: 

Мультимедийное оборудование; презентация к уроку; cловарь - справочник читателя романа; выставка «Библейские мотивы в живописи»; электронный словарь-справочник с приложениями (Приложение 7); опорный конспект и сопоставительная таблица (раздаточный материал)

 

Используемые ЦОР: 

презентация, словарь-справочник

Краткое описание: 
<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В основе данного проблемно-развивающего урока лежит вопрос:&nbsp;&nbsp; &laquo;Что объединяет роман, признанный православной церковью еретическим, с Евангелие?&raquo; <strong>Идея,</strong> лежащая в основе &laquo;ершалаимских&raquo; глав и проповедуемая православием, и есть то открытие, которое делают учащиеся в результате исследования: человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью. Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Идея урока и <strong>его цели реализуются</strong> за счет использования широкого перечня методических приемов, логично ведущих к решению поставленных задач: лекция учителя, реализация индивидуальных сообщений, исследовательская работа в группах с сопоставительной таблицей (активная форма обучения), эвристическая беседа, коллективный просмотр видеофрагмента и его обсуждение, комментарий учителя, выразительное чтение и чтение в лицах, коллективное прослушивание фонограммы песни. В урок включена коллективная, индивидуальная и групповая деятельность учащихся. Урок интегрированный, т.к. очевидно прослеживается связь с историей, географией (географические карты словаря-справочника), живописью, музыкой, киноискусством. Особую роль в реализации идеи играют <strong>материалы по методическому обеспечению педагогических технологий урока:</strong></p> <p>опорный конспект урока (раздаточный материал), сопоставительная таблица для исследования фактов текста романа и сравнения с Евангелие, презентация(14 слайдов), репродукции картин, видеофрагмент, аудиофрагмент.</p>

      В основе данного проблемно-развивающего урока лежит вопрос:   «Что объединяет роман, признанный православной церковью еретическим, с Евангелие?» Идея, лежащая в основе «ершалаимских» глав и проповедуемая православием, и есть то открытие, которое делают учащиеся в результате исследования: человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью. Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия.

     Идея урока и его цели реализуются за счет использования широкого перечня методических приемов, логично ведущих к решению поставленных задач: лекция учителя, реализация индивидуальных сообщений, исследовательская работа в группах с сопоставительной таблицей (активная форма обучения), эвристическая беседа, коллективный просмотр видеофрагмента и его обсуждение, комментарий учителя, выразительное чтение и чтение в лицах, коллективное прослушивание фонограммы песни. В урок включена коллективная, индивидуальная и групповая деятельность учащихся. Урок интегрированный, т.к. очевидно прослеживается связь с историей, географией (географические карты словаря-справочника), живописью, музыкой, киноискусством. Особую роль в реализации идеи играют материалы по методическому обеспечению педагогических технологий урока:

опорный конспект урока (раздаточный материал), сопоставительная таблица для исследования фактов текста романа и сравнения с Евангелие, презентация(14 слайдов), репродукции картин, видеофрагмент, аудиофрагмент. Все материалы к уроку оформлены в виде сайта (электронный словарь-справочник – Приложение 7)

     Программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной (базовый уровень) предполагает на изучение творчества М. А. Булгакова отвести 5 учебных часов. Предлагаются на выбор романы «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». Как правило, учащиеся выбирают последний. Имея возможность варьировать программное содержание, я распределила его следующим образом:

  1. Вступительный. Интеллигенция начала 20-го века. Проблема писательского выбора. Булгаков и власть. История создания романа «Мастер и Маргарита». Булгаков о Доме и Боге.
  2. Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа. Евангельская основа романа. Композиция, жанр.
  3. Тема любви в романе «Мастер и Маргарита»
  4. Сатира в «московских» главах романа.
  5. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и в пьесе «Дни Турбиных».

     Таким образом, все программное содержание логично организуется, а яркость «любовных» и «московских» глав изначально не заслоняет  главного, серьезнейшего содержания «ершалаимских».

     Методики, приемы и средства обучения на уроке отобраны с учетом темы, целей урока, возможностей учителя и учащихся, с учетом учебно-методической базы кабинета. По дидактической цели данный урок может быть признан комбинированным. Коммуникативный, исследовательский и дискуссионный принципы, осуществленные на данном уроке, позволяют говорить о нем как об уроке, направленном на развивающее обучение.  В ходе урока реализуются все целевые установки. Урок, бесспорно, способствует формированию духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, и приближает учащихся к постижению одного из вершинных произведений отечественной литературы.

     Урок  способствует активному умственному росту, межличностному и межкультурному диалогу, реализует межпредметные связи, формирует навыки поиска нужной информации.

 

Прикрепленный файл Размер
Статья.DOC_..doc 87.5 Кбайт
Приложение 1..docx 20.18 Кбайт
Приложение 2..docx 58.82 Кбайт
Словарь-справочник.docx 42.06 Кбайт
Тезисы. DOC..docx 18.32 Кбайт
Приложение 3..ppt 6.46 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн