Submitted by Татьяна Борисовна Акимова on чт, 19/06/2014 - 16:03
№
п/п
Этапы урока
Время
Организационный момент
2 минуты
Подготовка к усвоению новых знаний
7 минут
Открытие нового знания
14 минут
Физкультминутка
3 минуты
Закрепление новых знаний
7 минут
Итоги урока. Рефлексия.
5 минут
Инструктаж. Домашнее задание
2 минуты
Ход урока
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
На предыдущих уроках вы познакомились с понятием, свойствами и видами алгоритмов, их формами представления, исполнителями, языком программирования Паскаль, переменными. Сейчас я прошу вас вспомнить эти понятия. Каждый из вас по цепочке будет задавать своему соседу вопрос. Если он не отвечает, то на него отвечает следующий по цепочке, а неответивший повторяет ответ.
Выполните задания теста и выставите оценку в дневник.
Вызов
Перед вами «черный ящик». В него отправляют 2 числа, а из него достают одно. Итак, дамы и господа, проанализировав входные данные и результат, ответьте на вопрос: что в «черном ящике»?
Задача состоит в том, чтобы вычислить частное двух целых чисел. Я предлагаю вам составить программу для решения этой задачи.
Какие переменные вы будете использовать и какого типа?
Какие действия нужно выполнить в программе?
Какой вид алгоритма вы получите?
Можно ли обойтись меньшим количеством переменных?
Давайте проверим, правильно ли работает программа.
Как избежать ошибок, но результат получить?
Если b=0, то результата не будет.
Какой это вид алгоритма? (разветвляющийся).
В жизни нам очень часто приходится делать выбор. Например: брать или нет на прогулку зонтик? Здесь результат выбора зависит от того, идет (или собирается пойти) дождь. Другой пример выбора: "Куда отправиться погулять — в парк или просто пройтись по улицам?". Здесь результат выбора тоже может зависеть от какого-то условия, например от желания друга, с которым ты собираешься погулять вместе, или от того, есть ли у тебя время, чтобы доехать до парка. Что такое разветвляющийся алгоритм? Вы должны научить компьютер выбирать.
Алгоритм-это алгоритм, в которых осуществляется выбор действий в зависимости от какого-то условия.
Конструкция вида Если…, то,… называется ветвлением.
Ветвление – это конструкция, осуществляющая выбор действий в зависимости от условия. Конспект.
На ваших столах карточки с фразами. Запишите их в виде ветвления. Что в них общего, чем друг от друга отличаются? Можно ли их разделить на 2 группы. Одно ветвление в полной форме, а другое – в неполной (сокращенной). Конспект.
Ветвление в программировании записывается с помощью условного оператора. Условный оператор – это запись условия в программе. Условный оператор тоже бывает в полной и неполной форме. Запишите в конспект.
Как же выглядит условный оператор? Все операторы Паскаль – это английские слова. Переведите на английский язык и вы получите условный оператор. Конспект.
Физкульминутка. Какой это алгоритм?
Вернемся к программе. Дополним наш алгоритм ветвлением. Проверьте, так ли работает ваша программа.
Составьте и выполните упражнение в виде разветвляющего алгоритма. Если устали пальцы, то повращали кистями, если устали глаза, то повращали глазами или поморгали.
Для подведения итогов я предлагаю вам написать синквейн на одну из тем «разветвляющийся алгоритм» или «ветвление». Составляют, зачитываем. Обсуждаем.
Многие из вас синонимом ветвления и разветвляющего алгоритма записали слово Выбор. Поэтому закончить урок я бы хотела словами бельгийского режисера Жако Ван Дормеля:
« В жизни каждого из нас каждый день происходит сотня выборов и не бывает их хороших или плохих. Просто каждый из выборов создает другую жизнь, другой неповторимый мир. Но каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить, каждая тропа — чтобы быть пройденной» Много в мире есть излишнего, бесполезного, и поэтому одной из главных способностей для жизни, - умение выбирать. Для того, что бы научиться этому, мы проживаем целую жизнь.
Домашнее задание вы найдете на сайте школы. Внимательно читайте инструкции, сделайте правильный выбор уровня задания.