VII Межрегиональный филологический мегапроект
«Детская книга: прошлое и современность»
Конкурс внеклассных мероприятий
Сценарий защиты проекта в 3 классе по теме "Устное народное творчество"
Автор: Казакова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МКОУ СОШ №8с. Ульяновка Минераловодского района Ставропольского края
Цели и задачи:
- Формировать устойчивый интерес к учению.
- Способствовать развитию умения самостоятельно работать, находить источники информации, извлекать из них нужную информацию; планировать работу над проектом, готовить его защиту.
- Создать условия для творческого развития учащихся; развитие эстетического
и патриотического чувств.
Оборудование: проекты (книжки – малышки) о сказках, пословицах, колыбельных песнях, частушках, загадках, скороговорках, считалках; иллюстрации к сказкам, корзинка для книжек – малышек.
Ход мероприятия
I.Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок – защита творческого проекта по теме «Устное народное творчество».При изучении этой темы, каждый из вас выбрал себе проект по душе и желанию. Сегодня мы подводим итоги вашей работы. Я думаю, что проекты, сделанные вами с такой любовью и терпением вызовут у вас чувство гордости за свой труд. Каждый из вас получит возможность рассказать о своих работах, представить всеобщему вниманию свои книжки – малышки. Их будем собирать вот в эту корзинку. Я надеюсь, что к концу нашего урока мы наберём полную корзину сказок, пословиц, загадок, песен, частушек, скороговорок и считалок.
- Вспомните, что относится к устному народному творчеству?
СКАЗКИ ПОСЛОВИЦЫ ПЕСНИ ЗАГАДКИ СКОРОГОВОРКИ СЧИТАЛКИ ЧАСТУШКИ
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
- Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: « Русский народ создал огромную известную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки».
Проблемный вопрос: Какой станет литература без устного народного творчества?
Гипотеза: Без произведений устного народного творчества наша литература была бы бедна, не являлась бы такой яркой и образной.
II. Выступления учащихся.
СКАЗКИ.
И про зверей,
И про царей,
И что на свете было-
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живёт в любом дому
И странствует по странам.
А почему?
Да потому,
Что без неё нельзя нам.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам.
- «Узнай сказку и её героев» (проводит Абт Станислав)
Сказки просят:
- А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
1) Отворили дверь козлята
И… пропали все куда – то!
(«Волк и семеро козлят»)
2) В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня!
(«Гуси – лебеди)
3)Вымолвил словечко-
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.
(Емеля из сказки «По щучьему велению»)
4) Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом…
(«Лиса и журавль»)
5) Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка!..
(«Снегурочка»)
«Кому принадлежат эти волшебные вещи?»
- Золотое яичко
- Хрустальная туфелька
- Зеркальце
- Золотой ключик
- Печка
- Ступа и метла
- «Отгадай сказку по иллюстрации» (проводит Ханагов Валерий)
- «Угадай сказку по нескольким строчкам» (проводит Шеметова Елизавета))
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
По данной теме проект подготовили Журавлёв Роман и Семёнова Дарья.
Колыбельные песни наполнены материнской любовью. Сыну или дочери сулят они грядущие удачи и благополучие: «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить». Есть данные исследований, что дети, которым пели в детстве колыбельные песни, более успешны в жизни и меньше болеют. Это происходит потому, что когда мама поёт колыбельные песни, она отгоняет далеко от колыбели все накопившиеся за день тревоги и волнения, передаёт ребёнку своё тепло, нежность, ласково поглаживает малыша.
Баю – баюшки – баю Уж ты, котенька - коток
Не ложися на краю- Котя – серенький хвосток!
Придёт серенький волчок, Ты приди к нам ночевать,
Он ухватит за бочок. Нашу Дашеньку качать,
Он ухватит за бочок. Прибаюкивать.
И потащит во лесок, Уж как я тебе, коту
И потащит во лесок, За работу заплачу:
Под ракитовый кусток. Дам кусок пирога
Ты, волчок, к нам не ходи, И кувшин молока.
Нашу Машу не буди.
Спи, усни, Поставлю люльку в садочек.
Больше вырасти. Будет ветер повевать,
Спи по ночам Будет люльку качать,
Да расти по часам. Будут пташки прилетать.
Спи до поры, Станут сыну щебетать.
Как будет пора,
Разбудим тебя.
ПОСЛОВИЦЫ
Проект подготовили Зосимова Анастасия и Арабова Алина.
Пословицы – краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный смысл. Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.
Пословицы обычно состоят из двух частей: “Делаешь наспех – сделаешь насмех”; “Землю красит солнце, а человека-труд”. Часто эти части рифмуются. “Без пословицы речь не молвится”, – говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни”.
Велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и мн. др Зосимова Анастасия познакомила с классификацией пословиц, привела их примеры.
Проводит конкурс по командам «Собери пословицу»
Мир освещается солнцем, и вода не течёт.
Под лежачий камень а нашёл, так береги.
Нет друга, так ищи, век учись.
Мороз невелик, а человек знанием.
Труд кормит, а лень портит.
Семь раз отмерь, коли делать нечего.
Скучен день до вечера, а стоять не велит.
Век живи, один раз отрежь.
Конкурс «Закончите пословицы» проводит Арабова Алина.
Старый друг лучше…(новых двух).
Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей).
Не откладывай на завтра то, …(что можно сделать сегодня).
Не красна изба углами, …(а красна пирогами).
Терпение и труд…(всё перетрут).
Ученье свет, …(а неученье тьма).
Конкурс «Объясни смысл пословицы»проводит Зосимова Анастасия.
Она предложила детям заранее заготовленные карточки или полоски бумаги с записанными на них пословицами : «Каков мастер, такова и работа»; «Делаешь наспех, сделаешь на смех»; «Не сиди сложа руки, не будет и скуки»; «Книга для ума – что теплый дождь для всходов»; «Ум без книги, как птица без крыльев». Ученик, получивший карточку, выразительно прочитывает ее классу. Устанавливается, в чем ее смысл, и к какой теме можно отнести.
ЗАГАДКИ
Проект подготовили Науменко Дмитрий, Голова Зинаида, Заикина Юлия, Айвазов Никита.
Загадка – это мудрёный вопрос, данный на расширение эрудиции человека. Вопрос, Данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. В народной речи загадать означает «задумывать», «замышлять», «предлагать» что – либо, неизвестное для решения. Про загадку в народе говорят: «Без лица в личине». Загадка способствует умственному развитию ребёнка. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтресного. Небесные светила и явления природы, предметы домашнего обихода, орудия труда составляют основное содержание загадок. Играя в загадки, ребёнок как бы сдаёт экзамен на знание и сообразительность. Загадка – игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.
Науменко Д. – загадки о явлениях природы, овощах, птицах.
Голова З. – загадки о растениях.
Айвазов Н. – загадки об орудиях труда, животных.
Заикина Ю. – загадки о фруктах.
СКОРОГОВОРКИ
Проект по данной теме подготовили Джемакулов Мурат и Янаков Аврам.
Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что её с первого раза ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают , а повторяют со слуха, что значительно труднее. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
Ученикам было предложено повторить несколько скороговорок.
Мурат и Аврам проводят с ребятами «Бой скороговорок» по командам. Участники команд должны по очереди проговорить знакомые им скороговорки.
СЧИТАЛКИ
Кощавцева Арина и Максутова Анжелика представили проекты по данной теме.
Счётом решали, кому водить. Когда – то считалка не была игрой: верили в силу чисел. Главная особенность считалки – чёткий ритм. Самый распространённый вид народной считалки предназначен для расчёта играющих.Если нужно определить, кто водит при игре в прятки, в салочки, то считают так:
Тара – бара
Домой пора.
Коров доить –
Тебе водить.
Большая группа считалок указывает на тех, кто будет участником игры. Последний, оставшийся после расчёта, водит.
Сива, ива, Первенчики
Дуба, клён, Другенчики,
Шуга – юга. Круги – други,
Кон! Вон!
Конкурс знатоков считалок (Кощавцева Арина).
Максутова Анжелика познакомила ребят с интересными считалками и разучила с ребятами несколько считалок, наиболее понравившиеся им.
ЧАСТУШКИ
Проект подготовила Беридзе Мария.
Частушки – весёлые, озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Достаётся в них лодырям, лентяям, лежебокам, неряхам и обманщикам. Слово частушка произошло от слова «часто». Их пели под аккомпанемент балалайки или гармошки для того, чтобы утешить детей.
Мария спела ребятам старинную частушку, частушку, сочиненные в годы Великой Отечественной войны и современные частушки.
Старинная частушка
Бога нет, царя не надо,
Губернатора убьём,
Платить подати не будем.
Во солдаты не пойдём.
Частушка, сочинённая в годы Великой Отечественной войны
Эх, частушка, ты, частушка,
Слово каждое – снаряд:
Бьёшь фашистов по макушкам,
Помогаешь воевать.
Современная частушка
Постирать бельё решил
И в машину всё сложил.
Хоть гуашь не добавлял
Но бельё я не узнал.
III. Итог мероприятия.
- Смогли ли вы добиться поставленной цели или нет?
- Довольны ли вы своей работой?
- Что узнали нового в ходе работы над проектом?
Награждение участников проекта памятным медалями «За самый интересный проект», «За самый занимательный проект», «За самый весёлый проект», «За самый познавательный проект»и т.д.
Проекты учащихся
|