Урок 17. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья
Submitted by Анатолий Викторович Кочетков on пн, 18/08/2014 - 17:14
Урок 17. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья Цель урока. Обсудить с учащимися вопрос о значении дви¬гательной активности и закаливающих процедур для укрепле¬ния и сохранения здоровья. Познакомить с основными физиче¬скими качествами, которыми должен обладать здоровый человек. Сформировать убеждение в необходимости системати¬ческих занятий физической культурой и закаливанием организ¬ма, умения дозировать физические нагрузки с учетом индивиду¬альных особенностей, максимально использовать погодные условия в различное время года для занятий на свежем воздухе. Изучаемые вопросы 1. Значение двигательной активности для здоровья человека. 2. Основные физические качества, которыми должен обла¬дать здоровый человек. 3. Роль закаливания организма в укреплении здоровья. Изложение учебного материала 1. Обратить внимание учащихся на то, что двигательная активность — это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул организму в повышении его работоспособности. Отметить, что эмоциональные нагрузки человека в процессе его жизнедеятельности постоянно увеличиваются (информа¬ционная нагрузка постоянно увеличивается), в то же время обязательная физическая нагрузка постепенно сокращается (для передвижения по городу человек использует обществен¬ный транспорт, для того чтобы подняться в свою кварти¬ру — лифт и т. д.). Это приводит к нарушению равновесия ме¬жду умственной и физической нагрузками на организм и отрицательно влияет на здоровье человека. Заострить внимание учащихся на том факте, что физически тренированные люди меньше подвержены стрессам, лучше справляются с беспокойством, тревогой, унынием, гневом, страхом. 2. Обратить внимание учащихся на основные физические качества, которыми должен обладать здоровый человек; это скоростные и силовые качества, выносливость и гибкость. Дать их определения. Отметить, что упражнения для развития необходимых фи¬зических качеств разучиваются на уроках физической культу¬ры. На уроках необходимо усвоить правильное выполнение уп¬ражнений, порядок нормирования физических нагрузок, а также элементы самостраховки для профилактики травм. 3. Подчеркнуть значение для здоровья человека выполне¬ния закаливающих процедур. Обратить внимание на то, что выполнение закаливающих процедур в комплексе с занятиями физической культурой дают наиболее благоприятный эффект. Довести до учащихся, что закаливание — это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды (например, к низкой температу¬ре). В основе закаливания лежит способность организма чело¬века приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Подчеркнуть, что в условиях российского климата наиболее важной является выработка устойчивости организма к холоду, так как у незакаленных людей даже незначительное переохлаж¬дение приводит к возникновению простудных заболеваний. Отметить, что для поддержания на должном уровне защитных свойств организма к Холодовым нагрузкам существуют различ¬ные закаливающие процедуры, которые необходимо проводить постоянно, максимально используя для этого факторы приро¬ды, такие, как вода, солнце, воздух, земля. Наиболее эффек¬тивными являются водные процедуры: обтирание, обливание холодной водой, купание в открытых водоемах. Мощным закаливающим фактором служит солнечный свет. Однако солнечные ванны также следует принимать разумно, учитывая определенные правила, иначе вместо пользы можно получить ожоги кожи, солнечный удар, перевозбуждение нерв¬ной системы. Самым доступным способом закаливания являются воздушные ванны. Существует такая закаливающая процедура, как хождение босиком. Особенно полезно босохождение по росе. Подчеркнуть, что наиболее эффективно закаливающие про¬цедуры сочетаются с различными физическими упражнениями. Так, хорошо сочетаются утренняя зарядка и обливание холодной водой, бег, игра в футбол, волейбол и другие подвижные игры и воздушные ванны; плавание в открытых водоемах и солнечные шипы; босохождение и зарядка, бег, подвижные игры. Занятия физкультурой и выполнение закаливающих процедур должны иметь свое постоянное время в режиме дня, недели и года. Во избежание нанесения вреда здоровью при занятиях фи¬зической культурой и закаливанием необходимо разобрать правила проведения этих занятий. Контрольные вопросы 1. Какими физическими качествами должен обладать здо¬ровый человек? 2. Какое воздействие на организм человека оказывают за¬каливающие процедуры? 3. Каких правил следует придерживаться при занятиях физической культурой и закаливающими процедурами, чтобы не навредить своему здоровью? Домашнее задание 1. Изучите § 6.2 учебника. 2. Выполните задание, предложенное в конце параграфа.