Статья "Предмет "Окружающий мир" как основа краеведческого образования младших школьников".
Submitted by Наталья Николаевна Зубанкова on пн, 04/08/2014 - 12:19
ПРЕДМЕТ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» КАК ОСНОВА КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Зубанкова Н.Н.
МБОУ «Средняя Общеобразовательная Школа № 51», г. Астрахань
В современной начальной школе учитель сталкивается с отсутствием цельного предмета, позволяющего сформировать краеведческие знания у младших школьников. Как правило, придя в школу, дети показывают фрагментарные знания или их отсутствие о родном крае, родители уделяют минимум внимания этому вопросу, поэтому мы наблюдаем восприятие объектов окружающего мира детьми чаще с точки зрения полезности или вредности для человека.
«Краеведение — это комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию родного края» [1, с. 3].
Именно предмет «окружающий мир» позволяет учителю акцентировать внимание учеников на взаимосвязь: человек → природа → общество, которая подчёркивает интегрированность курса. «Главной целью изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой» [2, с. 182]. безусловно реализация этой цели невозможно без краеведческой основы изучения предмета.
Краеведческие знания основываются на сформированной у учащихся системе естественнонаучных знаний, включающей в себя знания о живых и неживых объектах, а также о способах взаимодействия между этими объектами, элементарных экологических представлениях о природе (о животных и растениях как живых существах, о сезонности). Всё перечисленное дети получают на уроках «окружающего мира» и экскурсиях, при этом усвоение новых знаний о природе с опорой на имеющиеся, обогащает кругозор, общую осведомлённость младших школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, любовь к природе.
Краеведение является региональным компонентом содержания образования, предназначенного для изучения в школе. Изучение этого компонента возможно по трем вариантам:
1. Интеграция содержания краеведческого образования с базовыми учебными предметами за счёт часов регионального компонента муниципального базисного плана.
2. При изучении учебных предметов инвариантной части за счёт часов базового компонента. В каждой образовательной области, где представлено краеведение (филология, обществознание, естествознание, искусство, технология).
3. Выделение отдельных спецкурсов за счёт регионального школьного компонента.
Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом и др.
Общим предметом изучения является природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура Астраханского края..
Цель краеведческого образования — формирование знаний, умений и ценностных ориентации, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.
Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:
Образовательная — содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Астраханского края.
Ценностная — предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение.
Деятельностная — способствует становлению культуросообразного поведения с учётом особенностей Костромского края в единстве разнообразных видов деятельности.
Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы изучения краеведческого компонента: культуросообразность, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы, региональность.
Учёт этих содержательных линий позволяет по-другому посмотреть на предмет «окружающий мир».
В практике работы мы стараемся любую тему по предмету направить на краеведческие русла.
Например, на уроке по теме: «Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза» после объяснения перечисленных явлений, главным является вопрос, как это происходит в Астраханской области, какие перелётные птицы живут в нашей области, а какие прилетают из других регионов нашей страны.
Тема: «Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ». Посвящаем урок полезным ископаемым нашей области. Говорим, что Астрахань — это Всероссийская солонка и объясняем почему. В рамках этой темы учащиеся выполняют проекты, посвящённые нашим полезным ископаемым. Учитель организует экскурсии в краеведческий музей и на площадки добычи полезных ископаемых.
В связи с нашим жарким климатом особенно важными становятся вопросы, связанные с круговоротом воды, воздуха, минеральных и органических веществ. Все эти вопросы рассматриваются с точки зрения важности знания законов об общем доме, в котором живёт человек рядом с растениями и животными, пользуется общими воздухом, водой, землёй.
На уроках и во внеурочных занятиях для активизации учащихся используются разнообразные методы и средства. К ним относятся активные методы обучения наряду с традиционными: 1) проблемные эколого-педагогические ситуации (учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся и создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей, развития индивидуальности и творческого мышления); 2) решение экологических задач (задачи – рассказы по экологическому воспитанию служат дополнительным материалом к урокам, экскурсиям, беседам по ознакомлению с природным миром. Решение этих задач способствует установлению детьми фактов определённого отношения человека к природе, формированию новых экологических понятий, установлению связей между явлениями и процессами в природе); 3) опорные схемы (младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Любой иллюстративный материал несёт в себе элемент абстракции – картины, кинофильмы, диапозитивы, в большей степени таблицы, схемы. Дети изображают простейшие пищевые связи между организмами); 4) кроссворды, ребусы; 5) ролевые и имитационные игры; 6) дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной прироведческой литературы и поиск в ней необходимой информации.
Таким образом, включение краеведческого компонента в предмет «окружающий мир» необходимо в связи с современным состоянием школьного обучения. Именно школьное краеведение помогает формировать у подрастающего поколения патриотических чувств к своей малой Родине и ответственного отношения к окружающей природной среде.
Используемая литература:
1. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному учебному плану / под общ.ред. Т.Б. Табардановой. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2008. - 92 с.
2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 317 с.