Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Опыт работы:"Развитие творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения

В последнее время большое внимание уделяется проблеме развития творческого мышления учащихся младшего школьного возраста. Практическая её значимость заключается в том, что творчество в этот период выполняет одну из ведущих функций. В этом возрасте дети готовы к творческим попыткам в разнообразных областях знаний. Считаю, что одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения является литература. Что же для этого требуется? Как развивать творческие способности учащихся в учебной деятельности? Ответ на эти и многие другие вопросы я нашла в системе УМК «Гармония» под руководством Н. Б. Истоминой. Придерживаюсь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей учащихся является урок. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника, в первую очередь, решаю задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового). Надо отметить, что и современные образовательные программы для начальных классов ставят перед учителем задачи развития творческих способностей ребенка, прежде всего, в учебной деятельности. Так, в рамках реализации программы по литературному чтению, автором которой является О. В. Кубасова, по данной проблеме мною была поставлена цель: «Формирование «талантливого читателя» (С.Маршак), полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества». Для достижения поставленной цели я наметила следующие задачи: • усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, составления диафильма, элементарного творчества по подобию и др.; • обучение простейшим приемам совместной деятельности в ходе разработки учебных проектов; • формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу; • обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности. Занимаясь проблемами творчества в учебной деятельности младших школьников, я убедилась в том, что всем детям, какими бы способностями они ни обладали, необходимо оказать поддержку, заметить и одобрить любое начинание, создать среду, способствующую развитию творческого мышления. По тому, как дети принимают творческие задания, насколько увлечены работой, можно судить по результатам анкетирования, которое проводилось мною в начале обучения по данной модели и в конце 4-го класса. Его результаты подтвердили мои педагогические наблюдения, которые заключаются в том, что необходима большая, кропотливая работа в течение достаточно длительного периода, для того, чтобы дети с огромным желанием, без нажима со стороны взрослых занимались творчеством и получали от этого удовольствие, чувство радости, гордости и т.д. Лишь небольшая группа учащихся на начальной стадии дала положительные ответы по данной проблеме. Значительная часть детей предпочитала выполнять обычные задания, а некоторые и вовсе затруднялись давать ответы; на вопрос «Что в учебном процессе является для вас самым интересным?» - в начале обучения дети назвали чтение, решение примеров, задач, рисование. В 4-ом классе ученики говорят не только об этом, но и о творчестве, фантазировании, создании чего-то нового, необычного. Результаты анкетирования на начальной стадии включения детей в творческую деятельность на уроках литературного чтения были следующими: Анкета № 1(анкетировались 26 обучающихся) 1. Какие задания тебе нравится выполнять? а) задания обычные, не требующие дополнительных усилий - 15чел.(58%); б) задания «с изюминой», над которыми нужно «попотеть» - 5 человек (19%); в) задания, при выполнении которых нужно придумать что-то новое - 8 чел. (31 %). 2. Нужны ли тебе занятия, на которых можно проявлять свое творчество (придумывать, фантазировать, сочинять)? «Да» - 8 учащихся (31 %); «Нет» - 3 учащихся (12 %); «Не знаю» - 15 учащихся (57 %). 2. Что бы ты выбрал, если бы тебе предложили сделать задание: а) более интересным - 7 человек ( 30 %); б) более легким - 8 человек (31 %); в) более трудным - 5 человек – (19 %); некоторые дети не ответили на данный вопрос. 4. Что ты предпочитаешь, когда задан вопрос на сообразительность? а) помучиться, но самому найти ответ - 6 человек (23%); б) когда как - 13 человек (50%); в) получить готовый ответ от других - 7 человек (27%). В анкете № 2 предлагались открытые вопросы, на которые ученики предлагали свои ответы, например: Что в учебном процессе является для вас самым интересным? т.