«Тропинка»: Хрестоматия по литературному чтению. Произведения писателей и поэтов Владимирского края для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Владимир, 2000.
Презентация, интерактивная доска.
Карточки для групповой работы.
Словари: толковый словарь русского языка, этимологический словарь. (книги и электронная версия)
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Мотивационный этап
- Кто из вас любит читать? Почему вам нравится чтение, что привлекает в книге?
- Книга – информационный источник. Какую информацию мы можем найти в книге?
- На уроках литературного чтения мы ведем разговор с автором, отгадываем его загадки. Книга помогает нам открывать тайны, путешествовать с ее героями во времени и пространстве. Сегодня мы продолжим наше путешествие.
Попробуйте определить, что будет предметом нашего исследования на уроке.
Учитель читает начало сказки «Снегурочка».
Жили-были старик со старухой. Дожили они да старости, а детей у них не было. Однажды старуха говорит:
- Старик, ты бы снежку принес!
- А зачем тебе, старуха?
- Положим в уголок. Снежок будет таять, капельки будут падать, и уродиться у нас в доме Снегурочка.
Старик принес снегу, положил его в уголок на полку. Старуха истопила печку. Изба согрелась. Снег начал таять, капельки стали капать. Услыхала старуха, села на лавку и давай приговаривать:
- Произведения какого жанра будут предметом нашего исследования?
- Знакома ли вам эта сказка?
- Есть ли что-то необычное для вас в этой сказке? Чем она отличается от знакомой вам сказки «Снегурочка»?
Прочитайте название сборника.
Сформулируйте тему урока.
Эта сказка пришла к нам из Мурома. И именно Муромские сказки станут сегодня предметом нашего исследования. Тема урока: «Сказки из Мурома»
- Кто из вас знаком с этими книгами?
- Что вы знаете о Муромских сказках?
- На какие вопросы вы хотели бы найти ответ? (кто придумал, чем отличаются, особенности, авторские или народные, …)
Слушают чтение учителя.
Определяют героя сказки.
Определяют жанр произведения (сказка), ее героев.
Находят отличия.
Читают название книги
Формулируют тему урока.
Формулируют задачи урока, в парах работают с таблицей З–Х–У, озвучивают.
3. Знакомство с Муромским сказочником.
-Кто сочиняет сказки?
-Какие представления, ассоциации возникают у вас при слове «сказочник»?
-Как вы считаете, сказочник – реальный человек, или волшебный персонаж?
-Мы сейчас читали одну из муромских сказок, как вы думаете, эта сказка авторская или народная?
-Открываем книгу. Посмотрите на портрет. Похож ли Иван Никитич Климов на сказочника? Чем? Рассмотрите внимательно этого человека и опишите его глаза, улыбку.
- Познакомьтесь с тем, как писатель Виктор Светозаров описывает свою встречу с Иваном Никитичем (работа с текстом в парах по рядам)
Опишите свою встречу со сказочником.
Что вы узнали об этом человеке?
- Прочитайте, откуда пришли эти сказки? Определите, какие это сказки – авторские или народные?
- Как он рассказывал сказки? Как вы понимаете выражение «просматривает на свет каждое слово»?
- Родился Иван Никитич Климов, муромский сказочник, 20 января 1885 года. В следующем году мы будем отмечать юбилейную дату, какую?
- Годы его жизни И.Н. Климова: 1885 – 1965г.г.
Отвечают на вопросы. (Писатели, сказочники, народ)
Рассматривают портрет. Высказывают свое мнение.
Работают с текстом в парах (приложение № 1, 1 ряд – карточка № 1а, 2 ряд - № 1б, 3 ряд - № 1в)
Вычитывают информацию из текста, комментируют.
1 ряд. знает и умеет рассказывать сказки; жил на Первомайской улице, бревенчатый дом; широкоплечий старик, меховой полушубок, теплая шапка; поворачивает дубовый чурбан, возится с ним на снегу, словно с живым медведем.
2 ряд ветхая лесенка, крохотная комнатка; на стене – детские рисунки; в водницкой тужурке; на пуговицах – якоря; просиял всем лицом.
3 ряд. Большелобый, морщинистый, с лукавинкой в синих глазах; неспешно разглаживает тронутую сединой бороду; журчит прозрачным ручейком чудесная словесная вязь; сказывает неторопливо, словно просматривает на свет каждое слово; в глазах играют веселые огоньки.
Обобщают сведения.
Услышал еще от своих родителей, бабушек и дедушек.àнародные
Объясняют значение.
Определяют дату (20.01.2015 - 130 лет со дня рождения муромского сказочника)
4. Сказка «Матрёшка и медведь»
- Рассмотри книгу «Сказки из Мурома». (Раздать книги детям).
- Какие сказки вошли в этот сборник?
- Мы начнем наше знакомство с муромскими сказками с чтения сказки «Матрёшка и медведь».
- Читая сказку, постарайтесь также «просматривать на свет каждое слово», отмечайте для себя всё новое, интересное, необычное.
- Какую русскую народную сказку напомнила вам эта сказка?
Каково отличие?
- О чем говорят имена героев сказки: Варька, Танька, Матрёшка? Почему именно так называет их сказочник? (качества человека)
- Можно ли по именам понять отношение к этим героям людей и самого сказочника?
Учитель зачитывает отрывок из книги с. 4
На лице Ивана Никитича отражается досада на Таньку и Варьку, которые попали в большую беду – забрели в медвежью берлогу. Но вот младшая, Матрёшка, оказалась умнее своих сестер, перехитрила медведя – и глаза Климова сияют радостью.
- Какие же качества человека прославляются в сказке? Докажи словами сказки.
- Чему учит нас эта сказка?
- Как вы думаете, почему живы сказки в веках?
Работают с книгой, ее содержанием.
Читают сказку (возможно по ролям).
Сравнивают сказки «Маша и медведь» и «Матрешка и медведь», называют отличительные признаки.
Прочитайте сказку и подготовьте ответы на вопросы. Для объяснения значения слов используйте иллюстрации к сказке.
1. Какие незнакомые слова вам встретились в сказке. Объясните значение слов по словарю.
2. Какие устаревшие слова встретились в сказке. Попробуйте объяснить их самостоятельно, а затем уточните значение по словарю.
3. Как вы думаете, обязательно ли использовать эти слова при пересказе сказке?
Выполняют задание № 2 - 3
1. Объясняют значение слов по словарю.Таранта́с, мони́ска
2. Уточняют значение устаревших слов.Сундук, сбру́я, упряжь, ухват, телега.
3. Подбирают родственные слова, объясняют значение. Сбруя с колокольцами и прозвонками -
- Проверка работы групп.
Группы презентуют свою работу. Учащиеся задают вопросы.
7. Обобщение знаний о сказках Ивана Никитича Климова.
- Сегодня мы познакомились с интересным муромским сказочником и его сказками. Проверим свои знания и разгадаем кроссворд.
Кто увел из конюшни коней для стариковой дочери в сказке «Лиса, волк, медведь и заяц»?
На чем приехала старикова дочь из леса в сказке «Лиса, волк, медведь и заяц»?
Как называется в муромских сказках Баба-Яга?
Кем работал И.Н. Климов, муромский сказочник?
Какая сказка начинается с такого зачина «Жили-были старик со старухой. Дожили они да старости, а детей у них не было»?
Прочти ключевое слово. (Добро)
- Как это слово связано с темой нашего урока?
- Прочитайте, как сам Иван Никитич говорит о сказках. Сказка – большая для нас радость, многому учит! А ежели в ней много выдумки, так это не беда. Хорошо выдумать не всякий умеет.
Разгадывают кроссворд на интерактивной доске.
Определяют ключевое слово.
Читают и комментируют.
8. Рефлексия.
- На какие вопросы вы смогли найти ответы сегодня на уроке?
- Есть ли вопросы, которые остались без ответа? Попробуйте самостоятельно найти ответы на эти вопросы дома.
- Оцени свои умения: понимать секреты автора, понимать язык произведений, находить в книге нужную информацию. (На доске 3 рисунка книг.)
Заполняют таблицу ЗХУ
Принимают учебную задачу.
Отвечают на вопрос, моделируют ответ, заполняя кластер
Самооценка умений (приклеить цветные стикеры на книги:зеленый – легко справляюсь с этим заданием, синий – иногда затрудняюсь, красный – трудно, этому мне еще надо учиться)
9. Домашнее задание
Прочитать сказки из сборника И.Н. Климова.
(по выбору)Иллюстрирование понравившихся сказок. Отразить особенности быта русского народа. Подписать иллюстрацию.
Исследовать сказки как исторический источник. Что узнали о традициях русского народа?
Исследовать язык сказки. Узнать или уточнить значение малознакомых слов, составить словарик.
Пересказ понравившегося отрывка из сказки с соблюдением языковых особенностей.
Попробуй «сказать» сказку по-своему.
3. Произведения какого жанра устного народного творчества еще встретились в этой книге?