Урок литературы в 11 классе по теме «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и их евангельская основа».
Размещено: Ольга Владимировна Сергеева - чт, 28/08/2014 - 18:10
В основе данного проблемно-развивающего урока лежит вопрос: «Что объединяет роман, признанный православной церковью еретическим, с Евангелие?» Идея, лежащая в основе «ершалаимских» глав и проповедуемая православием, и есть то открытие, которое делают учащиеся в результате исследования: человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью. Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия.
Идея урока и его цели реализуются за счет использования широкого перечня методических приемов, логично ведущих к решению поставленных задач: лекция учителя, реализация индивидуальных сообщений, исследовательская работа в группах с сопоставительной таблицей (активная форма обучения), эвристическая беседа, коллективный просмотр видеофрагмента и его обсуждение, комментарий учителя, выразительное чтение и чтение в лицах, коллективное прослушивание фонограммы песни. В урок включена коллективная, индивидуальная и групповая деятельность учащихся. Урок интегрированный, т.к. очевидно прослеживается связь с историей, географией (географические карты словаря-справочника), живописью, музыкой, киноискусством. Особую роль в реализации идеи играют материалы по методическому обеспечению педагогических технологий урока:
опорный конспект урока (раздаточный материал), сопоставительная таблица для исследования фактов текста романа и сравнения с Евангелие, презентация(14 слайдов), репродукции картин, видеофрагмент, аудиофрагмент. Все материалы к уроку оформлены в виде сайта (электронный словарь-справочник – Приложение 7)
Программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной (базовый уровень) предполагает на изучение творчества М. А. Булгакова отвести 5 учебных часов. Предлагаются на выбор романы «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». Как правило, учащиеся выбирают последний. Имея возможность варьировать программное содержание, я распределила его следующим образом:
Вступительный. Интеллигенция начала 20-го века. Проблема писательского выбора. Булгаков и власть. История создания романа «Мастер и Маргарита». Булгаков о Доме и Боге.
Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа. Евангельская основа романа. Композиция, жанр.
Тема любви в романе «Мастер и Маргарита»
Сатира в «московских» главах романа.
Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и в пьесе «Дни Турбиных».
Таким образом, все программное содержание логично организуется, а яркость «любовных» и «московских» глав изначально не заслоняет главного, серьезнейшего содержания «ершалаимских».
Методики, приемы и средства обучения на уроке отобраны с учетом темы, целей урока, возможностей учителя и учащихся, с учетом учебно-методической базы кабинета. По дидактической цели данный урок может быть признан комбинированным. Коммуникативный, исследовательский и дискуссионный принципы, осуществленные на данном уроке, позволяют говорить о нем как об уроке, направленном на развивающее обучение. В ходе урока реализуются все целевые установки. Урок, бесспорно, способствует формированию духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, и приближает учащихся к постижению одного из вершинных произведений отечественной литературы.
Урок способствует активному умственному росту, межличностному и межкультурному диалогу, реализует межпредметные связи, формирует навыки поиска нужной информации.