Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Христианские мотивы в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Submitted by Наталья Николаевна Барышникова on чт, 28/08/2014 - 17:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Барышникова Наталья Николаевна
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы МОУ "Гимназия г. Вольска Саратовской области"
 

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Провести аспектный анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с точки зрения христианской эстетики и этики.
 

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: 

Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.  – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010.


 

Используемая методическая литература: 

Шапошникова В. В. Семейные ценности в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина// Русская словесность.2009.№1.

Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

Мудрость духовная в изречениях отцов церкви. Сост. И. Новожилов. М., 2003.

Непомнящий В. С. Русская картина мира// Непомнящий В. С. Пушкин. Избранные работы. Кн. П. М., 2001.


 

Используемое оборудование: 

Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация по теме урока, магнитная доска, карточки для кластера.
 

Используемые ЦОР: 

Авторская мультимедийная презентация.
 

Краткое описание: 
<p>Данный урок поможет обучающимся по-новому взглянуть на творчество А.С. Пушкина и увидеть в нем и его произведениях глубокую христианскую веру и нравственную чистоту. Использование технологии развития критического мышления поможет сделать собственные открытия и сформулировать выводы по проблеме урока.<br /> &nbsp;</p>

Тема урока: Христианские мотивы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока: Провести аспектный анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с точки зрения христианской эстетики и этики.

Задачи урока:

1.Обучать внимательной и вдумчивой работе с текстом произведения.

 2.Формировать навыки исследовательского анализа текста художественного произведения.

3. Воспитывать глубокие нравственные чувства подростков, основанные на православной вере.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация по теме урока, магнитная доска, карточки для кластера.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Анализ эпиграфа.

Такой внимательный и благодарный читатель пушкинской повести, как М.М.Пришвин, имел основания записать в дневнике: "Моя родина не Елец, где я родился, не Петербург, где я наладился жить, – то и другое для меня теперь археология, моя родина, непревзойденная в простой красоте, в сочетавшейся с нею доброте и мудрости, – моя родина – это повесть Пушкина "Капитанская дочка".

- Как вы думаете, что он имел в виду? («Капитанская дочка» - истинно народное произведение.)

  1. Вступительное слово учителя.

А.С.Пушкин в статье "О народности в литературе" отмечал, что народность есть "достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками – для других оно или не существует, или даже может показаться пороком". В этой же статье указаны "параметры" народности, дающие "каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии": это, по Пушкину, "климат, образ правления, вера". Различный у каждого народа "образ мыслей и чувствований" по-своему отражается в литературном творчестве. Что же касается русского "образа мыслей", то поздний Пушкин убежден: "греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер".

- Какие три составляющие народности отмечает Пушкин? ("климат, образ правления, вера")

-На последней составляющей мы и сосредоточим свое внимание.

- Как вы понимаете выражение «греческое вероисповедание»? (Православие. До 1918 года наша церковь именовалась греко-российской православной.)

     4. Сообщение группы исследователей.

Тема исследования – «Отражение в повести «Капитанская дочка» христианских топосов, связанных с Богом».

«Бог» в «Капитанской дочке» - сила действующая, могущая в отдельных случаях направить поступки героев, определить оценки, сила, наблюдаемая в речи персонажей и автора. Начнем с того, что это слово, а также другие названия Бога (Господь, Господь Бог, Владыко и др.) упоминаются в небольшой повести 137 раз.

Обратим внимание, что славословие богу «Слава богу» (с разным, так сказать, накалом – от «проходного» до патетического) произнесено 21 раз восемью персонажами и автором, это тоже своего рода молитва.

Из анализа творческой истории повести в интересующем нас аспекте можно сделать вывод о том, что изменения текста имели направление увеличить, а не уменьшить количество выражений со словом «бог».  (Появляется первый пункт кластера – «Бог».)

- Почему в произведении так много слов, несущих на себе печать христианской нравственности?

- Вера в Бога – одна из составляющих русского менталитета, определяющая силу духа нашего народа, а А.С. Пушкин был истинно русским человеком, также в конце жизни – глубоко верующим человеком. Это видно из его произведений, в частности из повести «Капитанская дочка».

5. Словарь урока. Сообщение группы №2.

- Задание для группы было: определить и систематизировать христианские мотивы, отраженные в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1 группа – христианские ценности, связанные с семьей:

Семья, Дом, Любовь между членами семьи, Почитание родителей детьми и Забота родителей о детях, Благословение, Наказы. Все это прообраз Народа, его соборности, то есть единения.  (В это время учитель заполняет следующие пункты кластера.)

2 группа - мотив, связанный с непосредственным обращением к Богу:

Молитва.

3 группа - мотивы, связанные с христианскими заповедями:

Добродетель, Милость, Совесть, Честь, Целомудрие, Долг, Верность.

6. Анализ произведения.

- У нас получился своеобразный план, в соответствии с которым я предлагаю построить наш с вами разговор на уроке.

- Пушкинское произведение может быть понято как эстетический образец следования православной этике.

-  При анализе необходимо всегда помнить, "что "Капитанская дочка" представляет собой особый текст. Это, прежде всего, записки Петра Андреевича Гринева.

- Как они появились у издателя – Пушкина? (Внук Гринева передал записки деда, предназначавшиеся для семейного прочтения, Издателю, который напечатал их с согласия родственников.)

- Какая же важнейшая христианская ценность находит отражение в этом авторском композиционном решении?

Семья. Дом.

- Среди вечных ценностей русской жизни проявляет особое место занимает семья, получившая в православии наименование «малой церкви».

- Какие семьи представлены в повести? (Гриневы и Мироновы – отражается в кластере.)

- Люди как семья, где отец – Бог, а все – братья, - вот заветная мысль автора «Капитанской дочки» и слово надежды о России.

- Какие семейные ценности пропагандирует автор в произведении? (Дом, любовь между членами семьи, уважение, почитание детьми родителей и забота родителей о детях, родительское благословение и наказы.)

- В каких эпизодах повести мы видим это?

1) - Отъезд Гринева из дома на службу.

2)  Но применительно к понятию «Семья» рассматривается в произведении и Белогорская крепость.

Конечно, Белогорская крепость является, по сути дела, домом — со всеми свойственными этому идиллическому топосу атрибутами. Уже в эпиграфе к третьей главе налицо идиллическое уподобление "фортеции" дому, где "хлеб едим и воду пьем". Не случайно первая же фраза первого встретившегося Гриневу обитателя "фортеции" — "Войди батюшка <...> наши дома". Показательна и свойственная этому топосу "домашняя" иерархия ценностей: "Скажи барину: гости-де ждут, щи простынут <...> ученье не уйдет". Ритм повседневной жизни диктуют здесь "щи" и "гости" (причем Гринев "был <...> принят как родной"), но не "ученье". Василиса Егоровна "на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком".

Одновременно крепость характеризуется как "богоспасаемая", несмотря на последующее взятие мятежным Пугачевым. Суждение о покоренной Пугачевым, но тем не менее богоспасаемой крепости можно адекватно понять только изнутри православной ментальности: речь идет не о возможной военной удаче (или неудаче) в однократном конкретном сражении, а о спасении души перед Богом (вспомним Евангелие: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а душе своей повредить»?)

Но связано это спасение с честью и воинским долгом, верности данному слову.

Благословение.

- Мотив благословения является центральной проблемой поэтики "Капитанской дочки". Приведем несколько характерных примеров, свидетельствующих о значимости данного мотива в художественном мире произведения.

1)"Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: "Прощай Петр. Служи верно, кому присягнешь, <...> и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду"".

2) В эпизоде сна Гринева, в котором тот видит "нечто пророческое", центральное место занимает, как известно, именно благословение. Матушка, обращаясь к "Андрею Петровичу" (в этом эпизоде сна — до того, как герой "устремил глаза <...> на больного" — метаморфоза с "отцом" еще не стала фактом сознания героя и читателя), говорит: "Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его". Уже после трансформации "больного" в мужика "с черной бородою" и вопроса Гринева — "с какой стати мне просить благословения у мужика?", матушка произносит: "Все равно, Петруша <...> это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит..." Наконец, сам "страшный мужик" "ласково меня (Петра Гринева. – И. Е.) кликал, говоря: "Не бойсь, подойди под мое благословение..."

