Submitted by Анатолий Викторович Кочетков on вс, 03/08/2014 - 11:19
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопокровская средняя общеобразовательная школа» УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Новопокровская СОШ» ____________ (Климачёва Н.И.) Приказ № ____ от «____» ________2014 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ ( Потапова Г.А.) «___» _________2014 г. РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ___________ (Кретинина Е.А.) Протокол №_____ «____»__________2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса Составил учитель физической культуры и ОБЖ первой квалификационной категории Кочетков Анатолий Викторович 2014-2015 уч. год. Программа включает разделы: - пояснительная записка; - основное содержание; -требования к уровню подготовки обучающихся; -учебно-тематическое планирование; -учебно-методическое обеспечение; -календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе). Пояснительная записка: Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 6 класса составлена на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы», под общей редакцией Воробьёва Ю.Л., издательство АСТ Астрель, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объёмом времени, отводимого на изучение данного предмета по базисному учебному плану. Рабочая программа по ОБЖ конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса. Обоснование выбора данной программы В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80 % случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в т. ч. и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и т.д.) Обстановка, складывающаяся в стране и в области безопасности, требует пересмотра комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в т. ч. с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Ключевая роль в формировании современного уровня культуры безопасности принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», который реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной. При составлении данной программы использованы: - Комплексная программа по ОБЖ 5 -11 класс. Смирнов А.Т., Москва, Просвещение, 2007 - методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова, - М.: Просвещение, 2006; - учебники и учебные пособия: 1.Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; 2.Справочные материалы по ОБЖ. Общая характеристика учебного предмета В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей при родной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др. Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Цели Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей: -освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; -развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; -воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; -овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.; -воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства; - развитие потребности соблюдать нормы ЗОЖ; подготовку к выполнению требований, предъявленных к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности; - освоение знаний об опасных и ЧС, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и ЧС; о ЗОЖ; об оказании ПМП при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области жизнедеятельности; - овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и ЧС по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих бедствий в конкретной опасной ситуации с учётом реальной обстановки и своих возможностей. Основные задачи рабочей программы Рабочая программа выполняет две основные задачи: -информационно-методическую , которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета; организационно-планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся. Принципы обучения: игры, КВН, викторины Место предмета в базисном учебном плане: Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В 6 классе на его изучение выделяется по каждому курсу - 35 часов, в том числе на практические работы отведено 5 практических работ, 4 контрольных работ. Для реализации программы на её изучение предусматривается 1 час в неделю. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются: 1. использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования; 2. выделение характерных причинно-следственных связей; 3. творческое решение учебных и практических задач; 4. сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности; 5. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; 6. самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния; 7. соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; 8. использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Рабочая программа предназначена для обучающихся 6 класса. Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения программы. Структурно программа состоит из трёх разделов и семи тем. Раздел 1 «Безопасность человека в природных условиях» включает в себя четыре темы ( «Подготовка к активному отдыху на природе», «Активный отдых на природе и безопасность», «Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природных условиях», «Опасные ситуации в природных условиях характерных для Тамбовской области»). Раздел 2 « Основы медицинских знаний и здорового образ жизни» включает в себя две темы («Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»). Раздел 3 «Дорожно-транспортная безопасность» включает в себя одну тему («Дорожные знаки и правила перевозки людей»). Используемый учебник : Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 6 класса/ Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., / под редакцией Воробьёва Ю.Л., М.- Издательство АСТ Астрель. Применяются следующие технологии обучения: индивидуализация, коллективная, парная работа. Результаты учебного предмета. Данная программа содержит все темы включённые в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующей темой: «Опасные ситуации в природных условиях характерных для Тамбовской области». При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах и т.д. Итоговый контроль проводится в виде контрольной работы. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБЖ 6 КЛАССА № Наименование раздела, темы. Содержание учебного материала Перечень контрольных мероприятий Требования к уровню подготовки обучающихся 1 Безопасность человека в природных условиях Подготовка к активному отдыху на природе. Природа и человек. Общение с живой природой. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение места для бивака. Костёр. Определение снаряжения для похода. Тестирование, практическая работа, контрольная работа. Знать: порядок подготовки к активному отдыху на природе и обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде; уметь: соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях природного характера и действовать, обеспечивая личную безопасность; применять: на практике и в повседневной жизни. 2 Активный отдых на природе и безопасность. Правила безопасности при отдыхе на природе. Организация движения, организация ночлегов. Водные походы. Обеспечение безопасности на воде. Тестирование, практическая работа. Знать: правила поведения в природных условиях в различное время года; уметь: выполнять общие правила безопасности при активном отдыхе на природе; применять: для подготовки и участия в различных видах отдыха. 3 Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде. Автономное пребывание человека в природе. Добровольная автономия. Добывание огня, обеспечение водой и пищей, подача сигналов бедствия. Вынужденная автономия. Практическая работа, тестирование. Знать: обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде; уметь: выполнять общие правила безопасности при отдыхе на природе; применять: при нахождении в незнакомой местности. 4 Опасные ситуации в природных условиях, характерные для Тамбовской области. Опасные погодные условия и способы защиты от них. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными. Укусы насекомых и защита от них Клещевой энцефалит. Тестирование, практическая работа, контрольная работа. Знать: основные опасные ситуации в природных условиях, характерные для Тамбовской области, и правила безопасного поведения в этих ситуациях; уметь: соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях природного характера и действовать обеспечивая личную безопасность; применять: обеспечивать личную безопасность в различных опасных и ЧС 5 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и оказание ПМП. Вопросы личной гигиены и оказание ПМП в природных условиях. Аптечка. Лекарственные растения. Тестирование, практическая работа. Знать: приёмы и правила оказания ПМП в природных условиях; уметь: грамотно оказывать ПМП при различных травмах, полученных в природных условиях; применять: оказание ПМП пострадавшим. 6 Здоровье человека и факторы, на его влияющие. ЗОЖ и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков. Тестирование, контрольная работа. Знать: основные составляющие здоровья человека и факторы, на него влияющие, мероприятия, мероприятия по профилактике вредных привычек; уметь: доступно объяснять значение ЗОЖ для сохранения и укрепления здоровья; применять: для выработки в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам. 7 Дорожно-транспортная безопасность. Дорожные знаки и правила перевозки людей. Движение обучающихся в группе и в колонне. Перевозка людей грузовым автомобилем и в автобусе. Тормозной и остановочный путь транспортных средств. Дорожные знаки. Железнодорожный переезд. Дорожная разметка. Требования к движению велосипедистов. Тестирование, контрольная работа. Знать: характеристику и требования дорожных знаков, дорожной разметки, требования к движению велосипедистов, правила перевозки людей автотранспортом; уметь: соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда; применять: на улице и дороге; при экскурсиях; при работе в поле. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 6 классе обучающийся должен: знать: - основные опасные ситуации в природных условиях, характерные для Тамбовской области, и правила безопасного движения в этих ситуациях; - порядок подготовки к активному отдыху на природе и обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде; - основные составляющие здоровья человека и факторы, на него влияющие, мероприятия по профилактике вредных привычек; - приёмы и правила оказания ПМП в природных условиях; - характеристику и пребывания дорожных знаков, дорожной разметки, дополнительные требования к движению велосипедистов, правила перевозки людей автотранспортом; уметь: - соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях природного характера и действовать, обеспечивая личную безопасность; - выполнять общие правила безопасности при активном отдыхе на природе; - доступно объяснять значение ЗОЖ для сохранения и укрепления здоровья; - грамотно оказывать ПМП при различных травмах, полученных в природных условиях; - соблюдать ПДД в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда; применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам; - обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС; - подготовки и участия в различных видах активного отдыха; - проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или захвате в качестве заложника; -оказание ПМП пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях. Результаты обучения структурируются по трём компонентам: « знать-понимать», «уметь», «применять». Эти компоненты представлены отдельно по каждому разделу. За основу разработки рабочей программы взят федеральный компонент основного общего образования (2004 год). Программа содействует сохранению единого образовательного пространства. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № Наименование темы Количество часов Изучение теории Практические занятия Контрольные работы 1 Подготовка к активному отдыху на природе 6 4 1 1 2 Активный отдых на природе и безопасность 4 3 1 - 3 Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде 3 2 1 - 4 Опасные ситуации в природных условиях, характерные для Тамбовской области. 4 2 1 1 5 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. 4 3 1 - 6 Здоровье человека и факторы, на него влияющие. 5 4 - 1 7 Дорожные знаки и правила перевозки людей 9 8 - 1 8 Итого 35 26 5 4 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2014-2015 учебный год. По основам безопасности жизнедеятельности Класс (классы): 6 Учитель: Кочетков Анатолий Викторович Количество часов: всего:35 ч.; в неделю: 1 час; резерв времени - час. Плановых контрольных занятий- 4; зачётов-6 лабораторных работ__-__ , проектных работ(практических работ) - 5 Вид программы: типовая, скорректированная, авторская Уровень изучения: углубленный, расширенный, базовый Планирование составлено на основе: государственного образовательного стандарта по ОБЖ основной школы (2004 г.) Учебные пособия методические материалы (автор, название, издательство, год издания): 1. Государственный стандарт по ОБЖ, 2004 г. 2. Фролов М.П. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., ОБЖ/ учеб. для 6 кл. / под редакцией Воробьёва Ю.Л., изд-во АСТ: Астрель, 2013 г. 3. Шлыков В.Т. Егоров В.И., Мячин В.П. Основы безопасности жизнедеятельности и культура здорового образа жизни, 5-9 классы: Примерная программа учебного предмета регионального компонента базисного учебного плана/ Под редакцией О.В. Адамской, Тамбов, ТОИПКРО, 2008 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ) № Тема урока. Кол. часов. Дата проведения урока Виды и формы контроля Требования к уровню усвоения программы План. Факт. 1.Подготовка к активному отдыху на природе. (6 часов) 1 Природа и человек 1 Работа с учебником Знать: порядок подготовки к активному отдыху на природе и обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде; уметь: соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях природного характера и действовать, обеспечивая личную безопасность; применять: на практике и в повседневной жизни. 2 Ориентирование на местности. 1 Фронтальный опрос. 3 Определение своего места нахождения и направления движения на местности. 1 Фронтальный опрос, тестирование. 4 Подготовка к выходу на природу. 1 Фронтальный опрос, тестирование 5 Определение сторон горизонта по местным предметам и солнцу. Определение своего местонахождения. (Практическое занятие). 1 Работа с раздаточным материалом 6 Контрольная работа № 1. 1 Работа с раздаточным материалом. 2.Активный отдых на природе и безопасность.(4 часа) 7 Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. 1 Работа с учебником Знать: правила поведения в природных условиях в различное время; уметь: выполнять общие правила безопасности при активном отдыхе на природе; применять: для подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях. 8 Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. 1 Фронтальный опрос, тестирование 9 Подготовка к лыжным и водным походам 1 Фронтальный опрос, тестирование. 10 Наиболее типичные травмы в походе. (Практическое занятие). 1 Работа в парах 3.Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде. ( 3 часа) 11 Автономное пребывание человека в природной среде. 1 Работа с учебником, тестирование. Знать: обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде; уметь: выполнять общие правила безопасности при отдыхе на природе, разводить костёр, добывать воду, пищу; применять: при нахождении в незнакомой местности. 12 Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде. 1 Работа с раздаточным материалом. 13 Выбор направления движения и его выдерживание с помощью компаса или часов. Движение по азимуту. Особенности ориентирования на открытой и закрытой местности. (Практическое занятие). 1 Фронтальный опрос, тестирование 4.Опасные ситуации в природных условиях, характерные для Тамбовской области( 4 часа) 14 Опасные природные явления. 1 Работа в парах. Знать: основные опасные ситуации в природных условиях, характерные для Тамбовской области и правила безопасного поведения в этих ситуациях; уметь: соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях природного характера и действовать обеспечивая личную безопасность; применять: обеспечивать личную безопасность в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. 15 Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными. Укусы насекомых. Клещевой энцефалит. 1 Фронтальный опрос, тестирование. 16 Первая медицинская помощь при различных видах травм. (Практическое занятие). 1 Практикум. 17 Контрольная работа № 2. 1 Работа с раздаточным материалом. 5.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи( 4 часа) 18 Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. 1 Работа с учебником Знать: приёмы и правила оказания ПМП в природных условиях; уметь: применять полученные знания в природных условиях; 19 Оказание первой медицинской помощи при травмах. 1 Фронтальный опрос, тестирование применять: оказание ПМП пострадавшим. 20 Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, обморожении и ожоге 1 Фронтальный опрос, тестирование. 21 Первая медицинская помощь при укусах насекомых. (Практическое занятиях) 1 Практикум, работа в парах. 6. Здоровье человека и факторы на него влияющие.( 5 часов). 22 Здоровый образ жизни и профилактика утомления. 1 Проблемные задания Знать: основные составляющие здоровья человека и факторы, на него влияющие, мероприятия по профилактике вредных привычек; уметь: доступно объяснять значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья; применять: для выработки в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам . 23 Компьютер и его влияние на здоровье. 1 Фронтальный опрос, тестирование 24 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. 1 Фронтальный опрос, тестирование 25 Влияние наркотиков, психотропных веществ на здоровье человека. Профилактика их употребления 1 Фронтальный опрос, тестирование 26 Контрольная работа № 3. 1 Работа с раздаточным материалом 7.Дорожные знаки и правила перевозки людей (9 часов) 27 Движение обучающихся в группе и в колонне. 1 Фронтальный опрос, тестирование Знать: характеристику и требования дорожных знаков, дорожной разметки, требования к движению велосипедистов, правила перевозки людей автотранспортом; уметь: соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира, водителя велосипеда; применять: на улице и дороге; при экскурсиях; при работе в поле. 28 Перевозка людей грузовым автомобилем и в автобусе 1 Фронтальный опрос, тестирование 29 Тормозной и остановочный путь транспортных средств. 1 Фронтальный опрос, тестирование 30 Дорожные знаки 1 Фронтальный опрос, тестирование 31 Дорожные знаки. 1 Фронтальный опрос, тестирование 32 Дорожные знаки. 1 Фронтальный опрос, тестирование 33 Железнодорожный переезд. Правила поведения вблизи железной дороги. 1 Фронтальный опрос, тестирование 34 Дорожная разметка. Требования к движению велосипедистов. 1 Фронтальный опрос, тестирование 35 Контрольная работа № 4. 1 Работа с раздаточным материалом Учебно-методическое обеспечение по ОБЖ (6 класс) 1.Большой Энциклопедический словарь/ Под редакцией А.М. Прохорова.- М.: Научное издательство « Большая советская энциклопедия»; СПб- Норинт, 1997. 2.Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедея-тельности ОМЗ и охрана здоровья. М. : Русское слово, 1995. 3.Гостюшин А.В. Азбука выживания.- Знание, 1998. 4. Журналы Основы безопасности жизни за 2006-2011 г. 5.Методические рекомендации по профилактике детского ДТТ(Текст).- Волгоград: Управление ГАИ УВД, Управление народного образования Волгоградской области, 1999 г. 6. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс./ Под редакцией первого зам министра МУС РФ Ю. П. Воробьёва.-Москва: Астрель АСТ, 2003. 7. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическая разработка. Волгоград, 2005 г. 8.Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 6 класса/ Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., М.- Издательство АСТ Астрель, 2013 год. 9.Популярная медицинская энциклопедия/Под редакцией Б.В. Петровского:2-е переработанное и дополненное издание. - М.: «Советская энциклопедия», 1987. 10.Программно-методические материалы «Основы безопасности жизнедеятельности». Составитель Б.И. Мишин. - Москва: Дрофа, 2001. 11.Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника (Текст). - Филологическое общество «Слово», АСТ «Ключ-С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. 12.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс. Поурочные разработки/ А.Т. Смирнов: М., «Просвещение», 2009. 13. Фролов М.П. Спиридонов В.Ф., Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 6 классов. ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. Интернет-ресурсы 1. ОБЖ. 5-11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий/ Министерство образования Российской Федерации, 2003// ООО « Кирилл и Мефодий», 2003. 2. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс (электронный ресурс):Мультимедийное учебное издание. Изд-во РФ по делам ГО МЧС России.: М.- Департамент ГО ЧС при МЧС России, 2006. 3.http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал; 4.http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ; 5.http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования; 6.http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты; 7.http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании; 8.http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»; 9.http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»; 10.http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России; 11.http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды; 12.http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть; 13.http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО; 14.http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки; 15.http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе; 16.http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы. Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности: 9. http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала; 10. http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности; 11. http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности; 12. http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно- методическое издание для преподавателей МЧС России; 13. http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ; 14. http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам; 15. http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях; 16. http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ; 17. http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов; 18. http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ; 19. http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании; 20. http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ; 21. http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы; 22. http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности; 23. http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жиз-ни»; 24. http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях; 25. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности; 26. http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям; 27. http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ; 28. http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ Материально-техническое обеспечение: 1. Винтовка пневматическая 2. Плакаты 3. Противогазы 4. Дозиметр 5. Презентации, видеоролики 7.http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании; 8.http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»; 9.http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»; 10.http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России; 11.http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды; 12.http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть; 13.http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО; 14.http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки; 15.http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе; 16.http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы. Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности: 1.http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала; 2.http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности; 3.http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности; 4.http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно- методическое издание для преподавателей МЧС России; 5.http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ; 6.http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам; 7.http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях; 8.http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ; 9.http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов; 10.http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ; 11.http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании; 12.http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ; 13.http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы; 14.http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности; 15.http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»; 26. http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям; 27. http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ; 28. http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ 16.http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях; 17.http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности; 18.http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям; 19.http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ; 20.http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ.