Проектная деятельность на уроках литературного чтения
Submitted by Валентина Вениаминовна Морозова on Tue, 01/07/2014 - 13:56
В современном обществе новые технологии формируют информационное пространство, которые, несомненно, влияют на содержание и методы организации уроков литературного чтения в начальной школе. На сегодняшний день всё чаще сталкиваемся с тем, что дети не читают никаких книг. Это вызывает тревогу не только учителя, но и родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес к чтению. Приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применитьэти знания, так как он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.
Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а так же применять их для получения знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей , приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний.Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Поэтому всё чаще используется в обучении в начальных классах метод проектов. Эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет её. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе её выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков. Изменить их форму. Уроки – проекты дают возможность снять перегрузки с
младших школьников.Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей. Таким образом, проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчёта, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующаяработа выполняется самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчёт о проделанной работе представляется на уроке.
Объект-организация проектной деятельности младших школьников.
Предметом исследования является организация проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель: выявление методических условий, приёмов и методов организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
Рассмотреть теоретические сведения о проектной деятельности.
Изучить возможности учебных программ по литературному чтению на предмет рассмотрения метода проектов.
Показать элементы организации проектной деятельности на уроках литературного чтениядля младших школьников.
Гипотеза:Правильная организацияпроектной деятельности на уроках литературного чтения у младших школьников будет успешной при учёте следующих условий: