Беседа "Правила культурного поведения в общественных местах"
Ход беседы
1. Игра. «Светофор вежливости»
– Садясь за стол, ребята говорят друг другу. Приятного аппетита.
– Сидеть за столом следует, положив локти на стол для удобства
– За столом разговаривают с полным ртом. – Пьют чай или компот, осторожно не проливая на стол.
– Принимать пищу надо с удовольствием, причмокивая
– За столом сидят спокойно, не толкая соседа
– За фруктами лезут в чашку руками и выплёвывают косточки на стол.
– Хлеб с тарелки берут руками – Соль из солонки берут вилкой.
– Выходя из-за стола, благодарят за еду. Молодцы, вы хорошо знаете правила поведения за столом.
Ведущий: Продолжается разговор о культуре поведения, сегодня мы познакомимся с правилами поведения в общественных местах. Для чего это нам?
2. Беседа с использованием наглядности. (общественные места: театр, музей, цирк, библиотека, магазин)
Рассмотрите иллюстрации на доске. Знакомы ли вам эти места? Кто из вас бывал в этих местах? Что о них знаете? Что знаете о правилах поведения в этих местах?
3. Игра «Узнай по описанию» - Учреждение, занимающееся сбором, хранением и организацией выставок картин, скульптур, предметов старины и других, интересных для многих людей предметов (музей)
- Зал для демонстрации, показа, кинофильмов, мультфильмов. (кинотеатр)
- Искусство представления драматических произведений на сцене, а также помещение, где происходят такие представления. (театр)
- Помещение, где продают продукты. (магазин)
- Помещение, где хранятся в определённом порядке книги, и выдаются для временного пользования, чтения. (библиотека) Предлагаю вам побывать в роли актёров.
4. Стих «В театре» (читает ученица)
Когда мне было Восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки,
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре!
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подругой Любой Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу: нету номерка.
Фея кружится по сцене
– Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени
– Номерка не нахожу.
Может, он Под стулом где-то?
Мне теперь Не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то…
Я в девятый ряд ползу.
Удивляются ребята: Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала
– Я не видала ничего: Я номерок везде искала
И, наконец, нашла его.
Но тут как раз зажёгся свет, И все ушли из зала.
– Мне очень нравится балет,
– Ребятам я сказала.
(А. Барто.)
Ведущий: Как должна была поступить девочка, потерявшая номерок?
6. Правила поведения в кинотеатре А как же нужно себя вести в кинотеатре и театре, нам расскажут ребята.
а) Рассказ ребят: Собираясь в театр, принято одеваться особенно опрятно, празднично и нарядно. Нельзя опаздывать к началу спектакля или киносеанса. Входя в театр, следует снять верхнюю одежду и привести себя в порядок: поправить платье и причёску. Входя в кинотеатр, мальчики, должны снять головной убор. Нельзя в театре и кинотеатре занимать чужие места. Проходя на своё место, нужно идти между рядами лицом к сидящим. В зрительном зале нельзя мешать окружающим: вертеться, вскакивать, хлопать откидными сиденьями стульев, шуршать бумагой, свистеть, громко разговаривать, топать. Входить и выходить из зала во время антракта следует спокойно, не толкаясь. Нельзя есть во время киносеанса и действия в театре. Если тебе понравилась игра артистов, аплодируй им. О правилах поведения в музее расскажет нам … Посещая музей или выставку, в зал входят тихо, не беспокоя других. Запрещается трогать экспонаты руками. Не говори громко, не смейся. Рассказ экскурсовода слушаем молча, не перебивая. Если желаешь спросить, спрашивай во время паузы. Не забудь сказать, пожалуйста. Не сори. Помни, чисто не там где убирают, а там где не сорят.
б) Вопросы по прослушанному. Как ведут себя в театре? Когда нужно приходить на киносеанс? Как проходят перед сидящими? Как обратиться к экскурсоводу?
7. Игра по теме: Культура поведения в общественных местах
Цели игры: 1. Учить детей правильному поведению в общественных местах.
2. Учить делать анализ поступков товарищей самого себя
3. Учить прислушиваться себя к мнению товарищей и сообща принимать решения.
ХОД ИГРЫ
Есть такой сказочный город. Город «вежливости»
-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КТО ЖИВЁТ В ЭТОМ ГОРОДЕ?
-А ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ТУДА ПОПАСТЬ? ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ТУДА ПРОПУСК В ЭТОТ ГОРОД ВАМ ПРИДЁТЬСЯ ВЫДЕРЖАТЬ ЭКЗАМЕН ПО КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ. А ПОМОГУТ МНЕ ПРИНЯТЬ ЭТОТ ЭКЗАМЕН МОИ БЫВШИЕ УЧЕНИКИ ВМЕСТЕ СО СВОИМ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ ЛОГИНОВОЙ М.С. ВЫ ГОТОВЫ?
