Методические рекомендации для родителей
по развитию речи у детей от 0 до года.
Многие родители полагают, что в первый год жизни своего ребенка они должны помогать ему только в развитии движений, безусловно, это очень важно, но не все родители знают, что развитию речи стоит уделить не меньше внимания и заняться этим стоит уже с первых дней жизни вашего малыша.
Играйте с ребенком ежедневно, разговаривайте с ним, не важно о чем вы будете говорить, главное чтобы вы были эмоциональны, нежны и терпимы и однажды вы обязательно услышите первое слово вашего крохи.
И помните, у любящих и внимательных родителей вырастают счастливые и успешные дети!
Игры занятия направленные на развитие речи ребенка
0-3 месяцев
«Высокие и низкие звуки»
Цель: побуждать ребёнка прислушиваться к высоким и низким звукам голоса.
Ход занятия: подложите себе под голову валик или подушку перед тем как лечь на коврик. Положите малыша на животик себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Медленно проведите рукой от шеи ребёнка к его бёдрам, надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Этот приём поможет малышу приподнять голову. Произносите имя малыша высоким голосом. Теперь произнесите его имя нежным, но низким голосом. Несколько раз меняйте тон своего голоса. Играя в эту игру, ваш малыш начнёт прислушиваться к высоким и низким звукам вашего голоса более продолжительное время.
«Поглаживание»
Цель: Следить взглядом за разговаривающим взрослым, прислушиваться к его голосу.
Ход: Вам понадобиться комочек цветной ваты. Возьмите пуховку и покажите ее ребенку. Поглаживая личико, шейку, ручки, ножки и животик малыша, напевайте.
Ля,ля,ля,ля,ля,ля,ля.
Ля,ля,ля,ля,ля,ля,ля.
Да,да,да я пою,
Детке песенку свою!!!
«Гули голубочки»
Цель: Стимулирование повторного произношения звуков гуления в ответ на эмоциональное общение взрослого
Положите малыша к себе на колени. Напевая малышу, помашите его ручками. Как крыльями:
Прилетели гули,
Гули-голубочки»
Положите ручки малыша на его головку:
Сели на головку
На головку сыночку.
Помашите ручкой ребёнка, как бы отгоняя птичек:
Ты мой деточка,
Помаши ладошкой:
Кыш, гули, кыш!
Тренировка поднимания и кратковременного удерживания головы в положении «На животе»
«Первые звуки»
Цель игры: развитие анализаторов, простейшей артикуляции, навыков общения, эмоционального взаимодействия с окружающим миром.
Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло, магнитофон с записями разнообразной музыки.
Ход игры:
Перед игрой возьмите малыша на руки, начните с ним общение, обратите внимание на те звуки, которые появились у малыша. Вам необходимо не только произносить привычные вашему уху слова, которые вам понятны, но и переходить на язык вашего малыша. Наибольшего понимания вы достигните. Если начнёте учить его язык и периодически
Разговаривать с малышом на его языке. Вам необходимо после произнесения слов делать паузу, чтобы получать ответ от малыша. В ответ на гуканье малыша необходимо произнести его звуки «а», «у», «гу», и т.д.
3-6 месяцев
«Игра с губками малыша»
Цель: стимулирование появления отдельных слогов лепетов.
Сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что- нибудь, а ноги были согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Разместите ребенка у себя на коленях. Поиграйте с губками ребенка: нажимая на подбородок, опускайте нижнюю челюсть малыша и возвращайте её в исходное положение так, чтобы при смыкании губ получился легкий хлопок, пропевайте следующие слоги:
МА-МА-МА-МА!
ПА-ПА-ПА-ПА!
БА-БА-БА-БА!
«Игра с подбрасыванием»
Цель: стимулирование появления отдельных слогов лепетов.
Малыш находится на вытянутых руках взрослого, одна рука придерживает грудь ребенка, а другая его таз. Подбрасывайте ребенка вверх – вниз, напевая и приговаривая:
А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мягонькую,
Да молочненькую.
Поверните малыша лицом к себе и ещё раз прочитайте потешку.
« На боку».
Цель: Стимулирование появления у ребенка гуления.
Ребенок расположен на пеленальном столе в позе на боку.
Поднимайте полусогнутую ручку ребенка вверх (вдох), опускайте ее, тесно прижимая к боковой и передней поверхностям грудной клетки (выдох) (2-3раза). На выдохе ребенка пропевайте ему различные звуки гуления.
Повторите с ним это упражнение (2-3раза), переложив его на другой бочок.
6-9 месяцев.
«Где огонек?»
Держа малыша на руках, включите свет, воскликнув: Ай! Огонек! Посмотри, вот огонек! Выключите свет, сказав: Ой! Нет огонька! Нет огонька! Играйте в эту игру ежедневно, и малыш через некоторое время в ответ на вопрос: Где огонек? -будет поднимать голову, находя взглядом люстру, торшер или бра.
«Где куколка, а где часики?»
Вам понадобятся кукла, всегда сидящая на одном и том же месте, часы и прозрачный платок.
Спросите малыша: Где куколка – Ля-ля?, – побуждая найти взглядом игрушку – Вот куколка – Ля-ля! Закройте ее прозрачным платочком, сказав: Ой! Нет куколки, спряталась. Сдерните платочек и, радуясь вместе с малышом, воскликните: Ах! Вот куколка –Ля-ля! Затем также поиграйте с часами. В конце игры вновь задайте малышу вопрос: Где куколка – Ля-ля, а где часики – тик-так? Ежедневно так играя, вы научите малыша находить взглядом два предмета, стоящих на одном и том же месте.
«Кошка и корзинка»
Вам понадобятся игрушечная кошка и корзинка. Принесите корзинку, сказав: Вот корзинка. А кто сидит в корзинке? Покажите малышу, как кошка медленно показывается из корзинки: вначале только хвост или ушки, затем ставит лапки на край корзинки и, наконец, выпрыгивает, мяукая. Пока малыш знакомится с игрушкой, пойте песенку:
Киска к детям подошла,
Молочка просила,
Молочка просила,
«Мяу» – говорила.
Мяу, мяу, мяу. Угостили молочком,
Кисонька поела,
Кисонька поела,
Песенку запела:
«Мур, мур, мур, мур, мур, мур.»
(сл. Н.Френкель)
Спрячьте киску в корзинку так, чтобы был виден хвост. Спросите малыша: Где киска – мяу? -побуждая ее найти. Каждый раз, пряча киску, переставляйте корзинку в разные места комнаты или манежа, побуждайте ребенка доползти до нее и найти киску. Эта игра познакомит ребенка с новой игрушкой и научит его находить игрушку по вашей просьбе.
Игра: «Подпрыгиваем».
Сядьте на большой гимнастический мяч, малыша посадите себе на руки, крепко обняв его. Легко подпрыгивайте с малышом на мяче, в ритм движениям произносите различные слоги: «Да-да-да. Та-та-та. Ду-ду-ду. Ма-ма-ма. Тпру-тпру-тпру. Так-так-так. И.т.д» после каждой фразы останавливайтесь, делайте паузу, для того, чтобы малыш мог присоединиться к вам, произнося слоги лепета.
9-12 месяцев
«Заинька, войди в сад»
Четко проговаривая потешку, выделять голосом слог, отсутствующий в лепете ребенка:
Заинька, войди в сад.
Серенький, войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!
Ди-ди-ди-ди-динь!
«Как по снегу, по метели…»
Игра проводится аналогично предыдущей.
Как по снегу, по метели
Трое саночек летели,
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят!
Динь! Динь! Динь!
«Лошадка»
Для игры приготовить игрушечную лошадку, пеленку. Показать ребенку лошадку: «Лошадка, вот какая лошадка – и-го-го – лошадка. Но-но-но, скачи, лошадка». Пощелкать языком, изображая, как скачет лошадка, побуждая ребенка повторить это действие. Спрятать лошадку под пеленку, спросить: «Где лошадка? Нет лошадки. Позови лошадку – и-го-го, сделай ручками вот так» (показать). Снова показать игрушку: «Вот лошадка – и-го-го».
На следующих занятиях побуждать ребенка находить лошадку среди других игрушек.
« Покатаем на машине…»
Приготовить для игры игрушки: куклу, собачку, кошку, машинку.
Показать ребенку игрушки, которые пришли к нему в гости. Вызвать звукоподражания и облегченные слова: кукла – «ляля, топ-топ, бах», собачка – «ав-ав», кошка – «мяу», машинка – «би-би». Затем сообщить, что игрушки хотят покататься на машине. Покатать по очереди куклу, собачку, кошку, стимулируя произношение звукоподражаний и сопровождая действия с машиной потешкой:
Машина, машина,
Куда ты идешь?
Машина, машина,
Кого ты везешь?
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина,
Ты нас покатай,
Машина, машина,
Быстрей поезжай!
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина,
Ты всех обгони,
Машина, машина,
Направо сверни!
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина,
Вези нас домой.
Машина, машина,
Приехали! Стой!
Би-би-би! Би-би-би!
|