д. — Узнавать что-то новое, читать. — Рисовать, решать задачи, примеры. Считаю, что любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий при соблюдении следующих требований: • возможность разных способов решения; • учет актуального уровня решения; • учет возрастных интересов учащихся. Учитывая выше сказанное, на уроках литературного чтения применяю разнообразные формы и методы работы по развитию творческого мышления, начиная с 1-го по 4-ый класс. Так, при ознакомлении с малыми фольклорными жанрами устного народного творчества предлагаю учащимся: 1.Придумать продолжение потешки, считалки, заклички, приговорки, скороговорки. 2.Сочинить считалку, частушку. 3.Подобрать загадки к картинкам, нарисовать отгадку к загадке, подобрать загадку к произведению. 4.Подобрать пословицы и поговорки по различным темам: о трудолюбии, о честности и т.д. На уроках чтения сказок разных народов мира дети выполняют такие творческие задания: 1.Составить рисуночный диафильм . 2.Устно придумать сказку о животных по иллюстрации, предложенной учителем. 3.Дать толкование слову. Работа с толковым словарем по расширению активного словарного запаса. 4.Составить устное (графическое) описание героя. 5.Найти «крылатое» выражение в сказке. 6.Драматизация отрывков из сказок. По окончании чтения литературных сказок учащимся предлагаю следующие творческие задания: 1. Разгадать кроссворд к произведению (по сказкам А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена, В.Гауфа и др.) 2. Придумать счастливую концовку (к сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка») 3. Просмотр медиаматериалов, мультфильмов по теме урока. На уроках поэзии учащиеся изучают произведения разных поэтов. Дети получают представления об изобразительных и выразительных возможностях художественного слова (метафора, стихотворение, звукоподражание, ритмичность, мелодичность, музыкальность). На уроках поэзии применяю творческие задания следующего типа: 1. Драматизация стихотворения. 2. Иллюстрирование поэтического произведения. На уроках по ознакомлению с мифами, легендами, преданиями предлагаю: 1. Отгадывание тематических кроссвордов. 2. Исправление «текстовых ошибок» в мифах. 3. Мифологические викторины и творческие зачёты (представления божества: элементы костюма, рассказ о нём). 4. Работа над эпическим языком былины. 5. Работа с географической картой (былина «Садко в подводном царстве»). 6. Разгадывание ребусов и шарад (по всем мифологическим системам, самостоятельное составление шарады). 7. Работа с аудио- и видеоучебным материалом (просмотр видеофильмов об истории развития древнеегипетской цивилизации). В программе по литературному чтению сквозными жанрами являются басни, рассказы, повести. Учащиеся выполняют следующее: 1. Выразительное чтение и драматизация басен. 2. Придумывание экспозиции басни. 3. Составление литературной мозаики. 4. Ознакомление с различными видами пересказов. 5. Составление характеристики главных героев с опорой на выборочное чтение. 6. Составление собственных сатиро-юмористических рассказов. 7. Разгадывание кроссвордов по приключенческим повестям. 8. Составление сравнительной характеристики главных героев. 9. Практическое ознакомление с литературными понятиями: эпитет, олицетворение, метафора, гротеск. Приведу примеры фрагментов уроков, где идет формирование основ творческого мышления и воображения по некоторым из указанных видов заданий. Работу в данном направлении начинаю уже в период обучения грамоте: учу детей читать по ролям небольшие произведения, где это только возможно; большое внимание уделяю работе с пословицами и поговорками. Так, на уроке по ознакомлению с творчеством С.Я.Маршака, работу над его стихотворением «Волк и лиса» я построила следующим образом: - О ком будем читать? (Дети смотрят на рисунки и отвечают) - Вы уже читали по ролям про белку и волка. Вспомните, как это делали? (Нужно выбрать роли.) - Прочитайте стихотворение про себя. - Какие здесь роли? (Лиса, волк, автор) - О чем прочитали? (О встрече лисы и волка, об их разговоре) - Как такой разговор называют? (Диалог) - Как нужно читать слова лисы? (Хитро, выспрашивать с любопытством) - Как нужно читать слова волка? (Жалобно, грустно) - Прочитайте стихотворение по ролям. (Дети читают в парах, затем вслух) - Что заметили, когда читали по ролям? (Такое чтение похоже на маленький спектакль) Диалогическая форма стихотворения, наличие двух действующих лиц и небольших реплик позволило мне организовать не только такой вид работы как чтение по ролям, но и драматизацию текста, способствующую развитию артистических данных. Дети, исполнители ролей, с удовольствием участвовали в сценке, а «зрителям» было интересно смотреть на выступление своих одноклассников-«артистов». В послебукварном периоде я провела урок по теме: «Азбука мудрости», где учила детей понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок. Вот фрагмент этого занятия: - Сегодня мы будем читать русские пословицы и поговорки. Что такое пословицы и поговорки? (Это краткое народное изречение с назидательным смыслом, народная мудрость.) - Посмотрите, где мудрость собралась? (В азбуке мудрости.) - Почему? (Пословицы располагаются в алфавитном порядке.) - Будем читать по «цепочке» и объяснять смысл. При подведении итога урока спрашиваю: - А зачем людям нужно знать пословицы и поговорки? (Чтобы сделать речь более красочной, яркой) Считаю, что пословицы и поговорки дают богатый материал для развития творческого мышления учащихся и работу с ними веду на протяжении всего периода обучения, усложняя задания с учетом возрастных особенностей детей. Наиболее часто использую следующие методические приемы: • классификация по тематике (со 2-го класса); • выбор из нескольких пословиц той, которая в наибольшей мере отражает основную мысль текста (со 2-го класса); • иллюстрирование пословиц примерами из жизни и из книг (3-4 классы); • сочинение рассказа, сказки в качестве подтверждения мысли, выраженной в пословице (4 класс). Работая с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество» (2 класс, литературное чтение, с.7-8), предлагаю учащимся такое задание: - Прочитайте пословицы и назовите те из них, которые подходят к этому рассказу. (Пословицы записаны на доске: «Жить – Родине служить», «Родина – мать, умей за неё постоять», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей», «Всякому мила своя сторона»). Или, наоборот, сначала дети читают пословицы по одной тематике и догадываются, о чём будет стихотворение, которое предстоит прочитать на уроке (В. Берестов «Если хочешь пить», с.20) В 3-4 классах провожу на уроках различные соревнования между командами, например, при обобщении по разделу: «Труд человека кормит, а лень портит» (3 класс): Станция «Эстафета» 1)Каждая группа рассказывает пословицы о труде, подобранные дома. Условие – пословицы не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше пословиц. 2)Группа-команда получает карточки с пословицами (карточки разрезаны). Нужно собрать пословицы и объяснить их смысл. Способность к воссоздающему воображению формирую при работе над загадками, когда по нескольким признакам учащиеся моделируют образ предмета или явления. Вот фрагмент такого урока: - Любите ли вы загадки? Какие загадки знаете? Сообщаю детям, что название «загадка» произошло от слова «гадати»-думать. - Чему же учат загадки? Далее следует работа по учебнику (литературное чтение, 1 класс, с.41-42). - Подберите рисунки к загадкам. (Учащиеся по очереди читают загадки, а все остальные показывают в учебнике соответствующий рисунок-отгадку.) Дома дети готовятся к конкурсу загадок. Предлагаю им сделать карточки, с одной стороны которых – загадка, с другой – нарисованная отгадка. В работе с загадками я стараюсь проводить также как можно больше различных соревнований. Например, ведущий задает загадку одной команде. Если ответа нет, загадка переходит к другой команде. Побеждает та команда, которая отгадает больше загадок. Считаю, что и работа с загадками является тоже одним из немаловажных видов по развитию творческих способностей младших школьников, которую начинаю на ранней стадии обучения и продолжаю в дальнейшем. Так, в 3-4 классах учащиеся подбирают загадки по темам и красочно их оформляют, например, по теме: «Осень», « Овощи» и т.д., пытаются сами сочинять загадки и загадывать их своим товарищам. Не могу не поделиться опытом создания элементарных творческих работ по подобию. Гордостью класса стала брошюра «Рассказы о себе», где собраны лучшие сатиро - юмористические рассказы учеников класса и проиллюстрированы самими авторами. А создать такую книгу мы решили в ходе работы над разделом учебника: «Тайное всегда становится явным» (литературное чтение, 3 класс) и рассказом В.Драгунского с аналогичным названием. Дети вспоминали свои жизненные ситуации, подобно той, что произошла с Дениской: «Когда я была маленькая, мне очень хотелось рисовать на обоях, которыми оклеены стены нашего дома. Мне не разрешали это делать. Но я всё равно брала карандаш и рисовала в местах, где не видно: за диваном, за занавесками. Однажды мама затеяла генеральную уборку в доме. Она сняла занавески, отодвинула диван и всё увидела. Ругать мама меня не стала. Да я и сама поняла: тайное стало явным. А обои мы скоро переклеили. Больше я на них не рисую!» (Конарева Юлия); «Когда я была маленькой, то разбила красивую тарелку. Я не призналась, а сказала, что это сделал брат. Мама стала его ругать, а он не понял за что и заплакал. Тогда я не выдержала и призналась. Больше стараюсь не врать!» (Чеботова Аня); «Однажды я нечаянно задел мамину любимую кружку. Она упала на пол и разбилась. Я очень испугался и осколки веником замёл под буфет. Мама заметила, что кружки нет на месте. Она стала её искать, а я молчал. Прошло несколько дней. Мама подметала пол в кухне и обнаружила осколки. Мне пришлось признаться.» (Лежепёков Владислав) и др. Довольно часто предлагаю учащимся такое творческое задание: (например, по произведению Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени», 3 класс): - Представьте себе, что каждый из вас – писатель. И непросто писатель, а сказочник. Вам необходимо продолжить «Сказку о потерянном времени», т.е. пофантазировать и предложить свою версию завершения истории. По разделу учебника «Каждый своё получил» я познакомила детей с латышской сказкой «Два брата». На уроке ребята узнали схему построения сказок народов Прибалтики. В качестве домашнего задания предложила учащимся придумать свою сказку по аналогичной схеме. На следующем уроке были отмечены наиболее удачные работы детей: «Мешок с деньгами» (Конарева Ю.), «Два друга» (Дудаев Д.), «Добрый мальчик» (Бочкарев Р.) и др. Все лучшие материалы помещаю в классную папку «Творческие работы учащихся по литературному чтению», которая является гордостью класса и помогает мне активизировать мыслительную деятельность учащихся, побуждать их к творчеству. Хочу остановиться еще на одном, наиболее часто используемом мною, виде работы. Это иллюстрирование произведений, создание рисуночных диафильмов. Выполнить рисунок к изучаемому произведению я предлагаю учащимся в качестве домашнего задания, иногда на уроке). Лучшие работы помещаю на выставку, а затем в классную папку «Я – художник». Рисунки в папке не лежат просто так: использую их при обобщении темы, при проведении конкурсов, например, «Назови произведение и автора» (демонстрирую рисунки). Во время такой работы наблюдаю повышенный интерес учащихся, огромное желание быстро и правильно ответить на вопрос. Дети также вспоминают, кто из одноклассников выполнил данную иллюстрацию, что служит хорошим стимулом для менее активных ребят. Рисуночные диафильмы, которые дети создавали к полюбившимся произведениям: «Бенгальские огни», «Клякса» Н.Носова, «Ёлка» М.Зощенко, «Иголка с ниткой» Ю. Ермолаев (4 класс) и др. помогали вспомнить не только название произведения и автора, но и содержание прочитанного (Приложение). На уроках литературного чтения применяю дополнительный материал, также способствующий развитию творческих способностей младшего школьника. (Приложение 1) В своей работе использую различные элементы передовых педагогических технологий. Среди них особое место отвожу проектной деятельности, в основе которой лежит не только развитие познавательных навыков учащихся, но и их критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Вот как была построена работа над одним из таких проектов Для определения темы проекта я выбрала учебный раздел программы «Устное народное творчество». В рамках предмета «литературное чтение» это тема: «Встреча со сказкой», возрастная группа – ученики 4 класса. (Приложение 2) Далее сформулировала основополагающий вопрос: В чем заключается ценность народных и литературных (авторских) сказок? И проблемные вопросы, которые помогали исследовать его различные стороны:  Как вы понимаете пословицу: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»?  На какие две группы делятся сказки?  Какие виды сказок вы знаете?  Каковы отличительные особенности трех видов сказок?  В чем заключается отличие сказки от других сходных жанров? Затем я определила дидактические цели проекта, методические задачи (Слайды из презентации проекта учителя. Приложение 3). Дальнейшая работа строилась на формировании индивидуальных тем исследований в рамках заявленного проекта самими учащимися (Слайд из презентации проекта учителя. Приложение 3), выдвигались гипотезы решения проблемы, затем в ходе исследования они подвергались проверке. Творческое название проекта выбирали учащиеся вместе со мной, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. В данном случае, творческое название проекта «Что за прелесть эти сказки!». Далее происходило формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов. Учащиеся разделились на мини-группы по 3-4 человека, определили для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые нужно было доказать в исследованиях, а так же выбрали форму представления результатов – в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. Под моим руководством шло обсуждение источников информации – в школьной (сельской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии. Цель данной работы: задать направление поиска информации, её достоверности и соблюдении авторских прав. Далее учащиеся работали самостоятельно в группах, распределив роли, т.е. каждый из них знал, за что он отвечает. Я консультировала, направляла учащихся в методически нужное русло. Следующий этап – защита полученных результатов и выводов. Каждой группе предоставлялось до 4 минут на защиту. Заранее разрабатывались для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания. Группы оценивали работу каждого участника, я - работу групп в целом. Результативность каждого выступала здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта. (Презентация учащихся, буклет, тесты. Приложение 4 ) Все выше сказанное является лишь толикой той огромной работы, которая ведется мною по развитию творческих способностей ребенка. Но есть определенные результаты, подтверждающие позитивный настрой учащихся, что придаёт мне уверенность в деятельности в данном направлении. Результаты анкетирования в конце 4-го класса говорят о том же. Анкета № 1 1. Какие задания тебе нравится выполнять? а) задания обычные, не требующие дополнительных усилий (нет); б) задания «с изюминой», над которыми нужно «попотеть» (19 человек — 73 %); в) задания, при выполнении которых нужно придумать что-то новое (24 человека — 92 %). 2. Нужны ли тебе занятия, на которых можно проявлять свое творчество (придумывать, фантазировать, сочинять)? «Да» — 26 человек (100 %); «Нет» — 0 %; «Не знаю» — 0 %. 2. Что бы ты выбрал, если бы тебе предложили сделать задание: а) более интересным (26 человек — 100 %); б) более легким — 0 %; в) более трудным — 0 %? 4. Что ты предпочитаешь, когда задан вопрос на сообразительность? а) помучиться, но самому найти ответ (23 человека — 88 %); б) когда как (3 человека – 12 %); в) получить готовый ответ от других ( 0 %). В анкете № 2 предлагались открытые вопросы, на которые ученики предлагали свои ответы. 1. Что в учебном процессе является для вас самым интересным? — Все новое, творческое. — Узнавать что-то новое. — Рисовать, решать задачи. — Творческие задания. — Проявлять фантазию. — Учиться. 2. Какие слова произносите вслух, мысленно, когда вам предлагается творческое задание? — Ура-а-а! Йес-с-с! Здорово! — Вот это здорово! — Классно! — Клево! Прикольно! — Обожаю!— Наконец-то! — Ес! — Ура! Ура! Анализ ответов учащихся показал, что у абсолютного большинства учащихся хорошая (положительная) мотивация и большой интерес к учению. «Проблема творчества продолжает оставаться одним из участников педагогической целины» (В. Сухомлинский). Это оставляет возможности для поиска новых путей развития детского творчества. Хочу сказать своим коллегам, особенно начинающим учителям, что организация работы с детской книгой в начальной школе – это, прежде всего, творческий процесс. Он должен быть систематическим, продуманным и деятельным. Учителю нужно стараться сделать чтение интересным процессом, увлекательным, личностно – ориентированным, формировать у детей потребность в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга. Использованная литература 1. Выготский В.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. 2. «Проекты в младших классах», Романовская М.Б., г. Москва, 2007 г. 3. «Проектная деятельность как важное направление в современной школе», Голованова Е.А., г. Москва, 2007 г. 4. «Проектная деятельность в начальной школе», Господникова М.К., г. Волгоград, 2009 г. 5. «Intel Обучение для будущего». Рабочая тетрадь слушателя курса, г. Москва, 2008 г. 6. «Обучение грамоте и развитие речи», Бетенькова Н.М., г. Смоленск, 2004 г. 7. «Учим читать». Методические рекомендации. Кубасова О.В., «Ассоциация XXI век», 2003 г.

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн