Межрегиональный конкурс
«Мастер-класс учителей русского языка и литературы»
Номинация: лучший мастер - класс в начальной школе.
Название мастер-класса:"Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения »
Ф.И.О. Осипова Марина Петровна, учитель начальных классов.
Место работы: МАОУ СОШ №7 г.Балаково Саратовской области.
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы.
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературного чтения учащийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. В чем причина этого? Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе? Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.
Среди многих меня заинтересовала «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП). Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть данной педагогической технологии очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
В основу технологии положена базовая дидактическая модель, состоящая из трех этапов (стадий):
I стадия – «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) ;
II стадия – «Осмысление» содержания (получение новой информации);
III стадия — «Рефлексия» (осмысление, рождение нового знания).
Ожидаемые результаты применения технология РКМЧП и её отдельных приёмов на уроках литературного чтения:
1.У учащихся формируются следующие компетенции:
-коммуникативная (формирование навыков общения);
-интеллектуально - познавательная (умение учиться);
-практико – ориентированная (умение принимать взвешенные решения);
-деятельностная (добывание знаний через деятельность);
-интерактивная или информационная (систематизация и обмен информацией).
2. В основе ТРКМЧП заложено формирование базовых качеств личности:критическое мышление, рефлективность,мобильность, толерантность, ответственность личности за результат своей деятельности.
Использовать приёмы технологии критического мышления начала с учениками 2 класса, так как важным условием считаю овладение учащимися навыком чтения. Моим ученикам очень нравятся следующие приёмы ТРКМЧП:
- Синквейн;
- Кластер;
- Чтение с остановками (со стопами);
- «Знаю – хочу узнать – узнал», или работа с таблицей.
Одной из форм работы на современном уроке может быть работа с синквейном. Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
5 строка – слово-резюме, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу. Для уроков литературного чтения синквейны – это настоящая находка. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. А учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно почтенность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.
Синквейн может быть использован на разных стадия урока: на стадии повторения — сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новым понятием; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
Синквейны моих учеников.
2 класс. К. Ушинский «Проказы старухи-зимы». Сказка.
Работа в парах. Авторы: Березин Никита и Братищенко Катя.
1.Зима.
2.Холодная, морозная.
3. Пришла, подула, запорошила.
4.Зима пришла - холода принесла.
5.Время года.
|
2.класс. В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза». Сказка.
Индивидуальная работа. Автор: Чуркин Иван.
1.Снег.
2.Белый, холодный.
3.Падает, сыплется, закрывает.
4. Снегу много – хлеба много.
5. Мороз Иванович.
|
2 класс. В. Маяковский «Тучкины штучки». Стихотворение.
Индивидуальная работа. Автор: Севастьянова Олеся.
- Тучки.
- Разные, воздушные.
- Плыли, разбежались, растаяли.
- Тучки по небу гуляли.
- Небо.
|
2 класс. Е. Чарушин «Перепёлка». Рассказ.
Групповая работа. Авторы: Бычкова Настя, Горюнова Анжелика, Кознов Рома, Майоров Сергей.
1.Перепёлка.
2. Маленькая, коричневая.
3.Ходит, насвистывает, клюёт.
4.Птица поёт – природа живёт.
5. Дикая курочка.
|
4 класс. «Суворов приказывает армии переплыть море». Героическая народная песня.
Работа в парах. Авторы: Петрова Дарья и Чупрына Дима.
- Солдаты.
- Отважные, смелые.
- Призадумались, закручинились, переправились.
- Злая сила вражья испугалася.
- Победа.
|
4 класс. "Родина" И.С. Соколов - Микитов. Очерк.
Автор: Фролов Кирилл.
1. Родина.
2.Обширная, многообразная.
3.Звучит, отражается, существует.
4.Родина - наша большая страна.
5.Россия.
|
4 класс. «Святогор». Былина.
Автор: Шапин Егор.
1.Святогор.
2. Сильный, могучий.
3.Выезжал, сражался, побеждал.
4.Мужественно биться – победы добиться!
5.Богатырь.
|
Карточка-помощница.
Пословицы о Родине и её защитниках.
1.Где смелость – там победа.
2.Русский боец – всем образец.
3. Мужественно биться – победы добиться!
4.Один в поле не воин.
|
Синквейн: обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу,учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом, получается у всех.
Особой популярностью в классе на уроках пользуется приём «кластер». Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластер может быть использован на разных стадиях урока: актуализация знаний, работа над новым материалом, рефлексия.
Виды работы с кластером:
- составить кластер – опору (первичное составление);
- восстановить подсказку (собрать рассыпавшийся кластер);
- вставить в кластер недостающие элементы.
Технология РЧКМП обеспечивает активную учебную деятельность на уроке, при которой меняется и моя роль, как учителя. Я из информатора знаний превращаюсь в партнёра по добыче знаний. Но главная ценность этой технологии в том, что она способствует повышению качества знаний.
Фрагмент урока литературного чтения (2 класс) с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Тема «Произведения о дружбе.
Анализ русской народной сказки «Белые пёрышки».
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления русской народной сказки «Белые пёрышки» с помощью средств технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
Образовательный аспект: продолжить обучение младших школьников анализу художественных произведений разного объёма и разных жанров, формирование умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения, уяснение нравственных уроков текстов.
Развивающий аспект: формированию навыка осознанного плавного чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать индивидуально, коллективно, в группе.
Воспитательный аспект: воспитывать у учащихся радость от процесса творчества; воспитывать доброту, внимательность, взаимопонимание и отзывчивость к окружающим.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Оборудование: учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение. 2 класс», компьютер, экран, презентация"Произведения о дружбе", разрезные карточки с пословицами, выставка книг «Сказки», карточки-схемы «Виды сказок», карточка-таблица «Рефлексия».
Технологическая карта урока (фрагмент)
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Стадия вызов.
|
1. Парная работа.
- На карточках написаны пословицы. Но только на одной карточке начало одной пословицы, а конец пословицы – на другой. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.
Без беды |
познается в беде |
Свет |
друга не узнаешь. |
Друг |
не без добрых людей. |
- Какой темой объединены эти пословицы?
- Определите тему нашего урока.
Мы продолжаем читать произведения о дружбе.
2. Составление кластера «Виды сказок»
Посмотрите на выставку книг.
-Определите, к какому жанру относятся эти книги.
-Какие это сказки?
|
1.Читают и выполняют задание учителя на карточках «Пословицы и поговорки о дружбе»:
1. Без беды друга не узнаешь.
2. Друг познается в беде.
3. Свет не без добрых людей.
2.Самопроверка. (Слайд 2.)
3.Определяют тему урока.
- Чтение книг о дружбе.
4.Составляют кластер с опорой на карточки-схемы «Виды сказок». (Слайды 3-4.)
|
Регулятивные УУД: формулируют цели урока после предварительного обсуждения.
Личностные УУД: имеют желание учиться.
Коммуникативные УУД: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
|
2. Стадия осмысления.
|
1.Чтение с остановками
Прочитайте название сказки.
- Предположите, к какому виду относится сказка. Предположите, о чём она?
Задание: определить, какая это сказка?
Прочитайте самостоятельно начало сказки. Первый абзац.
- Как называется начало сказки? (Зачин)
-Прочитайте ещё раз, как сказка начинается?(Давным - давно это было.)
- Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?
- Почему лебедь подарил глухарю перья?
-Чем закончилось путешествие глухаря?
- Отчего глаза и брови глухаря покраснели? Найдите и зачитайте ответ в учебнике.
- Какая проблема поднята в этой сказке? (Взаимовыручки и взаимопомощи) - К какому виду относится эта сказка? (Сказка о животных) (Слайд 5.)
|
Дети высказывают предположение, отвечают на вопросы учителя. |
Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из учебника, дополняют и расширяют имеющиеся знания.
Личностные УУД: осознают свои возможности в учении; сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать в процессе изучения на уроке.
|
3. Стадия рефлексия.
|
1.Составление синквейна.
– Ребята, о каких новых качествах дружбы вы узнали из сказки?
- А сейчас давайте поработаем в группах и составим синквейн к слову «Дружба».
Проверка задания по группам.
2. Таблица «Рефлексия»
- Хотелось бы узнать, был ли полезен для вас наш сегодняшний урок?
- Где вы можете применить полученные на уроке знания? - Пожалуйста, оцените свою работу на уроке в таблице (нужный ответ +)
|
1.Работают в группе,составляют синквейн на тему «Дружба»
1.Дружба.
2. Верная, настоящая.
3. Приходит, помогает, выручает.
4.Друг познаётся в беде.
5.Взамопомощь.
2.Индивидуальная работа с карточкой, заполняют таблицу «Рефлексия» :
1. Мне было интересно на уроке. |
|
1. Мне было неинтересно на уроке. |
|
2. Мне было легко работать в группе. |
|
2. Мне было трудно работать в группе. |
|
3. Я доволен (а) своей работой. |
|
3. Я не доволен (а) своей работой. |
|
|
Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли с учётом жизненного опыта.
Познавательные УУД: отбирают необходимую информацию для решения учебной задачи.
Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения узучаемого материала.
Личностные УУД: понимают значение знаний для человека.
|
|