3)Петр Гринев, как вы помните, "решился <...> писать к батюшке <...> прося родительского благословения" взять в жены Машу Миронову, и получив отказ ("моего благословения <...> дать я тебе не намерен"), заявляет "я готов на все". В этом месте повести возникает романтический вариант "возможного сюжета", для которого взаимная любовь героев является вполне достаточным условием венчания — без благословения. Однако пушкинская героиня отвергает эту возможность: "Бог лучше нашего знает, что нам надобно"; "Покоримся воле Божией"; "Нет... Я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет нам счастия"; "Она чувствовала, что судьба ее соединена была с моею. Но она повторила, что не иначе будет моею женой, как с согласия моих родителей. Я ей не противуречил".

4) Накануне мученической смерти Василиса Егоровна, обращаясь к мужу, говорит: "...в животе и смерти Бог волен: благослови Машу": "Маша <...> подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. Старый комендант перекрестил ее трижды; потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: "Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: он тебя не оставит"". Благословение в данном случае соседствует с наказом "молись Богу".

Молитва.

- Обратимся к эпизодам повести, связанным с молитвой. Оказывается, что молитва, как и благословение, возникает в тексте повести в самых кульминационных, решающих, пороговых ситуациях.

1) Гринев перед решающим приступом крепости, прощаясь с Машей, говорит: "Что бы со мной ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе!" Он же, ожидая "очереди" на виселицу, сдерживает свое слово: "Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля Его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу". Чудеса Господни проявляются в этом эпизоде не в виде фокуса, благоприятного стечения внешних обстоятельств, а как особый ответ на молитву, выстраданную героем.

2)В ожидании расправы после вылазки в Белогорскую крепость Савельич "крестился, читая про себя молитву". Он же говорит Пугачеву: "Век за тебя буду Бога молить". Казалось бы, эти слова — обычная хитрость Савельича, а потому относиться к ним всерьез решительно невозможно. Однако и Петр Гринев более чем серьезно говорит Пугачеву, погубившему незадолго до этого отца и мать его невесты: "где бы ты ни был и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души". При этом "казалось, суровая душа Пугачева была тронута". В  этот момент открывается истинно христианское отношение к греху и к грешникам: осуждая грех, христиане молятся о спасении души грешника. Этому нужно учиться и нам с вами: не желать зла тому, кто сделал нам плохо, а искренне пожалеть его, как мы пожалели бы, например, больного человека.

3)Будучи под арестом и ожидая суда, Гринев "не терял присутствия ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мной будет". Положился на волю Божию.

4) Просмотр эпизода фильма «Русский бунт» - молитва героев (1ч. 51 мин.)

И действительно, государыня завершает дело: "дело ваше кончено". В русской художественной литературе это далеко не единственный случай непосредственного и прямого "осуществления молитвы", свидетельствующий о глубинных токах православной духовной традиции.

5. Добродетель. Милость.

1) - Разумеется, в мире, основывающемся на христианских ценностях, "детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял от петли". Пугачев замечает Гриневу как "государь": "я помиловал тебя за твою добродетель", хотя "ты крепко передо мною виноват".

2)Маша Миронова у государыни "приехала просить милости, а не правосудия". Даже плутоватый урядник Максимыч, заявляющий Гриневу будто бы совершенно всуе — "вечно за вас буду Бога молить", впоследствии, передавая письмо из Белогорской крепости, тем самым деятельно помогает герою в спасении Маши Мироновой после вопроса, убеждающего в несуетности его обещания ("Как вас Бог милует?").

- В "Капитанской дочке" замечательна последовательная ориентация на "милость"  и "благодать Божию" (а не "правосудие"), равно как и отказ от "законничества" у полярных персонажей романа: Екатерины II и Пугачева. Существенно, что в этот характерный для русского менталитета этический ореол попадают практически все (за некоторыми исключениями) пушкинские персонажи.

- В каких эпизодах повести милость изменяет дальнейший ход событий в повести?

1)Так, Петр Гринев, который проницательно "чувствовал, что любовь моя не слишком его (отца. — И.Е.) тронет и что он будет на нее смотреть, как на блажь молодого человека" (отец видит в этой "романтической" любви "проказы", за которые виновника надлежит "проучить <...> путем"), после постигших Машу Миронову бедствий "знал, что отец почтет за счастье и вменит себе в обязанность принять дочь заслуженного воина, погибшего за отечество". Мы видим, что "обязанность" (т. е. долг гостеприимства) непосредственно следует за счастьем принять пострадавшую сироту. За такой готовностью стоит, конечно, христианское отношение к ближнему (прямо противоположное меркантильному прагматическому расчету на выгодную женитьбу сына). Уверенность героя  вполне подтверждается: "Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. <...> Моя любовь уже не казалась батюшке пустой блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке". Ключевым понятием является именно благодать Божия (источник счастья человеческого), которую люди "старого века" видели в деятельной поддержке наиболее нуждающегося и наиболее слабого поэтому человека: не "обласкать бедную сироту" — значит, поступить противно христианской православной совести.

Мы видим не заискивание перед богатым и удачливым, а христианскую помощь неимущему и нуждающемуся. Возникает новое — во Христе — благодатное единение людей. Причем, оно изображается во вполне реалистическом произведении, а не в житийной литературе. Впрочем, такой стиль поведения, соответствующий православному типу культуры, хорошо знаком русскому читателю по его многочисленным "жизненным аналогам".

2)В разбираемом нами пушкинском тексте даже Пугачев, хотя и "потрясал государством", но в своем бытовом поведении, как оно представлено в пушкинской повести, пытается вписаться в нормы христианской морали: "Кто из моих людей смеет обижать сироту?" — закричал он. "Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет. Говори: кто виноватый?"

2)Известный эпизод, в котором Пугачев пересказывает калмыцкую сказку об орле и вороне, организован автором таким образом, что последнее слово остается не за самозванцем, а за Гриневым: "жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину". Причем существенно также последовавшее за этим возражением молчание Пугачева, который "посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал".

6. Честь и совесть как христианские ценности.

Чрезвычайно важен для адекватного истолкования пушкинской повести тот факт, что понятие чести (это достоинство человека, носящего на себе образ Божий, а вовсе не сословная спесь) входит в ту же сферу благодати, что и христианская совесть, исполнение заповедей. Мы часто забываем о 9 заповеди – «Не лжесвидетельствуй!», а именно во исполнение этой заповеди необходимо соблюдать данное слово, сохранять верность обещанию, присяге, своему долгу.

Так, Андрей Петрович Гринев говорит о чести своего казненного "пращура", которая понимается им "святынею своей совести". Его сын заявляет Пугачеву: "Только не требуй того, что противоречит чести моей и христианской совести", тем самым неразрывно сопрягая в единстве своей личности "честь" и "христианскую совесть", а также ставя это единство, как и "пращур", превыше жизни ("...Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй...").

- Чего нельзя потребовать у Гринева?

- А как применительно к этой нравственной категории ведет себя Маша Миронова? (Она добродетельна: честна, целомудренна, верна, добра и искренна.)

7. Итог урока.

- Кто же, по мысли Пушкина, достоин простого человеческого счастья?

Потомство Петра Гринева и Маши Мироновой благоденствует, потому что они построили жизнь своей семьи на христианских заповедях с соблюдением христианских ценностей. Они не только приблизились к Богу, но и сблизились между собой и объединились с другими людьми. Это возможно только в том случае, когда люди живут с Богом.

8. Звучит молитва «С нами Бог!»

9. Домашнее задание. Сочинение – рассуждение «Какой видит А.С. Пушкин жизнь достойного человека и христианина? (По повести «Капитанская дочка».)»


 


 


 


 


 


 

Прикрепленный файл Size
День партнерского взаимодействия.pptx 1.69 MB
Христианские мотивы в повести А.docx 14.85 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн