Размещено: Ирина Александровна Орешкина - сб, 14/06/2014 - 23:36
Вид урока: урок - исследование
Формы работы учащихся: работа в группах (обучение в постоянном взаимодействии членов группы); коллективная (работа отдельных групп над общим заданием)
Структура и ход урока
№
Этап урока
ОneNote
Online
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Временная реализация
I
Этап организации групповой деятельности
http://1drv.ms/1gOUESJ
Раздел «Начало», страницы 1) «Перед началом работы», 2)«Правила работы в группе», 3)«Состав групп».
Вступительное слово учителя
Каждый художник слова по – своему видит окружающий мир и по – своему использует арсенал существующих языковых средств, стремясь воплотить в слово впечатления от увиденного и пережитого.
Сегодня на уроке мы постараемся определить, в чём заключается индивидуальная творческая манера Фета как художника слова. Для этого исследуем разные уровни его стихотворения «Певице» (1857).
1.Знакомство с инструкцией «Перед началом работы» и памяткой «Правила работы в группе».
2.Выбор каждой группой определённого уровня текста для исследования и цвета для редактирования текста.
3. Заполнение таблицы о составе групп.
3 минуты
ӀӀ
Этап столкновения с проблемой
http://1drv.ms/1gOUESJ
Раздел «Текст», страница «А. А. Фет»
А. А. Фет помещал стихотворение «Певице» в своих прижизненных изданиях в разделе «Мелодии» не случайно, т. к. оно, одно из самых мелодичных его созданий, в наибольшей степени отражает индивидуальную поэтическую манеру автора.
Предположительно в 1873 году П. Чайковский пишет романс «Уноси мое сердце». Стихи и музыка слились воедино и по смыслу и по художественному выражению.
- Прослушайте романс в исполнении Ирины Архиповой, созданный на стихи А. А. Фета, и подумайте: как поэт передал с помощью слова представление о музыке в стихотворении «Певице»?
Постарайтесь дать ответ на данный вопрос, сделав лингвистический анализ равных уровней поэтического текста.
Знакомятся с историей создания романса, прослушивают романс на музыку П. И. Чайковского.
5 минут
III
Подготовка к исследованию
http://1drv.ms/1gOUESJ
Раздел «Текст», страница «Памятка для анализа текста»; раздел «Черновик», страницы групп;
раздел «Начало» страница «Обязанности»
Инструкции учителя
1.Вспомните этапы лингвистического анализа текста (Раздел «Текст», страница «Памятка для анализа текста»)
2. Прейдите в раздел «Черновик», затем на страницы групп и заполните фишбоун.
3.Распределите обязанности в группе (раздел «Начало» страница «Обязанности»)
4. Приступайте к анализу выбранного уровня текста.
1.Знакомятся с памяткой об анализе поэтического текста
2.Осуществляют рефлексию достижения цели
3.Заполняют фишбоун
4. Распределяют обязанности
7 минут
IV
Этап актуализации имеющихся знаний при исследовании разных уровней поэтического текста
http://1drv.ms/1gOUESJ
Раздел «Текст», страница «А. А. Фет»;
раздел «Черновик», страница своей группы, раздел «Справка»
Инструкции учителя
1.Воспользуйтесь опорными вопросами и заданиями на странице своей группы (раздел «Черновик», страница своей группы)
2.В случае возникновения вопросов обратитесь к учителю или к разделу «Справка»
Исследование группами различных уровней текста, редактирование совместно с другими группами стихотворения «Певице»
15 минут
V
Этап систематизации полученных знаний
http://1drv.ms/1gOUESJ
Раздел «Текст», страница «А. А. Фет»
Учитель корректирует, дополняет выступления учащихся
Презентация каждой группой результата исследования и сделанных выводов; каждая группа вносит добавления, совместно редактируя текст
10 минут
VI
Подведение итогов исследования
http://1drv.ms/1gOUESJ
Раздел «Подведём итоги», страницы групп
Учитель выставляет итоговую оценку за урок каждому ученику
1.Осуществление саморефлексии
2. Оценивание результата работы старшим в группе
5 минут
ОПОРНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП
ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
- Проследите, где и как меняется интонация на протяжении текста.
- Прочитайте, что такое период в разделе «Справка». Можно ли выделить периоды в данном стихотворении?
- Обратите внимание на повторяющиеся звуки. Каким из них отдаёт предпочтение поэт? Как звучат строки благодаря аллитерации и ассонансу?
- Прочитайте, что такое анакруза в разделе «Справка». Найдите анакрузу в тексте.
- Определите размер, рифму стихотворения. Чем они необычны? Благодаря чему достигается музыкальность строк?
- Попробуйте сделать фоносемантический анализ стихотворения. Можно воспользоваться известной вам программой «Звукоцвет». Прокомментируйте полученный результат.
Сделайте вывод: почему строки А. А. Фета настолько музыкальны?
СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
- Выделите смысловые части в данном стихотворении, озаглавьте микротемы.
- Чем необычна композиция произведения: сравните первую и последнюю строфы.
- На какие части и почему можно разделить каждую строфу?
- Исследуйте синтаксические конструкции предложений. Каковы средства связи предложений в данном тексте?
- Найдите в тексте повторы, синтаксический параллелизм, переносы строк. Какова их роль в тексте?
Сделайте вывод: почему стихотворение произносится на одном дыхании?
ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
- Фет часто использует романтические детали в лирике («сонный ручей», «одинокий листок»), неожиданно сочетает слова между собой («травы в рыданьи», «плачущие звуки»). Приведите ещё примеры, опираясь на предложенный текст. Как вы считаете, что достигает автор благодаря такой «поэтической дерзости»?
- Выделите словесные ряды текстовых синонимов. Какие мотивы они образуют?
- Какова песня певицы и каким представляется лирическому герою мир, когда он внимает чудесным звукам? Выделите тропы, дающие читателю яркое представление об этом.
Сделайте вывод: как поэту удаётся запечатлеть тончайшие движения
человеческой души?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА УСИЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
- Прочитайте в разделе «Справка» об импрессионизме. Подумайте, что роднит полотна художников со строками Фета?
- Выделите в тексте ключевые слова, составив семантические (смысловые) ряды существительных, глаголов, прилагательных и т. д.
- Чем необычно слово «зыбей» (вторая строфа)?
- Почему автор использует повелительное наклонение глагола «уноси», оксюморонное сочетание «жаркие слёзы», риторическое обращение «О дитя!»? Как эти средства помогают понять читателю мир чувств, запечатлённых в стихотворении?
- Найдите в тексте необычные сочетания, построенные на основе ассоциативных связей. Какой дополнительный смысл рождается при сближении этих слов?
Сделайте вывод: почему, говоря о поэзии Фета, исследователи используют эпитеты «зыбкий», «неуловимый» «воздушный»?
Краткий прогноз выполнения заданий:
Стихотворение адресовано певице. Оно посвящено передаче образов, возникающих при слушании прекрасного пения. Фету удалось передать неразрывное по самой своей сущности представление о «музыке вообще», которым наделяли язык звуков романтики.
Для поэтического текста характерно традиционное песенное четверостишие. Стихотворение состоит из четырёх строф, которые соответствуют четырём предложениям. Особую роль в тексте играют повторы и синтаксические параллелизмы, благодаря которым автору удаётся усилить музыкальность стиха.
Необычна интонация произведения: в нём можно выделить чёткие песенные интонационные периоды, логически завершённая фраза совпадает с последней строкой.
Песня певицы, печальная, наполненная эмоциями, находит оклик в душе лирического героя. Поэту удаётся передать, как постепенно душа героя открывается навстречу прекрасному, оказываясь в плену чудесных звуков. Соединяя понятия разного логического ряда («звенящая даль», «незримые зыби»), используя абстрактные понятия, неточные слова, текстовые синонимы, поэт изображает, как душа лирического героя воспаряет над обыденностью и оказывается в ином мире – чудесном, идеальном.
Сочетание 4 – х стопного и 3 – х стопного анапеста также обуславливает музыкальность стиха; рифма парная, подчёркнутая созвучием мужской рифмы.
А. А. Фет слагает настоящий гимн красоте, подчёркивает силу искусства, создавая мир утончённых движений души.