7 ФМП "Детская книга: прошлое и современность"
Номинация "Внеклассное мероприятие"
участник:Калугина Людмила Алексеевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ№8 с.Ульяновка Минераловодского района Ставропольского края
Интеллектуальная игра по литературному чтению "Своим глубокоуважаемым детям..."
Цель:
Закрепление и дополнение представления детей о писателе К.И. Чуковском и его творчестве.
Задачи занятия, с учётом формирования универсальных учебных действий (УУД).
1.Знакомство детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.
2.Развитие мышления, речи, воображения, памяти.
3.Демонстрация детям удивительного мира сказок, стихов, загадок Чуковского, их мудрости и красоты.
4. Воспитанию устойчивого интереса к книге.
Личностные УУД
- Формировать ценностное отношение к книге как к явлению культуры, ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к духовным ценностям.
Регулятивные УУД
- Постановка и сохранение учебной задачи.
- Умение ориентироваться в текстовом массиве, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
Познавательные УУД
- Анализировать текст и находить ответы на вопросы, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить картинки с содержанием прочитанного.
- Библиографические умения, расширение читательского кругозора,
- Выражение отношения к прочитанному через выразительное чтение (осознанный выбор темпа, громкости, тембра голоса, обоснование выбора).
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД
- Готовность слушать собеседника и вести диалог. Формулировать собственное мнение и позицию.
- Умение работать в группе
Материалы:
Портрет К. Чуковского;
детские книги с произведениями К. Чуковского;
коробка с предметами;
детские рисунки и поделки по произведениям К.И.Чуковского;
презентация по стихотворению «Закаляка»
Ход занятия:
Постановка проблемного вопроса
-Сегодня мы будем говорить о человеке, у которого Агния Барто училась писать стихи. Именно он заразил поэтессу своей любовью к устному народному творчеству. Кто это? (Предположения детей)
-Посвящение к одному из его произведений записано на доске.Что это за произведение?
- Вопрос непростой.
-А сейчас, чтобы продолжить занятие, давайте разделимся на 3 группы, а в конце оценим вашу работу. За каждый правильный ответ группа будет получать 1 балл.
- Чтобы ответить на мой вопрос попробуйте отгадать загадки.
Конкурс загадок
1
Был белый дом, чудесный дом,.
И что-то застучало в нем.
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо-
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
(яйцо и цыпленок)
2
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (крапива)
3
Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! (коньки и лед)
4
Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей! (расческа)
5
Лежу у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня,
И бейте меня. Колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (ковёр)
6
Я одинокая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну. (иголка)
7
Я лаю со всякой собакой.
Я вою со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревёт,
Я тоже реву: «У-у!» (эхо)
8
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт. (сосулька)
- Все загадки авторские, а кто же их сочинил? Это был очень трудолюбивый человек. Он сочинял везде: в трамвае, в очереди, даже у зубного врача.
"Отгадай кроссворд"
-Если у нас ещё остались сомнения, попробуем по группам разгадать кроссворд.
Кроссворд сгенерирован на сайте «Фабрика кроссвордов» и доступен по ссылке «Герои К.Чуковского»
-Так кто же автор этих произведений? ( портрет и книги Чуковского до этого момента не показываются детям)
-Сегодня мы будем говорить о творчестве Чуковского. Его произведения всегда создают у людей хорошее настроение. С его стихами знакомы не только ваши мамы и папы, но и бабушки с дедушками. Корней Иванович Чуковский (Николай Иванович Корнейчуков) родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Чуковский был выгнан из пятого класса гимназии и всю дальнейшую жизнь учился самоучкой. В 1901 году он напечатал свою первую статью в «Одесских новостях», в 1903 г. - был послан корреспондентом от этой газеты в Лондон, где продолжил свое самообразование в Библиотеке Британского музея, изучил английский язык и навсегда увлекся английской литературой.
- Ребята, кто помнит, как называется самая первая сказка, которую написал Чуковский и для кого он её написал?
-Да, его маленькому сыну в поезде стало плохо и чтобы его утешить, Корней Иванович придумал и рассказал ему сказку «Крокодил». Мальчик заслушался и перестал плакать.Именно посвящение к этой сказке записано на доска.
Чтец.
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, крокодил, Крокодилович!
А за ним-то народ
И поет, и орет:
«Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?»
"Узнай сказку"
- А сейчас проверим, как вы знаете сказки Корнея Ивановича.
1. Свинки замяукали
Мяу-мяу
Кошечки захрюкали
Хрю-хрю. (Путаница).
|
2. Что такое? Что случилось?
От чего все кувырком
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом? (Мойдодыр).
|
3. Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку
В Африку гулять. (Бармалей).
|
4. И к полосатым
Бежит он тигрятам
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам. (Доктор Айболит).
|
5. Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете
Их не обрываете. (Чудо-дерево).
|
6. Вот и книжка воротилась,
Воротилась и тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать. (Мойдордыр).
|
7. А слониха-щеголиха
Так отплясывала лихо
Что румяная луна
В небе задрожала. (Тараканище).
|
8. Сапоги скрипят,
Каблуки стучат.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра. (Муха-Цокотуха).
|
9. Ехали медведи
на велосипеде
А за ними кот задом наперед. (Тараканище).
|
10. А вот из-за Нила
Горилла идет.
Горилла идет
Крокодила несет. (Бармалей)
|
11. Не стерпел медведь,
Заревел медведь
И на злого врага налетел медведь. (Краденое солнце).
|
12. И снова медведь:
- О спасите моржа
Вчера проглотил он морского ежа! (Телефон).
|
13. Прибегали светляки,
Зажигали огоньки –
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать.
(Муха-Цокотуха)
|
14. А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»
А за ним и бутерброд
Подскочил – и прямо в рот.
Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь.
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.
(Мойдодыр)
|
15. Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают.
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.
(Краденое солнце)
|
16. Все ликуют и танцуют, Ваню милого целуют,
И из каждого двора слышно громкое "ура".
Вся столица украсилась флагами.
Спаситель Петрограда от яростного гада,
Да здравствует Ваня Васильчиков!
И дать ему в награду сто фунтов винограду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов шоколаду
И тысячу порций мороженого!
(Крокодил)
|
17. Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла...
(Муха-цокотуха)
|
|
"Что нарисовано?"
- Я попросила некоторых ребят изобразить произведения Чуковского в рисунках . Давайте посмотрим , что у них получилось, и угадаём, какое произведение было выбрано.
Ведущий: Мы познакомились с Чуковским-сказочником, но Корней Иванович ещё и стихи. С ранних лет его стихи приносят всем нам радость. Они звучат великолепно, развивают нашу речь, обогащая новыми словами, делают нас сильнее, умнее, прочитав стихи, хочется их перечитывать и знакомиться с новыми произведениями. Давайте послушаем стихи Чуковского в вашем исполнении.
Черепаха
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
«Это - ЧЕ!
Это - РЕ!
Это - ПАХА!
Это - ЧЕЧЕРЕ! ПАПА! ПАПАХА!»
Храбрецы
Наши-то портные
Храбрые какие:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!»
А как вышли за калитку
Да увидели улитку —
Испугалися,
Разбежалися!
Вот они какие,
Храбрые портные!
Наши-то портные
Храбрые какие:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!»
А как вышли за калитку
Да увидели улитку —
Испугалися,
Разбежалися!
Вот они какие,
Храбрые портные!
Наши-то портные
Храбрые какие:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!»
А как вышли за калитку
Да увидели улитку —
Испугалися,
Разбежалися!
Вот они какие,
Храбрые портные!
Просмотр презентации «Закаляка»
"Что такое?"
- Следующее задание. От группы выходит один участник и ,не глядя, достаёт из коробки предмет, затем называет произведение Чуковского, в котором он встречается.
В коробке находятся: мочалка, шоколад, тарелка, самовар, шприц,крокодил, слон, фонарик и т.д.
- Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют еще читать, и для ребят-школьников начальных классов, и для подростков, и для взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки. Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеется вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке «Мойдодыр».
Составление синквейна
- Давайте составим синквейн о поэте или его произведении, герое. Это задание для каждой группы. Хочу вам напомнить:
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Чтение синквейнов,подсчёт баллов, подведение итогов занятия.
Хорошие книжки писал дед Корней,
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
|