Submitted by Татьяна Станиславовна Демченко on пн, 30/06/2014 - 11:32
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по немецкому языку разработана для обучения в 9 классе МОУ «Весёлолопанская СОШ» Белгородского района Белгородской области в соответствии с федеральным государственным образовательного стандартом основного общего образования, на основе примерной программы по немецкому языку для основного общего образования, а также с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений по немецкому языкудля 5-9 классов И.Л. Бим (М.: Просвещение, 2010).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Шаги. Немецкий язык» для 9 класса ( авторы И. Л. Бим, Л. В. Садомова и др., Москва: Просвещение, 2008 год), который продолжает серию УМК по немецкому языку, предназначенных для базового курса обучения (5-9 классы). В состав УМК входит учебник (рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации), рабочая тетрадь, книга для чтения, книга для учителя, аудиокурс к учебнику, а также сборник упражнений по грамматике немецкого языка для 5-9 классов.
Программа рассчитана на 102 учебных часа из расчёта 3 часа в неделю (в соответствии с приказом Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23апреля 2012 г. № 1380), в том числе количество часов для проведения контрольных – 16. Контрольные работы носят комплексный характер и проводятся на базовом уровне по 4 видам речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо). Также предусмотрен входной контроль -1 ч.
В ходе учебного процесса используются как традиционные формы урока (объяснения нового материала, обобщения и систематизации, контроля), так и нетрадиционные (урок-экскурсия, интегрированный урок и др.).
Обучение немецкому языку в 9 классе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в предыдущих классах. Данная ступень изучения иностранного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту обучения в 9 классе существенно расширился кругозор и общее представление о мире. Они уже понимают роль и значение иностранного языка как средства обучения в условиях поликультурности и многоязычия современного мира, владеют четырьмя основными видами речевой деятельности и обладают специальными общеучебными умениями, необходимыми для изучения иностранного языка как учебного предмета, а также накопили некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном, в нашем случае немецком, языках.
В 9 классе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, большое значение приобретает освоение современных технологий изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений.
В рабочей программе определяются цели и задачи обучения немецкому языку в 9 классе, даётся общая характеристика предмета, прописаны требования к уровню подготовки учащихся, описывается содержание учебного предмета, формы и средства контроля, а также приводится перечень учебно-методических средств обучения.
Цели курса
Изучение немецкого языка в 9 классе в соответствии со стандартом направлено на достижение следующих целей:
- формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся (т.е. способности и готовности практически использовать приобретённые ими иноязычные речевые навыки и умения, языковые и страноведческие знания как в наиболее употребительных сферах непосредственного общения с носителями языка, так и опосредовано через письменно фиксированный или звучащий текст) в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
- развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка, в частности: понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, лучшее осознание своей собственной культуры.
Курс обучения в 9-м классе ставит своей целью закрепить, совершенствовать и развить дальше приобретенные школьниками ранее языковые и страноведческие знания, как речевые навыки и умения, так и общие и специальные учебные умения, ценностные ориентации, а также сформировать новые с тем, чтобы учащиеся продвинулись дальше в своем практическом овладении немецким языком, продолжали приобщаться к культуре страны изучаемого языка и чтобы все это в своей совокупности обеспечивало средствами учебного предмета образование, воспитание и разностороннее развитие школьников.
В качестве целевой доминанты в 9 классе выступает овладение чтением как формой опосредованного общения. Обучение устной речи также занимает значительное место и направлено на овладение элементарным умением объясниться в стандартных ситуациях общения. Особенность данного года обучения в том, что он является заключительным в рамках базового курса. Поэтому одна из важнейших задач данного года обучения – приблизить обучающихся к «конечному» (в рамках базового курса) уровню владения немецким языком.
Общая характеристика учебного предмета
Курс обучения немецкому языку в 9 классе характеризуется личностной ориентацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов, входящих в личностно-ориентированную парадигму образования: деятельностного, коммуникативного, социокультурного/ межкультурного (обеспечивающего диалог культур), компетентностного, средоориентированного подходов. Личностная ориентация образования стала возможной, как известно, благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей странев последние десятилетия ХХ и начале ХI века. Сменились ценностные ориентиры, и в качестве самой большой ценностив соответствиис провозглашёнными принципами гуманизации и демократизации общества признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует разностороннего развития личности человека, в том числе его коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём.
Поэтому роль владения иностранным языком, в том числе немецким, здесь трудно переоценить. Не случайно обучение иностранным языкам официально рассматривается как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы.
Курс 9 класса построен на взаимодействии трёх основных содержательных линий: первая из них – коммуникативные умения в разных видах речевой деятельности, вторая – языковые средства и навыки оперирования ими и третья – социокультурные знания и умения.
В ходе работы над курсом учащиеся выполняют проекты, которые должны создавать условия для их реального общения на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и проведении этих проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер их участия могут быть разными: к работе над проектом может быть добавлена работа в качестве оформителя (класса , школы), члена жюри, репортёра и др.
Особенность данного курса заключается в том, что он даёт учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс , исходя из своих реальных потребностей , то есть не связывает его.
Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебников. Блоки выделяются в зависимости от основного объекта усвоения и от доминирующего вида формируемой речевой деятельности школьников. Однако в связи с увеличением объёма аутентичных текстов разных жанров на данном этапе они, как правило, включаются не только в текстовый блок, но и во все другие, так что деление на блоки условно. Внутри блоков наряду с обязательным материалом встречается факультативный, который учитель может предложить учащимся с более высоким уровнем обученности.
Порядок следования блоков также в значительной мере условен. Он определяется содержанием материала, но может меняться в зависимости от потребностей учебно-воспитательного процесса в конкретных условиях работы, от желания учителя и учащегося. Впервые в основной школе начинает систематически использоваться аудирование с письменной фиксацией значимой информации, которое является важным учебным и профильно-ориентированным умением.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
Данная рабочая программа обеспечивает достижение учащимися 9 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи;
- формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учётом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки;
- приобретение таких качеств. Как воля, целеустремлённость, креативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
- совершенствование коммуникативной и общей культуры, совершенствование приобретённых иноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и языковых навыков;
- существенное расширение лексического запаса и лингвистического кругозора;
- достижение уровня иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), позволяющего учащимся общаться как с носителями немецкого языка, так и с представителями других стран, использующих немецкий язык как средство межличностного и межкультурного общения в устной и в письменной форме;
- самосовершенствование в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации и самоадаптации средствами иностранного языка;
- более глубокое осознание культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней представителей других стран;
- осознание себя гражданином своей страны и мира;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры, языка своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции: к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере:
коммуникативная компетенция учащихся 9 класса (то есть владение немецким языком как средством общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
- умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- участие в полилоге, свободной беседе, обсуждении;
- рассказ о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщение кратких сведений о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
- восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников;
- восприятие на слух и понимание основного содержания кратких, несложных аутентичных прагматических аудио- и видеотекстов(прогноз погоды, объявления на вокзале/в аэропорту и др.), умение выделять для себя значимую информацию и при необходимости письменно её фиксировать;
- восприятие на слух и понимание основного содержания несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (описание/сообщение/
рассказ), умение определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;
чтении:
- чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием основного содержания;
- чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, анализа, выборочного перевода), умение оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
- чтение текста с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменной речи:
- заполнение анкет и формуляров;
- написание поздравлений, личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в немецкоязычных странах;
- составление плана, тезисов устного или письменного сообщения, краткое изложение результатов проектной деятельности;
языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
- применение правил написания немецких слов, изученных в основной школе;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка;
- соблюдение правильного ударения;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц(слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- понимание явления многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимии и лекси-ческой сочетаемости;
- распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка;
- знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глагола, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных и предлогов);
- знание основных различий систем немецкого и русского/родного языков;
социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в немецкоязычных странах;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка: распространённых образцов фольклора (скороговорки, считалки, пословицы);
- знакомство с образцами художественной и научно-популярной литературы;
- понимание роли владения иностранным языком в современном мире;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и немецкоязычных стран;
компенсаторная компетенция:
- умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики;
Б. В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/ аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- владение умением пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострано-ведческим справочником, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения немецкого и других иностранных языков;
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о языке как основе культурного мышления, средства выражения мыслей, чувств, эмоций;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного, немецкого и других иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через немецкоязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах;
Г. В трудовой сфере:
- умение планировать свой учебный труд;
Д. В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на немецком языке и средствами немецкого языка;
Е. В физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
3. Учебно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Примечания
1.
Кто, где, как провёл каникулы
8 часов
сентябрь
2.
Кто что читал. Место чтения в жизни молодёжи.
Деятели культуры, немецкие классики Гёте, Шиллер, Гейне; современные детские писатели
24 часа
сентябрь - ноябрь
3.
Современная молодёжь. Какие у неё проблемы? Молодёжная субкультура.
Проблемы в семье. Конфликты. Конфликты в школе.
24часа
ноябрь-январь
4.
Будущее начинается уже сегодня. Как обстоит дело с выбором профессии
23 часа
февраль - март
5.
Средства массовой информации. Действительно ли это четвёртая власть?
23 часа
апрель - май
№
п/п
Дата
Кол-во часов
Тема урока
Цели и задачи урока
Подготовка к ГИА
план
факт
Повторительный курс«Каникулы, пока!»
Социально-бытовая сфера общения Кто, где, как провёл каникулы (8 часов)
1.
2.09
1
Где и как немецкая молодёжь проводит каникулы?
- Актуализация лексики по теме «Летние каникулы»
- Развитие навыков чтения
- Развитие навыков говорения: развитие умения рассказывать, где и как немецкая молодёжь проводит летние каникулы
2.
3.09
1
Каникулы в Германии
- Развитие навыков чтения с пониманием основного содержания
- Развитие навыков говорения по теме «Мои летние каникулы», составление устного высказывания по опорам
- Совершенствование грамматических навыков: повторение образования и употребления Präteritum и Perfekt
5.
6.
10.09
12.09
2
Система школьного образования в Германии
- Развитие навыков чтения и аудирования с полным пониманием прочитанного
- Развитие навыков устной речи: рассказ о системе школьного образования в Германии
- Совершенствование грамматических навыков: повторение образования и употребления Passiv
ГИА 5.1.1
Прямой и обратный порядок слов. Все типы вопросительных предложений.
7.
16.09
1
Урок домашнего чтения
- Развитие навыков чтения с полным пониманием прочитанного
8.
17.09
1
Германия
- Развитие речевых навыков
Kapitel 1«Ferien und Bücher. Gehören sie zusammen?»(сентябрь – ноябрь)
Социально-бытовая сфера общения Кто что читал. Место чтения в жизни молодёжи
Социально-культурная сфера общения Деятели культуры, немецкие классики Гёте,
Шиллер, Гейне, современные детские писатели (24 часа)
10 (1)
19.09
1
Lesen(8)
Какие книги немецкие школьники читают во время летних каникул?
- Развитие навыков чтения с полным пониманием прочитанного
- Развитие навыков говорения: выражение своего согласия или несогласия с прочитанным, выражение своего мнения о роли книг в жизни людей
11 (2)
23.09
1
Для многих чтение – это хобби. Роль книг в жизни человека
- Развитие лексических навыков чтения
- Развитие навыков чтения с пониманием основного содержания
- Развитие навыков говорения: выражение своего отношения к прочитанному, определение жанра отрывка из художественного текста
ГИА 5.1.2
Безличные предложения Es ist … (Es ist heiß. Es ist
Sommer.)
12 (3)
13 (4)
24.09
26.09
2
Творчество немецких писателей Гёте, Шиллера, Гейне
- Развитие навыков аудирования: восприятие на слух произведений немецких писателей
- Развитие навыков чтения поэтических произведений
14 (5)
15 (6)
30.09
1.10
2
«Горький шоколад» М. Преслера
- Развитие навыков чтения с пониманием основного содержания
- Развитие умения говорить на основе прочитанного: краткий пересказ текста
16 (7)
3.10
1
Комиксы, их смысл
- Развитие навыков чтения с полным пониманием прочитанного
- Развитие навыков говорения: составление рассказа с опорой на картинки
ГИА 5.1.3
Предложения с конструкцией Es gibt
17 (8)
7.10
1
У книжного киоска
- Развитие навыков диалогической речи
18 (9)
19(10)
8.10
10.10
2
Wortschatz(5)
Немецкие каталоги детской и юношеской литературы как помощники в поисках нужной книги
Контроль навыков чтения
- Развитие навыков чтения с полным пониманием прочитанного
- Развитие навыков чтения с пониманием основного содержания: чтение аннотаций к книгам и каталогам
20(11)
21(12)
14.10
15.10
2
Характеристик литературных персонажей
Контроль навыков письменной речи
- Формирование лексических навыков чтения: знакомство с оценочной лексикой для характеристики книги, её персонажей
- Развитие навыков говорения: развитие умения описывать серию рисунков
- Развитие навыков и умений устной речи: составление рассказа с опорой на лексико-семантическую таблицу
ГИА 5.1.4
Неопределённо-личные предложения с man
22(13)
17.10
1
Контроль навыков говорения
- Контроль сфомированности речевого умения в монологической речи
23(14)
21.10
1
Hörenundverstehen
Анекдоты о Гёте, Шиллере, Гейне
Контроль навыков аудирования
- Развитие навыков аудирования
- Развитие умения делать краткие записи информации, воспринимаемой на аудитивной основе
24(15)
25(16)
22.10
24.10
2
Grammatik (4)
Как создаются книги? Кто принимает участие в их создании?
- Совершенствование грамматических навыков: Präteritum и Plusquamperfekt Passiv
- Формирование грамматических навыков чтения и говорения: образование, употребление и перевод на русский язык Perfekt, Plusquamperfekt и Futurum Passiv
ГИА 5.1.16
Образование и употребление наиболее употребительных глаголов в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futurum в страдательном залоге
26(17)
27(18)
5.11
7.11
2
Зачем мы читаем книги
- Развитие грамматических навыков чтения
- Формирование грамматических навыков чтения и говорения: придаточные предложения цели с союзом damit, инфинитивный оборот um … zu
- Развитие навыков диалогической речи
ГИА 5.1.6
Сложносочиненные предложения с союзами und, aber, oder, denn,damit
28(19)
29(20)
11.11
12.11
2
Sprechen(3)
О чтении на уроке немецкого языка
- Развитие навыков чтения: чтение полилога, поиск информации в тексте, членение полилога на мини-диалоги
- Развитие навыков монологической речи: инсценирование полилога
30(21)
14.11
1
«Последняя книга» М.Л. Кашница
- Развитие навыков чтения: чтение художественного текста с пониманием основного содержания
- Развитие навыков говорения: пересказ текста
31(22)
32(23)
18.11
19.11
2
Wiederholung(2)
О вкусах не спорят, поэтому мнения о книгах различны
- Повторение и систематизация изученного лексического и грамматического материала
- Развитие грамматических навыков чтения: умение находить в тексте придаточные предложения времени
- Развитие навыков устной речи: развитие умение советовать другу прочитать что-либо, основываясь на аннотации из каталога
ГИА 5.1.7
Косвенная речь, в том числе c косвенным вопросом с союзом ob
33(24)
21.11
1
Landeskundliches (1)
Творчество Г.Гейне
- Развитие навыков выразительного чтения и художественного перевода на русский язык произведений Гейне
- Развитие речевых навыков
Kapitel 2«Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?»ноябрь–январь
Социально-культурная сфера общения Современная молодёжь.Какие у неё проблемы? Молодёжная субкультура
Социально-бытовая сфера общения Проблемы в семье. Конфликты (24 часа)
34(1)
35(2)
25.11
26.11
2
Lesen(5)
Молодёжные субкультуры
О чём мечтают молодые люди? Что их волнует?
- Формирование лексических навыков чтения и говорения: развитие умения читать статью из журнала и умения формулировать основную мысль прочитанного
- Развитие навыков чтения и аудирования
- Развитие навыков говорения на основе прочитанного
ГИА 5.1.11
Управлении наиболее употребительных глаголов;
Использовании после глаголов типа beginnen, vorhaben, сочетаний типа den Wunsch haben + смыслового глагола в Infinitiv с zu
36(3)
28.11
1
Проблемы, с которыми в наши дни сталкивается молодёжь
- Развитие навыков чтения с полным пониманием прочитанного
- Развитие навыков и умений устной речи: умение говорить о проблемах, о которых идёт речь в тексте
- Развитие навыков говорения: рассказ по аналогии о друзьях – героях текста
37(4)
2.12
1
Стремление к индивидуальности
- Развитие навыков чтения с пониманием основного содержания текста, с детальным пониманием прочитанного
- Совершенствование техники чтения
ГИА 5.1.12
Глагол-связка
38(5)
39(6)
3.12
5.12
2
Немецкая молодёжь
Контроль навыков чтения
- Развитие навыков устной речи: развитие умения рассказать о современной немецкой молодёжи, о себе, своих друзьях
- Развитие навыков чтения с пониманием основного содержания
40(7)
41(8)
9.12
10.12
2
Wortschatz(3)
Молодёжь в Германии
Контроль навыков письменной речи
- Формирование лексических навыков: развитие умения семантизировать лексику по контексту
- Совершенствование лексических навыков: расширение словаря с помощью словообразования
- Развитие навыков устной речи на базе лексики данной темы
42(9)
43(10)
12.12
16.12
2
Проблемы молодёжи, мои проблемы
Контроль навыков аудирования
- Развитие навыков говорения: развитие умения сообщать о своих проблемах, проблемах молодёжи с опорой на вопросы
44(11)
17.12
1
Контроль навыков говорения
- Контроль сфомированности речевого умения в монологи-ческой речи
45(12)
46(13)
47(14)
19.12
23.12
24.12
3
Grammatik
Насилие
- Совершенствование грамматических навыков говорения: повторить употребление инфинитивного оборота um … zu + Infinitiv
- Формирование грамматических навыков чтения и говорения: инфинитивные обороты statt … zu + Infinitiv, ohne … zu + Invinitiv
- Развитие навыков чтения
ГИА 5.1.13
Наиболее употребительные глаголы сильного, слабого, смешанного спряжения
48(15)
49(16)
26.12
30.12
2
Hörenundverstehen
Телефон доверия для молодёжи в Германии
- Развитие навыков аудирования
- Развитие навыков говорения на основе услышанного
ГИА 5.1.14
Модальные глаголы (können, wollen, sollen, dürfen, mögen, müssen) и их эквиваленты
50(17)
51(18)
52(19)
13.01
14.01
16.01
3
Sprechen
Конфликты между детьми и их родителями
- Развитие навыков монологической речи
- Развитие навыков диалогической речи
- Развитие навыков чтения
53(20)
54(21)
55(22)
20.01
21.01
23.01
3
Wiederholung
- Повторение и систематизация изученного лексико-грамматического материала
- Развитие навыков чтения с пониманием основного содержания текста, с детальным пониманием прочитанного
- Развитие навыков говорения на основе прочитанного
ГИА 5.1.15
Образование и употребление наиболее употребительных глаголов в Präsens, Perfekt,Präteritum, Futurum в активном залоге
56(23)
57(24)
27.01
28.01
2
Landeskundliches(2)
Отцы и дети. Современная немецкая юношеская литература
- Развитие навыков чтения: чтение текстов разных жанров по проблематике главы, чтение художественного текста с пониманием основного содержания
- Развитие навыков говорения: выражение своего мнения о прочитанном
Kapitel 3 «Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit der Berufswahl?»февраль–март
Учебно-трудовая сфера общения Будущее начинается уже сегодня. Как обстоит дело с выбором профессии (23 часа)
58(1)
59(2)
30.01
3.02
2
Lesen(4)
Двойственная система профессиональной подготовки в Германии
- Формирование лексических навыков чтения
- Развитие навыков чтения с полным пониманием
- Развитие навыков говорения на основе прочитанного
ГИА 5.1.16
Образование и употребление наиболее употребительных глаголов в Präsens, Perfekt,Präteritum, Futurum в пассивном залоге
60(3)
4.02
1
Поиск рабочего места выпускниками школ
- Развитие навыков чтения с извлечением основной информации: чтение диаграммы с опорой на языковую догадку и словарь
- Развитие навыков письменной речи: развитие умения написать заявление, автобиографию, заполнить анкету
- Развитие навыков говорения
61(4)
62(5)
6.02
10.02
2
Организация производственной практики в школе
- Развитие навыков чтения с полным пониманием прочитанного
- Развитие навыков и умений устной речи: развитие умения отвечать на вопросы к тексту, умения обмениваться информацией в группах по поводу прочитанного
ГИА 5.1.17
Имена существительные во множественном числе, образованные по правилу и исключения
63(6)
64(7)
11.0213.02
2
Wortschatz
Как немецкие школы готовят к выбору профессии?
- Формирование лексических навыков чтения и говорения
- Совершенствование лексических навыков: тренировать учащихся в употреблении новой лексики в различных сочетаниях, расширение словообразовательного запаса за счёт однокоренных слов
- Развитие лексических навыков: развитие умения работать со словарём
65(8)
66(9)
17.02
18.02
2
Крупнейшие индустриальные предприятия в Германии
- Развитие навыков чтения: чтение таблицы, поиск в ней необходимой информации
- Развитие навыков и умений устной речи: рассказать о профессиональных предпочтениях юношей и девушек
67(10)
68(11)
20.02
24.02
2
Grammatik
Планы школьников на будущее
- Формирование грамматических навыков чтения и говорения: управление глаголов, местоимённые наречия wofür, dafür, worauf, darauf, их перевод на русский язык
- Развитие навыков чтения с детальным пониманием
ГИА 5.1.22
Употребление местоименных наречий Wofür? – dafür,Worauf? –darauf и т. п.
69(12)
70(13)
25.02
27.02
2
- Развитие грамматических навыков чтения: инфинитивные обороты statt … zu, ohne … zu, um … zu
- Развитие навыков говорения : умение рассказать о своих планах на будущее
71(14)
72(15)
3.03
4.03
2
Hörenundverstehen
Сельскохозяйствен-ные профессии
Контроль навыков аудирования
- Развитие навыков аудирования с пониманием основного содержания текста
- Развитие навыков говорения на основе услышанного
ГИА 5.1.18, 5.1.19
Склонение нарицательных существительных
Определённый, неопределённый и нулевой артикли
73(16)
6.03
1
Sprechen
Что важно при выборе професии?
Мои планы на будущее
Контроль навыков чтения
- Развитие навыков чтения с полным пониманием прочитанного
- Развитие навыков устной речи
74(17)
10.03
1
Контроль навыков письменной речи
-Развитие навыков письменной речи
75(18)
11.03
1
Контроль навыков говорения
- Контроль сфомированности речевого умения в монологи-ческой речи
76(19)
77(20)
78(21)
13.03
17.03
18.03
3
Wiederholung
Профессиональные предпочтения молодёжи в Германии и в России
- Повторение и систематизация изученного лексического и грамматического материала
- Развитие навыков чтения с пониманием основного содержания: чтение таблиц и газетных объявлений
- Развитие навыков аудирования с пониманием основного содержания текста
- Обобщение и систематизация языкового и речевого материала
4. Содержание учебного предмета
1. Предметное содержание речи (сферы общения и тематика)
Учащиеся должны уметь общаться со своими зарубежными сверстниками и взрослыми в наиболее распространенных ситуациях указанных ниже сфер общения в рамках следующей тематики. А. Социально-бытовая сфера (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Кто, где, как провел каникулы.
Кто что читал.
Место чтения в жизни молодежи.
Проблемы в семье. Конфликты. Б. Учебно-трудовая сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Будущее начинается уже сегодня. Как обстоит дело с выбором профессии?
В. Социально-культурная сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Будущее начинается уже сегодня. Как обстоит дело с выбором профессии?
2. Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием воспринимаемого воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
В 9 классе при прослушивании текстов используется письменная речь для фиксации значимой информации.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных текстах , содержащих наряду с изученным также некоторое количество незнакомого материала. Большой удельный вес занимают тексты, отражающие особенности быта, жизни и в целом культуры страны изучаемого языка. Время звучания текстов для аудирования до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить необходимую или интересующую информацию в одном или нескольких коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования до 1,5 минут.
Аудирование с полным пониманием содержания осущесивляется на несложных аутентичных (публицистических, научно-популярных, художественных) текстах , включающих некоторое количество незнакомых слов, понимание которых осуществляется с опорой на языковую догадку, данные к тексту сноски, с использование, в случае необходимости, двуязычного словаря. Время звучания текстов для аудирования до 1 минуты.
Говорение
Диалогическая речь
Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированные диалоги. Осуществляется дальнейшее совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении. Объём диалога до 4-5 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний учащихся с использование основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоцио-нально-оценочное суждение), рассуждение (характеристика) с опорой и без опоры на прочитан-ный или услышанный текст или заданную коммуникативную ситуацию. Объём монологического высказывания до 10-12 фраз.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу учащихся.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах и предполагает выделение предметного содержания, включающего основные факты, отра-жающие, например, особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка и содержащие как изученный материал, так и некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения – 400-450 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько кротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. Объём текста для чтения – до 350 слов.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на сложных аутентичных текстах, ориентированных на выделенное предметное содержание и построенных в основном на языковом материале. Объём текста для чтения – до 250 слов.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
- писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания
- писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Объём личного письма – 100 слов, включая адрес;
- писать краткие сочинения (письменные высказывания с элементами описания, повествования, рассуждения) с опорой на наглядность и без неё. Объём: 140-160 слов.
3. Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
- использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т.д.;
- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
- догадаться о значении незнакомых слов по используемым собеседником жестам и мимике;
- использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.
4. Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
- работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информацией, извлечение полной и точной информации;
- работать с источниками: литературой, со справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами на иностранном языке;
- учебно-исследовательская работа, проектная деятельность: выбор темы исследования, составле-ние плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту;
- самостоятельная работа учащихся, связанная с рациональной организацией своего труда в классе и дома и способствующая самостоятельному изучению иностранного языка и культуры стран изучаемого языка.
5. Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
- находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
- семантизировать слова на основе языковой догадки;
- осуществлять словообразовательный анализ слов;
- выборочно использовать перевод;
- пользоваться двуязычными словарями;
- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
6. Социокультурные знания и умения
Учащиеся совершенствуют свои умения осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
Они овладевают знаниями:
- о значении немецкого языка в современном мире;
- о наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реалиях при изучении учебных тем (традиции в питании, проведении выходных дней, основные национальные праздники, этикетные особенности (посещение гостей), сфера обслуживания);
- о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом языке, и культурном наследии этих стран;
- о различиях в речевом этикете в ситуациях формального и неформального общения в рамках изучаемых предметов речи.
Предусматривается также овладение умениями:
- адекватного речевого и неречевого поведения в распространённых ситуациях бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной/межкультурной сфер общения;
- представления родной страны на иностранном языке;
- оказания помощи зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
5. Языковые знания и навыки
Графика и орфография
Знания правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их употребления в речи.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков немецкого языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; членение предложений на смысловые группы; соблюдение интонации в различных типах предложений.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 400 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику и реплики-клише речевого этикета, отражающих культуру немецкоязычных стран.
Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.
1) существительные от прилагательных (das Grün, der Kranke)
2) существительные от глаголов (das Schreiben, das Rechnen)
Распознавание и использование интернациональных слов (der Computer)
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значений грамматических средств, изученных в начальной школе и овладение новыми грамматическими явлениями.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных предложений;
безличных предложений (Es ist kalt. Es ist Winter);
предложений с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос “Wohin?”; предложений с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после себя Infinitiv c zu; побудительных предложений типа Gehen wir! Wollen wir gehen; все виды вопросительных предложений; предложений с неопределенно-личным местоимением “man”; предложений с инфинитивной группой um … zu;
сложносочиненных предложений с союзами denn, darum, deshalb; сложноподчиненных предложений с придаточными: дополнительными – с союзами daβ, ob и др., причины – с союзами weil, da, условными – с союзом wenn.
Знание признаков, распознавание и особенности употребления в речи сильных глаголов в Präsens, отобранных для данного этапа обучения, слабых и сильных глаголов с вспомогательными глаголами haben в Perfekt; сильных глаголов со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, sehen); Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов; глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum; Futurum (aufstehen, besuchen); возвратных глаголов в основных временных формах: Präsens, Perfekt, Präteritum (sich washen).
Навыки распознавания и употребления в речи определенного, неопределенного, нулевого артикля; склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных; степеней сравнения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное управление: требующих Dativ на вопрос “Wo?” и Akkusativ на вопрос “Wohin?”; предлогов, требующих Dativ; предлоги, требующие Akkusativ.
Количественные числительные свыше 100 и порядковые числительные свыше 30.
5. Формы и средства контроля
Рабочей программой предусмотрено проведение входного, промежуточного, текущего и итогового контроля. Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, самостоятельные работы, письменные контрольные работы, тестирования. Входной контроль знаний проводится в начале учебного года для выявления уровня знаний, умений учащихся по изученному курсу предыдущего учебного года. Цели проведения промежуточного контроля: оценка успешности продвижения учащихся в изучении учебного предмета, подведение промежуточных итогов обучения. Цель проведения итогового контроля – подведение итогов очередного года обучения.
Ведущими составляющими контроля в процессе обучения иностранному языку выступают речевые умения в области говорения, аудирования, чтения и письма. В рабочей программе предусмотрено 16 часов для проведения контрольных работ. Контрольные работы носят комплексный характер и проводятся на базовом уровне 1 раз в четверть по 4 видам речевой деятельности.
Дата
Вид речевой деятельности
Тема контрольной работы
Источник контрольной работы
I четверть
0.09.2013 г.
Входной контроль навыков говорения
Кто, где, как провёл каникулы
Бим И.Л., Садомова Л.В.
«Немецкий язык», учебник немецкого языка для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008, упр.9 с.14
10.10.2013 г.
Контроль навыков чтения
Кто что читал. Место чтения в жизни молодёжи
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.23-25
15.10.2013 г.
Контроль навыков письменной речи
Кто что читал. Место чтения в жизни молодёжи
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.27
17.10.2013 г.
Контроль навыков говорения
Кто что читал. Место чтения в жизни молодёжи
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.27
21.10.2013 г.
Контроль навыков аудирования
Кто что читал. Место чтения в жизни молодёжи
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.17
II четверть
5.12.2013 г.
Контроль навыков чтения
Современная молодёжь. Какие у неё проблемы?
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.38-40
10.12.2013 г.
Контроль навыков письменной речи
Современная молодёжь. Какие у неё проблемы?
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.42-43
16.12.2013 г.
Контроль навыков аудирования
Современная молодёжь. Какие у неё проблемы?
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.34
17.12.2013 г.
Контроль навыков говорения
Современная молодёжь. Какие у неё проблемы?
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.43
III четверть
4.03.2014 г.
Контроль навыков аудирования
Будущее начинается уже сегодня. Как обстоит дело с выбором профессии
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.48
6.03.2014 г.
Контроль навыков чтения
Будущее начинается уже сегодня. Как обстоит дело с выбором профессии
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.55-57
10.03.2014 г.
Контроль навыков письменной речи
Будущее начинается уже сегодня. Как обстоит дело с выбором профессии
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.59
11.03.2014 г.
Контроль навыков говорения
Будущее начинается уже сегодня. Как обстоит дело с выбором профессии
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.60
IVчетверть
12.05.2014 г.
Итоговый контроль навыков говорения
Средства массовой информации. Действительно ли это четвёртая власть?
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.80
13.05.2014г.
Итоговый контроль навыков чтения
Средства массовой информации. Действительно ли это четвёртая власть?
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.75-77
15.05.2014 г.
Итоговый контроль навыков аудирования
Средства массовой информации. Действительно ли это четвёртая власть?
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.67-68
19.05.2014 г.
Итоговый контроль навыков письменной речи
Средства массовой информации. Действительно ли это четвёртая власть?
Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013, с.80
Критерии оценивания учащихся по немецкому языку
Чтение
Чтение и понимание иноязычных текстов
Основным показателем успешности овладения чтением является степень извлечения информации из прочитанного текста. В жизни мы читаем тексты с разными задачами по извлечению информации. В связи с этим различают виды чтения с такими речевыми задачами как понимание основного содержания и основных фактов, содержащихся в тексте, полное понимание имеющейся в тексте информации и, наконец, нахождение в тексте или ряде текстов нужной нам или заданной информации. Поскольку практической целью изучения иностранного языка является овладение общением на изучаемом языке, то учащийся должен овладеть всеми видами чтения, различающимися по степени извлечения информации из текста: чтением с пониманием основного содержания читаемого (обычно в методике его называют ознакомительным), чтением с полным пониманием содержания, включая детали (изучающее чтение) и чтением с извлечением нужной либо интересующей читателя информации (просмотровое). Совершенно очевидно, что проверку умений, связанных с каждым из перечисленных видов чтения, необходимо проводить отдельно.
Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)
Оценка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста1, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.
Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедленен.
Оценка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.
Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику.
Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)
Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ).
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.
Оценка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.
Оценка«2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.
Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)
Оценка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.
Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации.
Оценка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах)
примерно 1/3 заданной информации.
Оценка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.
Аудирование
Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение основной или заданной ученику информации.
Оценка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио и телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи (например найти ту или иную радиопередачу).
Оценка «4» ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.
Оценка «3» свидетельствует, что ученик понял только 50 % текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу.
Оценка «2» ставится, если ученик понял менее 50 % текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.
Говорение
Монологическая форма речи
Оценка«5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов (отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения.
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в большей степени высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты.
Оценка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был замедленным.
Оценка «2» ставится ученику, если он только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объему (не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра. Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнерами.
Диалогическая форма речи
При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется учащемуся.
Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «4» ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «3» выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.
Оценка «2» выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.
Оценивание письменной речи учащихся
Оценка«5» Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм иностранного языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста.
Оценка «4» Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень, препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм иностранного языка. В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимание текста.
Оценка «3» Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует. Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.
Оценка «2» Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.
6. Перечень учебно-методических средств обучения
1. Литература (основная)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования // Вестник образования. – 2010. - №3.
2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.:
Просвещение, 2010.
3. Бим И. Л. «Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 5-9 классы». -
М.:Просвещение, 2008.
4. Бим И.Л., Садомова Л.В. «Немецкий язык», учебник немецкого языка для 9 класса
общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
5. Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Книга для учителя. 9 класс: Пособие для
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
6. Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
7. Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. 9 класс: Аудиокурс к учебнику. – М.:
Просвещение, 2010.
8. Каплина О.В. Немецкий язык. Книга для чтения. 9 класс: Пособие для
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
2. Литература (дополнительная)
1. ЛемякинаО.Л. Немецкий язык. 6 класс. Поурочные планы. - В.: «Учитель», 2005.
2. Дьяконова Е.В. Тесты по немецкому языку для 9 класса. - М.: Экзамен, 2006.
3. НосоваЕ.Г., ФилипповаН.А., Щеглова Т.Я. Немецкая грамматика в таблицах с упражнениями. - М.: «Айрис-пресс», 2004.
4. КрячинаС.Н., Богданова Н.В., Лексико-грамматические тесты по немецкому языку». –
С.-П.: «Каро», 2005.
5. ЛейнК. Немецко-русский словарь. - М.: «Русский язык», 1992.
6. ЛейнК. Русско-немецкий словарь». - М.: «Русский язык», Москва 1991.