Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.
Существуют несколько обязательных правил:
Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года), то образовавшиеся в организме условия связи на раздражения холодом быстро угасают и сопротивляемость снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.
Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.
В - третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре.
Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей. В случае болезни ребёнка закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характеразаболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребёнка.
Последний пункт особенно важен, ведь существует еще и ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:
· если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,
· если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,
· карантин в детском саду,
· повышенная температура у ребенка вечером,
· страх у ребенка перед закаливанием.
В Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.3049-13
закаливание детей включает в себя комплекс мероприятий:
-Широкая аэрация помещений
-Правильно организованная прогулка
-Физ. упражнения в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе,-
умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
и др водные, воздушные и солнечные процедуры.
- обширное умывание;
- воздушные ванны:
а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
б) дорожка здоровья;
в) облегченная одежда;
-Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период
-Употребление витаминов в период вспышки заболеваний
-Витаминизация III блюда
- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
- воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
- ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)
Закаливание водой — это:
· Влажные обтирание,
· Обливание ног,
· Умывание,
· Полоскание горла.
Закаливание солнцем основывается на контрасте температур, которых можно достичь:
· Отдыхом в тени,
· Солнечными ваннами.
1 блок закаливающих процедур в детском саду Прием детей организуется на улице, после чего проводится гимнастика. Помещения регулярно проветриваются. После еды организуется умывание полоскание горла.
2 блок закаливающих процедур После сна дети принимают воздушные ванны и ходят по специальным массажным коврикам, коврикам здоровья босиком. « Перебежки» -
Затем по команде ведущего дети встают с постели, быстро снимают пижамки и, оставаясь лишь в трусах и майках, отправляются в теплый спортивный зал, где выполняют упражнения на развитие мышц стоп. Далее теплый зал сменяется холодным залом, где детям предлагаются различные подвижные игры с применением танцевальных элементов. После такой физкультминутки дети возвращаются в группу, где умывают лицо и руки до плеч. Тело растирается полотенцем или рукавичкой до легкого покраснения.
Гимнастика-побудка проводится воспитателем с детьми всех возрастных групп ежедневно после дневного сна. Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Она необходима для обеспечения детям:
- плавного перехода от сна к бодрствованию,
- подготовке к активной деятельности;
- профилактики плоскостопия;
- формирования правильной осанки;
- закрепления навыков осознанного поведения;
- самомассажа головы, лица, рук, живота, ног, активизируя биологически активные точки.
Комплекс гимнастики после дневного сна длится 12–15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам.
Комплекс состоит из нескольких частей:
- разминочные упражнения в постели,
- выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика),
- выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика),
- упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки (ходьба по "тропе здоровья" - по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам)
- игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнение упражнений с тренажерами.
- Заканчивается гимнастика обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног).
Материал: дорожки "Здоровья", физкультурное оборудование: мячи разных размеров и веса, палки, гантели, роллеры.
Время проведения: после дневного сна.
Место проведения: спальня, групповая комната.
Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.
Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: готовит холодную комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания.
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
Затем с детьми проводится сеанс самомассажа под руководством воспитателя. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 мин. Каждое движение выполняется 4 — 6 раз. Процедура самомассажа проводится в игровой форме по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.
Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
Затем дети переходят в холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.
Далее дети переходят в теплую комнату, где выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки. Они выполняются в течение 2-3 минут.
Затем дети переходят вновь в холодную комнату, чтобы выполнить комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.
Затем проводятся индивидуальная оздоровительная работа с нуждающимися детьми. В это время остальные дети с помощником воспитателя проводят водные процедуры: умывание, обливание прохладной водой.
Закаливание водой начинают с самых слабых воздействий, которые вскоре заменяются общими процедурами. Наиболее мягкой водной процедурой является влажное обтирание, после которого кожу ребенка необходимо растереть мягким сухим полотенцем. Сначала обтирают руки и ноги, затем все тело.
Существует несколько отдельных способов закаливания водой:
- 1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
Обтирание частей тела (руки, грудь, спина) начинают с сухого растирания до лёгкой красноты кожи варежкой или мохнатым полотенцем в течение 7—10 дней. Затем производятся влажные обтирания, температуру воды снижают с 30...32 °С до комнатной на 1 °С каждые 2 дня. Продолжительность процедуры — до 3 минут. В конце следует сухое обтирание;
Некоторые приёмы закаливания
1. Обширное умывание.
Ребёнок должен:
· открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
· Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
· Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
· Намочить обе ладошки и умыть лицо.
· Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.
3. Сухое растирание.
1. После утренней гимнастики, физкультурного занятия, во время гимнастики после сна воспитатель надевает на руку махровую рукавичку и растирает ребёнка. Затем варежка сбрасывается в специальную ёмкость и сдаётся в стирку.
|