Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Из опыта работы по технологии развития критического мышления учителя литературы

Выберите действие:

Мастер-класс
«Развитие познавательной и творческой активности обучающихся через использование приема «Чтение с остановками» на уроках литературы»
 Мамонтова Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ Стрелицкой СОШ Семилукского района Воронежской области

 

Структура мастер-класса

 1.Краткая характеристика технологии РКМЧП.
 2.Рекомендации к применению приема «Чтение с остановками».
 3.Демонстрация приема «Чтение с остановками» на материале урока по сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок» (6 класс).
 4.Рефлексия.

 

Цель работы: показать, как путем применения приема «Чтение с остановками» можно развивать познавательную и творческую активность школьников, соотносить  собственный жизненный опыт с опытом героев художественного произведения.
Задачи:
-  познакомить с  приемом «Чтение с остановками»;
-  дать методические рекомендации к  применению данного приема;
- на материале урока  попытаться раскрыть преимущество данного  приема при изучении художественного произведения.

 

1. Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии  обучения, которые давали бы  стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной  и творческой активности. Я применяю на  уроках литературы приемы технологии «Развитие критического мышления через   чтение и  письмо». Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Технология развивает умения обучающихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта,  формирует информационные и коммуникативные компетенции учащихся. В основе технологии – творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. В основе технологии РКМЧП лежит трехступенчатая базовая модель получения, восприятия и передачи информации. Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует  трем фазам  урока: фаза вызова, фаза осмысления и фаза рефлексии. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Приемы данной технологии очень разнообразны, их можно использовать на различных этапах урока, комбинировать друг с другом.

2.Прием «Чтение с остановками» повторяет 3 стадии технологии  развития критического мышления и имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия - вызов. На данной стадии на основе  заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. Обучающиеся обсуждают название произведения, прогнозируют его содержание и проблематику.
2 стадия - осмысление. Текст   читается небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.
3 стадия - рефлексия. Проводится заключительная беседа. На этой стадии формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.
Можно предложить следующие рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:
- текст должен быть повествовательный;
- желателен небольшой текст, так как чтение с остановками занимает много времени;
- текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности;
- при чтении важно найти оптимальный момент для остановки;
- после каждой остановки необходимо задавать вопросы.
Вопросы должны охватывать все уровни вопросов Блума:
•    простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти;
•    уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я вас поняла, что…»;
•    интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?);
•    оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке;
•    творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»;
•    практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?».
Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст,  выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению, помогает соотносить собственный  опыт  обучающихся с опытом героев художественного произведения.

3. На материале урока литературы по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок» покажу, как  можно  применить в своей работе прием «Чтение с остановками» ТРКМЧП.
Цели урока:
- познакомить обучающихся со сказкой-былью А.Платонова «Неизвестный цветок», определить идею произведения;
- развивать умение анализировать текст, выражать свои мысли;
- учиться соотносить собственный опыт с опытом героев произведения.
Основной прием – «Чтение с остановками».
Ход урока:
I.Вызов
1. Опора на личный опыт обучающихся:
- Какие произведения А.Платонова вы знаете? (работа в парах).
2. Прогнозирование (корзина идей, работа в группах).
- Почему произведение  так называется?
- Каковы предполагаемые события в нем?
- Почему это сказка-быль?
II.Осмысление
1. Прием «Чтение с остановками».
Чтение текста до слов: «И вот шла однажды…»
1 остановка:
- Каким был неизвестный цветок?
- Почему цветок неизвестный?
- Какой  была жизнь  цветка на пустыре?
- Была ли у цветка цель в жизни?
- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе за жизнь?
- Что произойдет дальше?
Продолжение чтения текста  до слов «…склонилась к нему и поцеловала в светящуюся головку».
2 остановка:
Используя прием  «Тонкие» и  «толстые» вопросы», можно попросить обучающихся задать вопросы ко 2 части текста произведения (работа в группах) или задать вопросы самому:
- Какой момент в жизни цветка можем назвать самым важным?
- Цветок умел говорить. Позвал ли он Дашу?
- Почему девочка вспомнила о маме, рассказывающей ей сказку?
- Почему  Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?
- Какой была Даша?
- Что произойдет дальше и почему?
Читаем текст далее до слов «они уехали».
3 остановка:
- Как вы полагаете, правильно ли поступили дети?
- Какие качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?
- Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?
- Что было дальше?
Слушаем текст до конца.
4 остановка:
- Как изменилась жизнь на пустыре через год?
- Как вы думаете, это конец истории? А как бы закончили ее вы?
- Оправдался ли ваш  первоначальный прогноз? (возвращаемся к работе групп).
2. Работа с текстом после прочтения.
-Так каким был неизвестный цветок? (Трудолюбивый, терпеливый, старательный, целеустремленный, жизнелюбивый).
- Зачем же писатель «вырастил» сына цветка все в тех же трудных условиях? (Звучит мысль о том, что жизнь – это труд).
- Какую мысль А. Платонов хочет донести до нас, читателей? (Труд - основа жизни).
- Считаете ли вы себя трудолюбивым? Почему? (работа в парах).
- Сделали ли вы выводы для себя?
III.Рефлексия
Написать синквейн по теме: «Неизвестный цветок» 
IV.Домашнее задание (дифференцированное)
1.Подготовить пересказ от лица неизвестного цветка.
2.Подобрать пословицы о труде.
3.Сочинить сказку-быль, идея которой перекликалась бы с идеей произведения А. Платонова «Неизвестный цветок»

Таким образом, прием «Чтение с остановками»  пробуждает интерес к чтению, учит критически мыслить, побуждает к поиску решения проблемы, развивает навыки парной и групповой работы, помогает соотносить собственный опыт  с опытом героев художественных произведений.

 

4.Рефлексия
Составим синквейн по теме «Технология РКМЧП».
1.    Технология РКМЧП
2.    Интерактивная, развивающая.
3.    Формирует, обучает, создаёт.
4.    Помогает обучающемуся критически мыслить.
5.    Сотрудничество

 

 

Прикрепленный файл Size
мастер-класс Мамонтовой.rar 573.5 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Любовь Владимировна Мамонтова

На: Мамонтова Любовь Владимировна - участник конкурса-тренинга «


Уважаемые коллеги! Цель создания моего мастер-класса - наработать опыт по данной теме. Буду благодарна за замечания и пожелания!

Комментарий был изменен с момента создания (mamontovalv, вс, 31/08/2014 - 08:54).
Высшее достоинство человека - хорошо делать своё дело (Хемингуэй)



Фото пользователя Наталья Владимировна Нугаева

На: Мамонтова Любовь Владимировна - участник конкурса-тренинга «


Уважаемая Любовь Владимировна! Внимательно прочитала содержание Вашего мастер-класса. Очень хорошо, что Вы выстроили материал в такой последовательности: начали с теории, описали приём "чтение с остановками", указали, какие именно произведения лучше брать при использовании этого приёма. Таким образом Вы подготовили виртуальных участников мастер-класса к восприятию урока, выстроенного по технологии РКМЧП. По поводу структуры урока, содержания вопросов можно только сказать, что всё тщательно продумано, всё органично сочетается. Спасибо за мастер-класс. Вы старалиь сделать всё "по-хемингуэйски"!

Нугаева Наталья Владимировна, педагог




Фото пользователя Любовь Владимировна Мамонтова

На: Мамонтова Любовь Владимировна - участник конкурса-тренинга «


 Наталья Владимировна! Большое спасибо за подробный анализ мастер-класса!

Высшее достоинство человека - хорошо делать своё дело (Хемингуэй)


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн