Конкурс сочинений VII филологического мегапроекта
«Детская книга: прошлое и современность»
Учебник из семейной библиотеки
Автор работы – ученица 5А класса
МБОУ Сосновской СОШ №2
Злобина Светлана
Руководитель – учитель русского языка и литературы
МБОУ Сосновской СОШ №2
Дмитриева Наталья Евгеньевна
Совершенно случайно мне в руки попал этот учебник - мама решила разобрать антресоли. Сразу я как-то и не обратила внимание на невзрачную и достаточно потертую книжку. А потом…Впечатление великолепное! Ведь это учебник русского языка, азбука, по которому училась еще моя бабушка, учебник 1955 года выпуска. Как он к нам попал? Может быть, мама принесла?
Кто-то может недоуменно сказать: «Ну и что? Да мало ли такого старья валяется. Кому оно нужно?» Да, действительно старье. И может быть, в другой раз я и не обратила бы своего внимания на эту книжку, если бы нашла ее одна. Но в этот момент мое внимание привлекло то, как бережно мама взяла учебник в руки, как какими-то совершенно другими стали ее глаза. Она даже не сразу поняла, что я ее о чем-то спрашиваю. Даже в доме после шума и суеты из-за уборки стало сразу необычно тихо.
Старый учебник достаточно давно отметил свой полувековой юбилей - почтенный возраст для видавшего виды "старикана". Когда-то он был новым и красивым. Его глянцевые страницы сообщали об интересных событиях в истории развития родного языка. Его место, наверное, тогда было на новенькой этажерке, откуда легко достать книгу, выполнить задания и просто прочитать в ней интересную информацию о буквах и звуках. Но жизнь не стоит на месте. Мои родители купили новую мебель - "стенку", закинули учебник на антресоль и надолго забыли о его существовании. При очередной уборке учебник извлекли на свет. До этого о нем никто и не вспомнил. Мне почему-то показалось, что это страшно оскорбило "старика". Хорошо еще, что не выбросили и не сожгли!
Эта книга — самый нужный, полезный и увлекательный учебник для ребят. Ведь на его страницах — ответы на серьезные вопросы: как научиться грамотно писать, как овладеть родным языком. Аккуратно переворачиваем вместе с мамой страницу за страницей. И я будто путешествую в то далекое для меня время. Невольно сравниваю свои учебники с бабушкиным. Понимаю, что сейчас и бумага лучше, и краски ярче. Но и в этом выцветшем за столько лет учебнике интересные задания, которые помогут ученику развить воображение, научиться фантазировать, читать, спорить, а самое главное — превращают сам процесс обучения в занятие не только полезное, но и увлекательное. Не знаю, как долго мы рассматривали учебник. Время, казалось, для нас остановилось.
В этот вечер уснуть я не могла достаточно долго. Даже приснившийся сон стал своеобразным продолжением дневных впечатлений.
«Я вышла на улицу. Было душно, и дул очень теплый ветер. Солнца не было. В воздухе пахло цветочным ароматом. Наверное, скоро пойдет дождь… Посмотрев на небо, я невольно остановилась от удивления – никогда в жизни я не видела такого неба. Оно было в каких-то незатейливых узорах. На нем, как барашки на море, плыли облака. Увидев это необыкновенное небо, я захотела кому-нибудь рассказать о нем. Но как передать всю эту красоту словами? Глупый вопрос. Ведь в русском языке так много слов, передающих оттенки и краски, слов, изображающих то или иное явление природы, передающих чувства, мысли… Но не могла я воспользоваться этими словами. Все они в одну минуту вылетели из моей головы. Почему?
Однажды не совсем правильно и порядочно поступила я со старым учебником русского языка, долгое время лежавшим в нашем шкафу на антресолях. Посчитав, что он никому не нужен, что больше не пригодиться и воспользоваться им никто уже не захочет, я вырезала из него картинки, отдельные буквы и слова (так мы с подружкой играли в детективов!). А все оставшееся от учебника забросила под диван. И пылился он там в своем одиночестве, и горько ему, наверное, было оттого, что стал никому не нужной вещью. А ведь когда-то же приносил пользу!
Став такой же беспомощной, как и учебник, попав в трудную ситуацию, я тут же поняла все свои ошибки. Но что делать? Вырезанных картинок и слов уже не вернешь, назад не вставишь. Как быть? Я достала книжку из-под дивана, вытерла от пыли, скотчем проклеила корешок и оторвавшиеся страницы. Своими действиями я будто приносила извинения старому учебнику. Хотела вымолить прощение. Я почти ни на что не надеялась. Как вдруг… Или мне это показалось? Учебник «ожил» в моих руках: как будто потяжелел, переплет его стал тверже и солиднее. Он меня простил! Ведь это он, учебник русского языка, хранит в себе самые чудесные и точные слова. И ни в одном другом языке нет слов, с помощью которых можно было бы так ярко и точно выразить все то, что чувствует, видит и слышит человек».
На следующее утро я вспоминала "переживания и откровения учебника". Захотелось сделать что-то доброе. Стала приводить в порядок книжный шкаф, аккуратно складывая книжку к книжке, выравнивая каждый корешок. Как-то сами собой начали складываться строчки.
Как-то пыльную книжонку
Я нашла на чердаке.
Оказалось, что бестселлер
Я держу в своей руке.
Эта книга обучала
Мою бабушку читать.
Я решила на досуге
Тот учебник полистать.
Первый бабушкин учебник
Назывался букварем,
Интересные рассказы
Для себя нашла я в нем.
В первом классе я читала:
«Мама мыла раму».
Оказалось, и бабуля
Читала то же самое!
Я узнала из букваря,
Как учились раньше дети,
И, по-моему, не зря
Отыскала книгу эту.
Только больно велика
Первая та книжка,
Даже в сумку не влезала,
Пришлось носить под мышкой!
В детстве бабушка была
Маленького роста,
И носить такой букварь
Было ей непросто.
Но зато прилежней всех,
Лучше всех училась,
Потому до наших дней
Книга сохранилась.
Наши слова – волшебные палочки, дотронувшись до которых мы совершаем чудо, и сами становимся волшебниками. С той поры я всегда очень бережно отношусь во всем книгам.
|