эстетическое восприятия и рисование
Эстетически воспитанный человек несравненно богаче, полнее, радостнее воспринимает жизнь, чем другой, который равнодушно проходит мимо всего этого.
Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка.
Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к яркой нарядной игрушке, он ощущает удовольствие, слушая веселую песенку. Горящая разноцветными огнями, украшенная блестящими яркими игрушками новогодняя елка всегда воспринимается ребенком эмоционально- эстетически. Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: «Посмотри, какой красивый цветок!», «Смотри, какая бабочка!» Но мы не всегда обращаем на это должное внимание.
Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана.
Большие возможности для развития эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию, в самой основе которых лежит систематическое развитие у ребенка способности активно, целенаправленно рассматривать предметы и явления, его окружающие, и посильно передавать увиденное в рисунке.
Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье. Взрослым не следует преувеличивать художественные способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но нельзя и относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству: «А ну-ка, покажи свою мазню!» Нельзя, даже шутя, высмеивать результаты этого творчества, отмечая неправдоподобие и наивность графических образов ребенка.
Часто родителей волнует вопрос: есть ли у ребёнка талант и следует ли, в зависимости от этого, поощрять его занятия и учить его рисованию.
Делать выводы о таланте ребёнка еще слишком рано, но, если ребенок увлекается рисованием, это, несомненно, свидетельствует о его склонности к этому занятию и поощрять его надо обязательно, а в дальнейшем при первой возможности и учить рисованию. Склонности и интересы дошкольника еще очень непостоянны и непрочны. Можно привести много примеров, когда увлечение рисованием сменяется у ребенка с годами, например, увлечением техникой, конструкторством и т. д. Кроме того, одаренность в той или другой области проявляется не сама по себе, а прежде всего в процессе систематической работы в этой области. Устойчивость интереса к делу, способность к продвижению, к самостоятельному решению задач, которые ставятся перед ребенком в процессе его обучения и воспитания,— вот что, прежде всего, определяет одаренность. Необходимо всячески поощрять ребенка в его увлечении рисованием и всячески помогать ему, безотносительно к степени его одаренности.
Сама специфика изобразительной деятельности определяет воспитательное и образовательное значение процесса рисования. В своем рисунке, даже самом наивном и беспомощном, ребенок воспроизводит свои представления, свои знания о предметах, явлениях и событиях, свои наблюдения над окружающим. Чтобы нарисовать тот или другой предмет, ребенок должен припомнить и зрительно представить себе его характерные особенности; чтобы изобразить какое-нибудь событие, надо как-то расставить изображаемые предметы и персонажи в рисунке, найти персонажам соответствующие костюмы, движения. Чем наблюдательнее ребенок, чем он пытливее, тем убедительнее будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора.
Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.
Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочь ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребенок и почему он так рисует. В рисунке ребенка дошкольного возраста многое может показаться непонятным, нелогичным, несуразным даже. Большинство детей этого возраста любят рисовать. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны час или два просидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то бормоча себе под нос, быстро заполняя изображениями людей, животных, домов, машин, деревьев большие листы бумаги. Рисуют они обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематических.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе — большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков — наблюдателя и мечтателя. Для творчества первых характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для вторых — образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие — пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полеты и сказочные сценки.
-
Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему,
-
необходимая помощь в изобразительной деятельности, поощрение,
-
продуманная организация общения ребенка с искусством — все это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка.