Submitted by Ирина Григорьевна Козлова on чт, 17/07/2014 - 19:56
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Черчение. Первые шаги» направлена на знакомство с первоначальными и основными шагами в области черчения, на формирование графической культуры учащихся, развитие пространственного мышления, а также творческого потенциала личности. Структура и содержание элективного курса позволяет осуществить целенаправленную подготовку учащихся к профильному уровню учебного предмета. Понятие «графическая культура» включает совокупность достижений человечества в области разработки и освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению учащихся под графической культурой подразумевается достигнутый ими уровень освоения графических методов и способов передачи информации, который используется в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Курс направлен на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты.
Метапредметные результаты характеризуют уровень формирования универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Обучение носит развивающий и воспитывающий характер, способствует самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности, активизирует познавательную деятельность школьников.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в графической деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ графической культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие наблюдательности, зрительной памяти и абстрактного мышления;
- приобретение опыта работы различными материалами и в разных техниках, в специфических формах графической деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ.
- развитие индивидуальных графических способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к черчению.
Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. Языком техники - чертежом теперь должен владеть не только инженер, но и каждый работник, какую бы специальность он не имел. Изучение теоретического материала по данной программе позволяет раскрыть важность и необходимость предмета в жизни людей. Предусматривается знакомство с понятиями производственно-технического характера и требованиями технической эстетики, что способствуют привитию учащимся культуры графического труда, создает основу для эстетического воспитания средствами графики.
Элективный курс рассчитан на 17 часов, из которых 8 лекционных занятий и 9 графических практикумов.
Цель курса:
Развить пространственное и логическое мышление обучающихся и приобщить их к графической культуре. Научить графическим способам и методам передачи информации об объектах.
Задачи курса:
- развить пространственное и логическое мышление обучающихся и приобщить их к графической культуре.
-ознакомить с правилами оформления чертежа.
-сформировать знания, у учащихся о прямоугольном проецировании
-учить в процессе чтения чертежей воссоздавать образ предметов и анализировать их форму и конструкцию.
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ. Из истории развития чертежа. Современные технологии выполнения чертежей.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Условные знаки. Чертёжный шрифт. Основные закономерности написания букв и цифр.
Ознакомление с компьютерными программами Auto CAD-2012, Auto CAD-2013
II. Метод проецирования и графические способы построения изображения (8 ч.)
Центральное и параллельное проецирование (общие понятия). Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Виды и их расположение на чертеже. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Правила нанесения размеров на чертежах. Масштабы.
Технические рисунки. Выполнение технических рисунков.
III. Чтение и выполнение чертежей (6 ч.)
Общие понятия о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов.
Способы Чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета.
Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и оптимального масштаба.
Нанесение размеров на чертеже с учетом формы предметов.
IV. Контрольная работа (1 ч.)
Требованияк результатам обучения
Учащиеся должны иметь представление:
об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа ;
об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;
Учащиеся должны знать:
основы метода прямоугольного проецирования;
способы построения прямоугольных проекций;
способы построения прямоугольной изометрической проекций и технических рисунков;
изображения на чертеже (виды);
правила оформления чертежей.
Учащиеся должны уметь:
правильно пользоваться чертежными инструментами;
выполнять геометрические построения (деление отрезка, углов, окружности на равные части);
наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали; изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять чертеж детали в новом положении.
Тематический план курса
№ п/п
тема
теория
практика
1
Введение. Учебный предмет – черчение.
1
2
Правила оформления чертежа. Ознакомление с компьютерными программами Auto CAD-2012, Auto CAD-2013
Аксонометрические проекции предметов имеющие круглые поверхности.
1
1
7
Анализ геометрической формы предмета
1
8
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел
1
1
9
Проекции вершин, ребер и граней предмета
1
1
10
Порядок построения изображений на чертежах
1
1
11
Нанесение размеров с учетом формы предмета
1
12
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей
1
1
13
Общие сведения о сечениях и разрезах
1
14
Правила выполнения разрезов
1
15
Условности и упрощения на чертежах
1
16
Сборочные чертежи
1
1
17
Основные особенности строительных чертежей, Контрольная работа
1
1
Литература
Методика преподавания черчения В. И. Кузьменко, М. А. Косолапов. Черчение: Учебник для 7-8х кл. общеобразоват. учреждений / А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский.- ООО «Издательство Астрель», 2001 г
Карточки-задания по черчению для 8 класса /Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова , А. Л. Терещенко. М.: Просвещение. 1990. Методика обучение черчению
Карточки-задания по черчению для 7 класса /Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова. М.: Просвещение, 1988.
Бриллинг Н. С. Строительное и топографическое черчение. М. : Просвещение. 1980.
Виноградова В. Н. Методика факультативных занятий по черчению в школе. Пособие для учителя. М. : Просвещение. 1979
Преображенская Н. Г. Черчение. Второй год обучения .Архитектурно-строительное черчение