РЕБЯТА СЕЙЧАС ВАМ БУДУТ ПРЕДСТАВЛЕННЫ НЕСКОЛЬКО СЦЕНОК, А ВЫ ДОЛЖНЫ БУДЕТЕ НАЙТИ КАКИЕ ПРАВИЛА ПОВДЕНИЯ ВНИХ НАРУШЕНЫ. ЭКЗАМЕН НАЧИНАЕТСЯ!!
Инсценировка 1
1) вы может быть видели Вальку Петрова В школе часто о нём говорят Все знают Петрова Он парень толковый По крайней мере на первый взгляд Он ходит солидно: Пальто на распашку Фуражка на бок Руки в карман Не парень, а прямо лихой атаман. (По сцене ходит «герой» так как описано)
2) Встретишь его- уступай дорогу Походку его отличишь за версту И, право, «геройских» поступков много у Вальки Петрова на личном счету ( Край разгуливает по сцене, шаркал ногами, держа руки в карманах, грозит кому-то кулаком , доедает яблоко и бросает на пол огрызок) И пусть на меня не будет в обиде Валька Петров двенадцати лет. Но кажется мне, что он вовсе не видит в чём есть геройство, а в чём его нет - Почему нам было неприятно смотреть на вальку Петрова. - Какие недостатки в его поведении вы нашли. Такие герои есть, наверное, в каждом классе. Мы видим как неприятно на них смотреть. ( Каждая команда выводит правила поведения следующие из этой сценки. )
ВЫВОД: На улицу надо выходить чистым и опрятно одетым. Будь на улице подтянутым, следи за своей походкой. Не сутулься, не шаркай ногами, не держи руки в карманах, не бросай мусор на дорогу и др.
ИНСЦЕНИРОВКА 2 ( Несколько школьников прогуливаются по сцене, изоброжая прохожих) Выходит Коля.Он радостно и громко обращается к товарищу. К. Мишка, здорово! М. здравствуй. К. ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке? А то Петька мне говорил да, а Витька говорит нет. (Прохожие пробираются мимо, остановившихся посреди дороги ребят, обходя их. Приятели явно им мешают.) (отходят, продолжая разговор, теперь прохожие идут свободно по тротуару.) На сцену входят четыре подружки. Они идут, взявшись под руки, весело разговаривают, громко смеются, опять тротуар занят. Снова приходится обходить ребят. - Какие ошибки вы заметили в поведении ребят?
Вывод: Если ты идёшь с товарищами, не занимай весь тротуар. Встретил товарища и остановился поговорить с ним – отойди в сторону. Обращаться друг к другу надо вежливо. Разговаривать тихо, спокойно
. ИНСЦЕНИРОВКА 3. Группа ребят во дворе (одни играют в мяч, другие прыгают через скакалку, третьи в классики). Зоя не знает как пройти ей по необходимому адресу, обращается к играющим в мяч: «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы» (Оля не оборачиваясь: «Не знаю», Валя махнул рукой в неопределенном направлении). Зоя, ничего не поняв, подходит к прыгающим через скакалку. «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы» Ребята в разнобой: - Налево! Сначала через мост, потом направо. Да нет же! Не надо через мост. Около трамвайной остановки Зоя огорченно и недоуменно пожав плечами уходит. Каждый из вас знает по собственному опыту, как не приятно, когда на вежливый вопрос тебе отвечают небрежно, равнодушно, бестолково. А как быть, если не знаешь адреса? Или трудно объяснить.
Вывод: Всегда приходи на помощь тем, кто в этом нуждается.
ИНСЦЕНИРОВКА 4.
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу,
В нем сидело и стояло сто пятнадцать человек
Люди входят и выходят
Продвигаются вперед
Мальчугану Николаю ехать очень хорошо
Он сидит на лучшем месте
- Возле самого окна
Вдруг на пятой остановке,опираясь на клюку,
Бабка дряхлая заходит
В переполненный вагон
Люди входят и выходят
Продвигаются вперед
Николай сидит, скучает, бабка рядышком стоит.
Вот вагон остановился, вылезает Николай
На свободное местечко захотелось бабке сесть
Оглянуться не успела – место занято другим
Мальчугану Валентину ехать очень хорошо
Он сидит на лучшем месте возле самого окна
Люди входят и выходят
Продвигаются вперед Валентин сидит скучает,бабка рядышком стоит
Этот случай про старушку можно дальше продолжать
Ну давайте скажем дружно Старость нужно уважать.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ. -Какие нарушили правила ребята? Какие еще правила поведения в общественном транспорте вы знаете. Ребята, вы неплохо справились с 1 заданием. А сейчас переходим ко 2 этапу. Каждая группа сейчас получит задачу. И вы все вместе дадите ответ на поставленные перед вами вопросы. Время- 3 минуты. 1 гр. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могли разойтись. Который из них должен был уступить дорогу другому, если первому мальчику 8 лет, а другому- 11(уступает дорогу тот, кто вежливее) 2 гр. Мальчик крикнул прохожему Скажите, сколько сейчас часов Обращаясь к прохожему,мальчик сделал три ошибки. Ответьте,какие ошибки он сделал? (мальчик должен был не кричать, а спокойно спроситью. Скажите, пожалуйста который час? 3гр. На улице шли 2 прохожих. Одному было 62 года, а другому 8 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и один большой сверток. Одна из книг упала. У вас упала книжка!- закричал мальчик, догоняя прохожего. Разве? – удивился тот. Конечно,- объяснил мальчик. –у вас же было 3 книги,+ один портфель, плюс один пакет- и того пять вещей, а теперь осталось четыре Я вижу ты хорошо считать- сказал прохожий, он с трудом поднимая упавшую книгу – однако, есть правило, которых ты еще не усвоил. (помочь поднять книгу и помочь донести). Не плохо вы справились и со вторым этапом экзамена. Преступаем к третьему: - мы рассмотрели с вами ряд правил вежливости. Посмотрим много ли советов осталось в вашей памяти и можно ли вам вручить пропуск в город вежливости. Приготовьте 10 пальцев. С этой помощью будем считать заработанные вами очки. Отвечать нужно честно. Каждый раз, отвечай на поставленный вопрос словом «нет» , загибая один палец. Сколько пальцев загнешь, столько у тебя будет очков. 1.Пальцы, которые ты приготовил для счета случайно не грязные? Ногти не длинные? 2.Способен ли ты спокойно смотреть в окно и наслаждаться пейзажем, удобно развалившийся в кресле автобуса ,в то время ,как люди постарше стоят рядом. 3. Не ищешь ли ты в небе Большую Медведицу, когда нужно познакомиться со знакомыми? 4.Считаешь ли ты, что еда вкуснее, если есть прямо из кастрюли? Сев за стол выбираешь ли ты себе лучшие куски? чтобы Вместо того, по ухаживать за соседями? 5. Можешь ли ты пройти мимо, если видишь, что человек нуждается в твоей помощи? 7. Позволяешь ли ты себе показывать пальцем, желая обратить внимание спутника на что-нибудь. 8. Можешь ли ты себе позволить бросить на тротуар бумаги и остатки пищи? 9.Позволяешь ли ты себе кричать на улице будто с тобой что-то случилось? 10.Всегда доволен ты собой и своими поступками? -Ну, как есть среди вас, кто загнул все десять пальцев Если вы отвечали честно, значит вы благовоспитанные люди? -Те, кто загнул больше пяти пальцев, могут сказать себе: я на правильном пути, из меня выйдет культурный и хорошо воспитанный человек. -Доброе и сердечное отношение к людям, с которыми приходиться сталкиваться в жизни - вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен людям, кто думает не только о себе, но и о других.Скажите основное правило, по которому мы стараемся жить в нашем классе Поступай с окружающими тебя людьми, так как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Вы все получаете пропуск в город вежливости. Мы все вместе будем помогать друг другу преодолевать препятствия и недостатки в поведение
. И в заключение наши ребята сейчас прочтут стихи
С.Я. МАРШАКА «ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛЕВЫ»
«ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ»
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе ,а не для виду
В траллебйус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы
То, сидя на уроке ,
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки.
И ежели вы вежливы Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы
То вы в библиотеке Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы вежливы
Вы книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном
И целом переплёте.
И ежели вы вежливы,
- Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я,
Гулял он с важной нянею,
Она давала тонкое Ребёнку воспитание.
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил: Отняв у младших мячик
Он их благодарил. «Спасибо!» - говорил.
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите.
В исполнении старшеклассников звучат частушки.
Заиграй-ка, балалайка
Балалайка - три струны
Подпевайте, не зевайте
Выходите, плясуны!
Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
Коля ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
В поезд входят три юнната,
Ух, народу сколько тут!
Занимай места ребята,
А то бабушки займут.
Мама шла у магазина,
Рядом с ней шагала Зина,
Не догадывалась дочь
Маме груз нести помочь.
Говорит лентяйке мать:
«Убери свою кровать!»
«Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала!»
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодку мастерить,
Только «здравствуй » и «спасибо»
Не умеет говорить. Т
ы играй повеселее Балалайка - три струны,
Подпевайте, кто сумеет,
Не стесняйтесь, плясуны
Ведущий: О чём говорили на уроке? Как же вести себя в общественных местах (культурно, вежливо) Помните, где бы вы не находились: в театре, в музее, в библиотеке, в магазине, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас, о школе, в которой учитесь. Поэтому вежливому поведению нужно учиться с ранних лет. Я верю, что вы научитесь! И сегодня вы покажите, как вы умеете вести себя в общественных местах. Я надеюсь, что вы меня не подведёте.