Официальный сайт 70rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Художественное своеобразие лирики А. А. Фета

Фото пользователя Ирина Александровна Орешкина
Размещено: Ирина Александровна Орешкина - сб, 14/06/2014 - 23:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Орешкина И. А.
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 15 г. Воронежа

Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цель  урока: формирование у учащихся представления об особенностях творческой  манеры А.  А. Фета как художника слова

Задачи:

обучающие

  • выделить наиболее характерные для поэта языковые средства в ходе лингвистического анализа стихотворения «Певице»;
  •  актуализировать имеющиеся у учащихся знания из русского языка в процессе установления взаимосвязей между различными уровнями стихотворения «Певице»;

развивающие

  • создать условия для развития навыков аналитического прочтения  художественного произведения и исследовательских навыков учащихся, а также умений систематизировать материал, строить  доказательные высказывания;
  • обеспечить развитие навыков групповой работы, умения понимать поставленную перед группой цель исследования конкретного уровня поэтического текста, планировать и прогнозировать результаты своего труда, нести ответственность за полученный результат;  

воспитательные

  •  способствовать расширению кругозора, пониманию необходимости бережного и внимательного отношения к слову;
  • создать условия для  сотрудничества, укрепления взаимоотношений в детском коллективе.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Коровин В. И. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват.  

   учреждений. Базовый и    профил. уровни. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011

Используемое оборудование: 

компьютеры с выходом в сеть Интернет, проектор, экран

Используемые ЦОР: 

Урок проходит в режиме онлайн с помощью сервиса ОneNote Online

Краткое описание: 
<p>Этот урок посвящён лингвистическому анализу поэтического текста</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Вид урока: урок - исследование

Формы работы учащихся: работа в группах (обучение в постоянном взаимодействии членов группы); коллективная (работа отдельных групп над общим заданием)

Структура и ход урока

 

  Этап урока

ОneNote 

Online

Деятельность учителя

Деятельность учеников Временная реализация
I

Этап организации групповой деятельности

http://1drv.ms/1gOUESJ

Раздел «Начало», страницы 1) «Перед началом работы», 2)«Правила работы в группе», 3)«Состав групп».

Вступительное слово учителя

Каждый художник слова по – своему видит окружающий мир и по – своему использует арсенал существующих  языковых средств, стремясь воплотить в слово впечатления от увиденного и пережитого. 

Сегодня на уроке мы постараемся определить, в чём заключается индивидуальная творческая манера Фета как художника слова. Для этого исследуем разные уровни его  стихотворения «Певице» (1857).

1.Знакомство с инструкцией «Перед началом работы» и  памяткой «Правила работы в группе».

2.Выбор каждой группой определённого уровня текста для исследования и цвета для редактирования текста.

3. Заполнение таблицы о составе групп.
3 минуты
ӀӀ  Этап столкновения с проблемой

http://1drv.ms/1gOUESJ

Раздел «Текст», страница «А. А. Фет»

А. А. Фет помещал стихотворение «Певице» в своих прижизненных изданиях в разделе «Мелодии» не случайно, т. к. оно, одно из самых мелодичных  его созданий, в наибольшей степени отражает индивидуальную поэтическую манеру автора.

Предположительно в 1873 году П. Чайковский пишет романс «Уноси мое сердце».  Стихи и музыка слились воедино и по смыслу и по художественному выражению.

- Прослушайте романс в исполнении Ирины Архиповой, созданный на стихи А. А. Фета, и подумайте: как поэт передал с помощью слова представление о музыке в стихотворении «Певице»?

Постарайтесь дать ответ на данный вопрос, сделав лингвистический анализ равных уровней поэтического текста.
Знакомятся с историей создания романса, прослушивают романс на музыку П. И. Чайковского. 5 минут
III  Подготовка к исследованию

http://1drv.ms/1gOUESJ

Раздел «Текст», страница «Памятка для анализа текста»; раздел «Черновик», страницы групп;

раздел «Начало» страница «Обязанности»

Инструкции учителя

1.Вспомните этапы лингвистического анализа текста (Раздел «Текст», страница «Памятка для анализа текста»)

2. Прейдите в раздел «Черновик»,  затем на страницы групп и заполните фишбоун.

3.Распределите обязанности в группе (раздел «Начало» страница «Обязанности»)

4. Приступайте к анализу выбранного уровня текста.

1.Знакомятся с памяткой об анализе поэтического текста

2.Осуществляют рефлексию достижения цели

3.Заполняют фишбоун

4. Распределяют обязанности
7 минут
IV Этап актуализации имеющихся знаний при исследовании разных уровней поэтического текста  

http://1drv.ms/1gOUESJ

Раздел «Текст», страница «А. А. Фет»;

раздел «Черновик», страница своей группы, раздел «Справка»

Инструкции учителя

1.Воспользуйтесь опорными вопросами и заданиями на странице своей группы (раздел «Черновик», страница своей группы)

2.В случае возникновения вопросов обратитесь к учителю или  к разделу «Справка»
Исследование группами различных уровней текста, редактирование совместно с другими группами  стихотворения «Певице» 15 минут
V Этап систематизации полученных знаний

http://1drv.ms/1gOUESJ

Раздел «Текст», страница «А. А. Фет»
Учитель корректирует, дополняет выступления учащихся Презентация каждой группой результата исследования и сделанных выводов; каждая группа вносит добавления, совместно редактируя текст 10 минут
VI Подведение итогов исследования

http://1drv.ms/1gOUESJ

Раздел «Подведём итоги», страницы групп
Учитель выставляет итоговую оценку за урок каждому ученику

1.Осуществление саморефлексии

2. Оценивание результата работы старшим в группе
5 минут

 

ОПОРНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП

 

ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

- Проследите, где и как меняется интонация на протяжении текста. 

 - Прочитайте, что такое период в разделе «Справка». Можно ли выделить периоды в данном стихотворении? 

 - Обратите внимание на повторяющиеся звуки. Каким из них отдаёт предпочтение поэт? Как звучат строки благодаря аллитерации и ассонансу? 

 - Прочитайте, что такое анакруза в разделе «Справка». Найдите анакрузу в тексте.

 - Определите размер, рифму стихотворения. Чем они необычны? Благодаря чему достигается музыкальность строк?

 - Попробуйте сделать фоносемантический анализ стихотворения. Можно воспользоваться известной вам программой «Звукоцвет». Прокомментируйте полученный результат.

Сделайте вывод: почему строки А. А. Фета настолько музыкальны?

 

СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 - Выделите смысловые части в данном стихотворении, озаглавьте микротемы.

- Чем необычна композиция произведения: сравните первую и последнюю строфы.

 - На какие части и почему можно разделить каждую строфу?

 - Исследуйте синтаксические конструкции предложений. Каковы средства связи предложений в данном тексте?

- Найдите в тексте повторы, синтаксический параллелизм, переносы строк. Какова их роль в тексте?

 Сделайте вывод: почему стихотворение произносится на одном дыхании?

 

ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 - Фет часто использует романтические детали в лирике («сонный ручей», «одинокий листок»), неожиданно сочетает слова между собой («травы в рыданьи», «плачущие звуки»). Приведите ещё примеры, опираясь на предложенный текст. Как вы считаете, что достигает автор благодаря такой «поэтической дерзости»?

 - Выделите словесные ряды текстовых синонимов. Какие мотивы они образуют?

 - Какова песня певицы и каким представляется лирическому герою мир, когда он внимает чудесным звукам? Выделите тропы, дающие читателю яркое представление об этом.

Сделайте вывод: как поэту удаётся запечатлеть тончайшие движения

человеческой души?

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА УСИЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ

 - Прочитайте в разделе «Справка» об импрессионизме. Подумайте, что роднит полотна художников со строками Фета?

 - Выделите в тексте ключевые слова, составив семантические (смысловые) ряды существительных, глаголов, прилагательных и т. д.

- Чем необычно слово «зыбей» (вторая строфа)?

 - Почему автор использует повелительное наклонение глагола «уноси», оксюморонное сочетание «жаркие слёзы», риторическое обращение «О дитя!»? Как эти средства помогают понять читателю мир чувств, запечатлённых в стихотворении?

- Найдите в тексте необычные сочетания, построенные на основе ассоциативных связей. Какой дополнительный смысл рождается при сближении этих слов?

Сделайте вывод: почему, говоря о поэзии Фета, исследователи используют эпитеты «зыбкий», «неуловимый» «воздушный»?

 

Краткий прогноз выполнения заданий:

Стихотворение адресовано певице. Оно посвящено передаче образов, возникающих при слушании прекрасного пения. Фету удалось передать неразрывное по самой своей сущности представление о «музыке вообще», которым наделяли язык звуков романтики.   

Для поэтического текста характерно традиционное песенное четверостишие. Стихотворение состоит из четырёх строф, которые соответствуют четырём предложениям. Особую роль в тексте играют повторы и синтаксические параллелизмы, благодаря которым автору удаётся усилить музыкальность стиха.

Необычна интонация произведения: в нём можно выделить чёткие песенные интонационные периоды, логически завершённая фраза совпадает с последней строкой.

Песня певицы, печальная, наполненная эмоциями, находит оклик в душе лирического героя. Поэту удаётся передать, как постепенно душа героя открывается навстречу прекрасному, оказываясь в плену чудесных звуков. Соединяя понятия разного логического ряда («звенящая даль», «незримые зыби»), используя абстрактные понятия,  неточные слова, текстовые синонимы, поэт  изображает, как душа лирического героя воспаряет над обыденностью и оказывается в ином мире – чудесном, идеальном.

Сочетание 4 – х стопного и 3 – х стопного анапеста также обуславливает музыкальность стиха; рифма парная, подчёркнутая созвучием мужской рифмы.

А. А. Фет слагает настоящий гимн красоте, подчёркивает силу искусства, создавая мир утончённых движений души.

Прикрепленный файл Размер
Орешкина И. А. Пояснительная записка.docx 34.08 Кбайт
Орешкина И. А. Конкурс Детская книга.docx 38.77 Кбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн