Все мы разные, но, так или иначе, в истории, каждый раз возникает среда, в которой формируется человек с определённым набором этико-культурных особенностей и типологических свойств, которые, в той или иной степени характерны для всего поколения.
Границы между поколениями размыты.
И, тем не менее, всё чаще в российской и зарубежной прессе поднимается вопрос о поколениях как носителях определённых социально-психологических навыков.
На основании этого становится более понятным, почему нам часто так трудно договориться, понять поступки друг друга, мы по-разному выглядим и у нас разные приоритеты в жизни.
Но, несмотря на все эти различия, мы живём в одно и то же время, взаимодействуем друг с другом в приватной и деловой жизни.
Нам приходится находить общий язык и формы коммуникаций.
Быстро меняющийся мир ускоряет процесс возникновения новых генераций. Наша задача: увидеть эти процессы, понять их и научиться в них адаптироваться.
Это абсолютно практический вопрос.
Сегодняшние дети, наши дети, имеют новые компетенции, которых не было у нас и наших родителей.
А это означает, что учить их необходимо по программам, в которых будут учитываться их новые свойства, и компетенции, необходимые им для жизни в будущем времени.
Классификаций поколений существует множество, каждое со своим обоснованием.
Приведу здесь часто встречающееся разделение:
1. Потерянное поколение (Lost Generation). Рожденные в 1880-1900 годах. Исторические события, повлиявшие на его формирование: Первая мировая война, Великая депрессия и события, приведшие к возникновению СССР.
2. Величайшее поколение (Greatest Generation), Поколение Победителей. Рожденные в 1901-1924 годах. На долю этого поколения выпали такие исторические события как Вторая мировая война и создание ООН.
3. Молчаливое поколение (Silent Generation). Рожденные в 1925-1945 годах. Значимые для него исторические события – Корейская война и Холодная война. Молчаливым это поколение называют из-за конформизма и отсутствия значимого культурного вклада в человеческую копилку.
4. Бэби-бумеры (Baby Boom Generation). Рожденные в десятилетия демографического взрыва, в 1946-1964 годы. Основной чертой выросших в комфорте бэби-бумеров стал бунт против авторитаризма и «классических» моральных устоев.
5. Поколение X (Generation X). Рожденные в 1965-1982 годах. События, повлиявшие на это поколение: Афганская война, начало эры персональных компьютеров, первая чеченская война. Поколением X обычно называют людей, родившихся в период спада рождаемости, наступивший после демографического взрыва. Основные черты, приписываемые этому поколению: недовольство властью, недостаток доверия руководству, политическое равнодушие, рост количества разводов, нулевой прирост населения, сокращение финансирования образовательной системы, повышенные академические требования и интеллектуальные способности, экологические проблемы, появление Интернета.
6. Поколение Y (Generation Y). Рождённые с 1983-го по конец 1990-х. На формирование его мировоззрения повлияли: перестройка, распад СССР, «лихие 90-е», терроризм, войны (в Ираке, в Чечне и др.); международный финансовый кризис, повышение стоимости жилья и безработица; телевидение, поп-культура, торрент-трекеры и видеохостинги, развитие мобильной и интернет-связи, компьютерных технологий, социальных сетей, digitalмедиа и видеоигр, флешмоб- и мем-культуры, онлайн общение, эволюция девайсов и т. п. Характеристики этого поколения, – вовлеченность в цифровые технологии, новый виток разделения на либеральные и консервативные взгляды, стремление оттягивать переход во взрослую жизнь, увлечение концепцией вечной молодости, представители этого поколения ожидают результатов и преимуществ от трудовой деятельности, стремятся комфортно совместить условия работы со своей жизнью, предпочитают гибкий график занятости, отношение к профессии как к настоящему увлечению, а к иерархии – как к условности.
7. Поколение Ζ (Generation MeMeMe), или Поколение «ЯЯЯ». Родившиеся в начале 1990-х и в 2000-х. На их философское и социальное мировоззрение оказали влияние мировой финансово-экономический кризис, Веб 2.0 и развитие мобильных технологий, рост глобализации и становление постмодернизма. Принципиальное свойство Поколения Z: технологии у него в крови, оно обращается с ними уже совсем на другом уровне, чем все предыдущие поколения. В цифровом мире они аборигены, в отличие от своих родителей, которых называют цифровыми иммигрантами. У поколения «ЯЯЯ» три ключевых смысла: «Я хочу проверить, смогу ли я сделать и этот проект», «Я хочу, чтобы мной гордились и брали с меня пример» и «Я хочу, чтобы мои изобретения стали полезны всем людям планеты». Пока трудно сформулировать характерные черты этой генерации, но отмечают: самоуверенность, отрицание иерархии, индивидуализм. Вполне возможно, что эти качества будут востребованы для задач в будущем, которые учёные, пока не готовы сформулировать.
8. Поколение Альфа. Люди Альфа уже среди нас. Они родились примерно после 2010 года. Какие черты станут характерными для них, пока не берётся определить никто.
Очевидно, что все поколения вырастают из предыдущих, перенимая какие-то черты у своих воспитателей, переваривая появляющиеся новые социально-технологические возможности в свои новые качества и свойства, накапливая потенциал, который переходит в следующие генерации. Разные поколения встречаются в частной (семье), общественной (школе) и деловой (работе) жизни, создавая питательный бульон для потомков.
На одной из веток форма обсуждалась тема: каким должен быть современный учитель. Были представлены самые разные точки зрения.
Несомненно, что одной из важных свойств современного педагога является понимание того, кого он учит, в чём особенности работы с этой новой аудиторией, умение сформулировать адекватные будущему образовательные и воспитательные задачи конкретно для себя и педагогического сообщества в целом.
Как жить нам вместе цифровым «аборигенам» и «иммигрантам» в информационном обществе?
Как научиться всю жизнь комфортно находится в роли прилежного ученика, готового учиться не только у прошлого, но и у будущего?
ИСТОЧНИКИ:
- http://zillion.net/ru/blog/316/pokolieniia...kh-razobrat-sia
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%...%BD%D0%B8%D0%B5
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%...%BD%D0%B8%D0%B5
- http://rugenerations.su/tag/%D0%BC%D0%BE%D...BD%D0%B8%D0%B5/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%...D%D0%B8%D0%B5_X
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%...D%D0%B8%D0%B5_Y
- http://en.wikipedia.org/wiki/Generation_Z
ЕЛЕНА ОСТРИВНАЯ
|