Пояснительная записка
к материалу для мастер-класса по ТРКМ через чтение и письмо.
Автор
|
Горох Надежда Геннадьевна
|
Должность (с указанием преподаваемого предмета)
|
Учитель русского языка и литературы
|
Образовательное учреждение
|
МБОУ «СОШ С.Ключи Лысогорского района Саратовской области»
|
Название материала
|
«У каждого свой путь, своя дорога, но выбор есть всегда – он за тобой»
(Урок литературы по изучению «Жития Сергия Радонежского" и рассказа Б.Екимова «Белая дорога»)
|
Класс (возраст)
|
8 класс
|
Учебный предмет
|
литература
|
контактный телефон
|
9172122083
|
e-mail
|
|
Цель урока
|
Формирование навыков «направленного чтения» на основе изучения «Жития Сергия Радонежского» и рассказа Б. Екимова «Белая дорога», формирование навыков сравнительного анализа художественных произведений, поднимающих проблемы нравственной чистоты в человеческих действиях и мыслях.
|
Задачи урока
|
Развивающая: способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся.
Образовательная: формировать умение осмысленного чтения текста художественного произведения, развивать навык сравнительного анализа текстов, формировать умение определять личные результаты своей работы на уроке, продолжать работу по формированию умения выражать новую информацию своими словами.
- Воспитательная: привитие общечеловеческих норм: трудолюбия, милосердия, честности, доброты, бескорыстия, сострадания, жертвенности, любви к жизни, нравственной чистоты, смирения, умения довольствоваться в жизни малым, быть благодарным.
|
Используемые технологии:
|
- ТРКМ через чтение и письмо,
- стратегия «Направленное чтение»,
- информационно-коммуникационные,
- творческое саморазвитие.
|
Описание приемов
|
- Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.
- Работа в группе. Цель – формирование потребности к личностному росту, изменению себя, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений в коллективе, группе; обеспечить организацию поисковой продуктивной деятельности учащихся на уроке.
- Исследовательская работа (в парах) с применением дифференциального алгоритма чтения1.
Цель: активное, омысленное, продуктивное восприятие текста.
- Синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
- Прием “Закончи предложение” – позволяет ученикам оценить изучаемый материал, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.
|
Информационные источники
|
- Текст рассказа Б.Екимова «Белая дорога»: бесплатная электронная библиотека Royallib.ru;
- Статья «Смысловое чтение» http://www.km.ru/referats/332628-razvitie-navykov-smyslovogo-chteniya-pri-rabote-s-razlichnymi-tekstami-na-urokakh ;
- Презентация С.Н.Мищенко «Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы» - вводный урок в 7 классе:
http://www.proshkolu.ru/user/mishenkoV/file/3201080/
4. Структура дифференциального алгоритма чтения. - http://www.skorost-chtenia.ru/glavy/lesson-3/the-structure-of-differential-reading-algorithm/
|
Краткое описание используемых технологий
|
Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». И сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером (а не плаванием), относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение действительно является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшей жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным. Так неудачи в решении простейших заданий ЕГЭ по математике специалисты связывают, прежде всего, с неумением «прочитывать» текст задачи. В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Смысловое чтение – это вид чтения, когда нужно не только прочитать текст, но и дать оценку информации, откликнуться на содержание. Задача учителя - развивать умение читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации: с пониманием основного содержания (просмотровое чтение); с полным пониманием содержания (изучающее, аналитическое чтение). Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения. Критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора.
В научной литературе стратегия смыслового чтения понимается как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. В их числе и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Таким образом, стратегия смыслового чтения тесно связана с технологией развития критического мышления, ведь как ТРКМ через чтение и письмо, так и стратегия «смыслового чтения» направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию. Предлагаемый урок представляет собой интеграцию этих двух взаимосвязанных технологий.
|
1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ
Для рационального чтения литературы исследователями были разработаны специальные алгоритмы. Применительно к процессу чтения алгоритм предполагает определенную последовательность умственных действий при восприятии и усвоении текста, т.е. упорядочивание организует процесс чтения, повышая тем самым его эффективность. Существует два алгоритма чтения – интегральный алгоритм, или метод комплексного восприятия текста, и дифференциальный алгоритм. Подробно с методикой использования дифференциального алгоритма чтения можно познакомиться по ссылке: http://www.skorost-chtenia.ru/glavy/lesson-3/the-structure-of-differential-reading-algorithm/
|
На: Н.Г.Горох. «У каждого свой путь, своя дорога, но выбор есть
Самсонова С.Н.
На: Н.Г.Горох. «У каждого свой путь, своя дорога, но выбор есть
Светлана Николаевна, спасибо за внимание к материалу.
Н.Горох
На: Н.Г.Горох. «У каждого свой путь, своя дорога, но выбор есть
Надежда Геннадьевна, спасибо! Замечательный мсатер - класс. Материал очень "глубокий". Все четко, логично, последовательно. Для меня стал открытием прием дифференциального алгоритма чтения. Очень понравилось оформление презентации.
На мой взгляд, здесь прямо - таки напрашивается ещё один прием ТРКМ - "Сводная таблица"
Заполняется всеми учащимися класса по худу выступления каждой пары. Таким образом ребята будут слушать друг друга более внимательно.
Надежда Геннадьевна, ещё раз спасибо. С Вашего позволения, воспользуюсь для проведения урока.
С уважением, Екатерина Толстова
На: Н.Г.Горох. «У каждого свой путь, своя дорога, но выбор есть
Екатерина Владимировна! Вы большая умница! Спасибо за ценное предложение! Урок готовила на перспективу (в этом году будет 8 класс), поэтому обязательно включу заполнение таблицы. Это действительно сконцентрирует всех слушающих. Успехов Вам в новом году! До встреч в ОК и Прошколе!
Н.Горох
На: Н.Г.Горох. «У каждого свой путь, своя дорога, но выбор есть
Надежда Геннадьевна, спасибо за добрые слова! Буду рада заочному общению!
С уважением, Екатерина Толстова
На: Н.Г.Горох. «У каждого свой путь, своя дорога, но выбор есть
Надежда Геннадьевна, спасибо за такой богатый материал! Мне очень понравился приём "Ассоциативный куст", который, на мой взгляд, даже можно использовать в конце 1 класса.
С уважением, Юлия Михайловна.
На: Н.Г.Горох. «У каждого свой путь, своя дорога, но выбор есть
Юлия Михайловна! Очень приятно внимание к материалу от учителя нач.классов! Спасибо!
Н.Горох
На: Н.Г.Горох. «У каждого свой путь, своя дорога, но выбор есть
Надежда Геннадьевна, спасибо Вам за работу, представленную нашему вниманию. Не просто за урок, а именно за работу. У Вас всегда так: все четко и грамотно. Замечательно Ваше Краткое описание используемых технологий. Убедительно! Особые слова благодарности за ссылочку на ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ. Сегодня можно формировать читателя мыслящего, способного к анализу, оцениванию - вдумчивого читателя - через использование современных технологий. Спасибо!
На: Н.Г.Горох. «У каждого свой путь, своя дорога, но выбор есть
Людмила Николаевна, в свете введения сочинения у нас просто нет выбора (я о формировании мыслящего читателя). И эти технологии - просто спасение. А за отзыв - спасибо!
Н.Горох
На: Н.Г.Горох. «У каждого свой путь, своя дорога, но выбор есть
Надежда Геннадьевна, спасибо за Ваш материал. На таком уроке формируется мыслящий читатель. Изучение "Жития Сергия Радонежского" в 8 классе у меня вызывало затруднения. Возьму на заметку.