НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ
Зубанкова Н.Н.
МБОУ «Средняя Общеобразовательная Школа № 51», г. Астрахань
Введение и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования позволило расширить траекторию использования различных систем оценивания в начальной школе.
Именно существовавшая ранее система оценивания не позволяла оценить уровень реальных знаний и умений учащихся. Можно выделить следующие её недостатки:
1. Процедура оценивания носит субъективный характер.
2. Процедура оценивания носит констатирующий характер.
3. Результаты обучающихся фиксируют эпизодически.
4. Полученные данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения.
5. Причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта [1, с. 4-5].
Проводя процесс оценивания учебной деятельности младших школьников учитель должен быть внимателен и объективен, так как любая оценка в себя включает: чувства, норму и оценку через третье лицо.
При этом чувства можно оценить через психологическое обследование психического и эмоционального состояния участников педагогического процесса. Данная оценка помогает выявлять социально психологический климат в коллективе, как ученическом, так и учительском.
В практике работы мы особо пристальное внимание уделяем оценке психологического состояния первоклассников, используя различные методики. Наиболее удобна экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в первичном подразделении организации авторов О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто — вариант адаптированный для школьников. Параллельно применяем методику исследования коммуникативных способностей (КОС-1) так как успешность любой деятельности ученика зависит от развития коммуникативных и организаторских способностей и для обобщения используется методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Результаты всех психологических обследований помогают организовать учебный процесс на комфортной и дружественной основе.
Основной нормой для оценки обученности выступает уровень обязательной образовательной подготовки, а также достижения каждым школьником его индивидуальных целей.
Интересна система оценки через третье лицо, которая наглядно демонстрирует результативность педагогического процесса.
Современная система оценивания достижения планируемых результатов начального образования предполагает не только и не столько оценку опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, развитие учебной самостоятельности.
От устройства системы оценки образовательных достижений зависит комфортность школьного обучения, то есть насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования [2, с. 3].
Согласно ФГОС НОО выделяют три группы результатов: личностные достижения; метапредметные результаты на основе сформированности универсальных учебных действий; предметные знания знания, умения и навыки.
В требованиях ФГОС НОО (п. 19.9) сказано, что «... система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должна:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы;
- позволять осуществлять динамику учебных достижений обучающихся» [3, с. 5]
Для оценки планируемых результатов обучения младших школьников можно использовать разнообразные методы, выбор которых будет определяться типом результата. Наиболее важными результатами являются личностные универсальные учебные действия, при этом данный тип не подлежит количественной оценке, поэтому необходима качественная характеристика. Формирование личностных результатов происходит в процессе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая и внеурочную деятельность. В этом случае оказывает большую помощь введённая в школе система портфолио начиная с первого класса. Для каждого ученика заводится папка-портфолио, в которой помещаются все его достижения за учебный год, при этом приоритет в сборе портфолио отводится уже к концу первого класса ученику. Были случаи когда в первый класс уже приходили дети с портфолио.
Метапредметные результаты обучения являются основой учебной деятельности младших школьников. Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:
а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими умения учиться;
б) освоение учащимися межпредметных понятий, усваивающего и поискового чтения, рефлексии [3, с.57].
Для анализа их сформированности мы используем: устные и письменные работы, мини-проекты, презентации. При этом обращаем внимание на обучение учащихся приёмам самооценивания, которое предшествует оценке учителя.
Предметные результаты оцениваются с помощью словесной, цифровой, накопительной и итоговой оценок.
Несмотря на разнообразие универсальных учебных действий уровень их сформированности может быть оценён и измерен в следующих формах:
- решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений [3, с.13].
Учебное проектирование позволяет получаемые на уроках знания включить в процесс производства собственного опыта ученика. Структура выполняемых проектов на всех предметах в начальной школе одинакова, главная их цель включить ребёнка в проектную деятельность, ставить цель деятельности, научить формулировать гипотезы и работать с информацией различного характера.
На уроках математики, русского языка и литературного чтения мы предлагаем для решения проектные задачи. Данный тип работы представляет возможность учащимся уже с первого класса принять участие в общественнополезной и общественнозначимой деятельности. Так как любая проектная задача начинается с квазиреальной ситуации, решая которую ученики приходят на помощь кому-либо.
Благодаря новым формам оценивания ученики не боятся получать как качественные, так и количественные оценки — это связано с тем, что любому виду оценивания учителя предшествует собственная оценка школьником результатов своей деятельности.
Используемая литература:
1. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование / авт.-сост. Г.П. Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова. - Изд. 3-е. - Волгоград: Учитель, 2014. - 214 с.
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с.
3. Система оценивания планируемых результатов с учётом требований ФГОС: начальная школа. Комплексно-целевые программы / А.Н. Трофимова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2014. - 68 с.