Мастер-класс
«Развитие познавательной и творческой активности обучающихся через использование приема «Чтение с остановками» на уроках литературы»
Мамонтова Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ Стрелицкой СОШ Семилукского района Воронежской области
Структура мастер-класса
1.Краткая характеристика технологии РКМЧП.
2.Рекомендации к применению приема «Чтение с остановками».
3.Демонстрация приема «Чтение с остановками» на материале урока по сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок» (6 класс).
4.Рефлексия.
Цель работы: показать, как путем применения приема «Чтение с остановками» можно развивать познавательную и творческую активность школьников, соотносить собственный жизненный опыт с опытом героев художественного произведения.
Задачи:
- познакомить с приемом «Чтение с остановками»;
- дать методические рекомендации к применению данного приема;
- на материале урока попытаться раскрыть преимущество данного приема при изучении художественного произведения.
1. Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые давали бы стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной и творческой активности. Я применяю на уроках литературы приемы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Технология развивает умения обучающихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, формирует информационные и коммуникативные компетенции учащихся. В основе технологии – творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. В основе технологии РКМЧП лежит трехступенчатая базовая модель получения, восприятия и передачи информации. Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует трем фазам урока: фаза вызова, фаза осмысления и фаза рефлексии. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Приемы данной технологии очень разнообразны, их можно использовать на различных этапах урока, комбинировать друг с другом.
2.Прием «Чтение с остановками» повторяет 3 стадии технологии развития критического мышления и имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия - вызов. На данной стадии на основе заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. Обучающиеся обсуждают название произведения, прогнозируют его содержание и проблематику.
2 стадия - осмысление. Текст читается небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.
3 стадия - рефлексия. Проводится заключительная беседа. На этой стадии формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.
Можно предложить следующие рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:
- текст должен быть повествовательный;
- желателен небольшой текст, так как чтение с остановками занимает много времени;
- текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности;
- при чтении важно найти оптимальный момент для остановки;
- после каждой остановки необходимо задавать вопросы.
Вопросы должны охватывать все уровни вопросов Блума:
• простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти;
• уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я вас поняла, что…»;
• интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?);
• оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке;
• творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»;
• практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?».
Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению, помогает соотносить собственный опыт обучающихся с опытом героев художественного произведения.
3. На материале урока литературы по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок» покажу, как можно применить в своей работе прием «Чтение с остановками» ТРКМЧП.
Цели урока:
- познакомить обучающихся со сказкой-былью А.Платонова «Неизвестный цветок», определить идею произведения;
- развивать умение анализировать текст, выражать свои мысли;
- учиться соотносить собственный опыт с опытом героев произведения.
Основной прием – «Чтение с остановками».
Ход урока:
I.Вызов
1. Опора на личный опыт обучающихся:
- Какие произведения А.Платонова вы знаете? (работа в парах).
2. Прогнозирование (корзина идей, работа в группах).
- Почему произведение так называется?
- Каковы предполагаемые события в нем?
- Почему это сказка-быль?
II.Осмысление
1. Прием «Чтение с остановками».
Чтение текста до слов: «И вот шла однажды…»
1 остановка:
- Каким был неизвестный цветок?
- Почему цветок неизвестный?
- Какой была жизнь цветка на пустыре?
- Была ли у цветка цель в жизни?
- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе за жизнь?
- Что произойдет дальше?
Продолжение чтения текста до слов «…склонилась к нему и поцеловала в светящуюся головку».
2 остановка:
Используя прием «Тонкие» и «толстые» вопросы», можно попросить обучающихся задать вопросы ко 2 части текста произведения (работа в группах) или задать вопросы самому:
- Какой момент в жизни цветка можем назвать самым важным?
- Цветок умел говорить. Позвал ли он Дашу?
- Почему девочка вспомнила о маме, рассказывающей ей сказку?
- Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?
- Какой была Даша?
- Что произойдет дальше и почему?
Читаем текст далее до слов «они уехали».
3 остановка:
- Как вы полагаете, правильно ли поступили дети?
- Какие качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?
- Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?
- Что было дальше?
Слушаем текст до конца.
4 остановка:
- Как изменилась жизнь на пустыре через год?
- Как вы думаете, это конец истории? А как бы закончили ее вы?
- Оправдался ли ваш первоначальный прогноз? (возвращаемся к работе групп).
2. Работа с текстом после прочтения.
-Так каким был неизвестный цветок? (Трудолюбивый, терпеливый, старательный, целеустремленный, жизнелюбивый).
- Зачем же писатель «вырастил» сына цветка все в тех же трудных условиях? (Звучит мысль о том, что жизнь – это труд).
- Какую мысль А. Платонов хочет донести до нас, читателей? (Труд - основа жизни).
- Считаете ли вы себя трудолюбивым? Почему? (работа в парах).
- Сделали ли вы выводы для себя?
III.Рефлексия
Написать синквейн по теме: «Неизвестный цветок»
IV.Домашнее задание (дифференцированное)
1.Подготовить пересказ от лица неизвестного цветка.
2.Подобрать пословицы о труде.
3.Сочинить сказку-быль, идея которой перекликалась бы с идеей произведения А. Платонова «Неизвестный цветок»
Таким образом, прием «Чтение с остановками» пробуждает интерес к чтению, учит критически мыслить, побуждает к поиску решения проблемы, развивает навыки парной и групповой работы, помогает соотносить собственный опыт с опытом героев художественных произведений.
4.Рефлексия
Составим синквейн по теме «Технология РКМЧП».
1. Технология РКМЧП
2. Интерактивная, развивающая.
3. Формирует, обучает, создаёт.
4. Помогает обучающемуся критически мыслить.
5. Сотрудничество
|
На: Мамонтова Любовь Владимировна - участник конкурса-тренинга «
Уважаемые коллеги! Цель создания моего мастер-класса - наработать опыт по данной теме. Буду благодарна за замечания и пожелания!
На: Мамонтова Любовь Владимировна - участник конкурса-тренинга «
Уважаемая Любовь Владимировна! Внимательно прочитала содержание Вашего мастер-класса. Очень хорошо, что Вы выстроили материал в такой последовательности: начали с теории, описали приём "чтение с остановками", указали, какие именно произведения лучше брать при использовании этого приёма. Таким образом Вы подготовили виртуальных участников мастер-класса к восприятию урока, выстроенного по технологии РКМЧП. По поводу структуры урока, содержания вопросов можно только сказать, что всё тщательно продумано, всё органично сочетается. Спасибо за мастер-класс. Вы старалиь сделать всё "по-хемингуэйски"!
Нугаева Наталья Владимировна, педагог
На: Мамонтова Любовь Владимировна - участник конкурса-тренинга «
Наталья Владимировна! Большое спасибо за подробный анализ мастер-класса!