|
Программа мониторинга профессиональных затруднений учителя
|
|
|
|
|
Submitted by Светлана Ивановна Попова on пн, 09/06/2014 - 15:50 |
В современных социокультурных условиях одной из главных является задача повышения качества образования. Управление качеством образования находит конкретное воплощение в деятельности учителя. От его духовности, социальной позиции, компетентности зависит успех модернизации образования. Существуют различные подходы к трактовке понятия «компетентность». Данная Программа исходит из того, что «профессиональная компетентность педагога, то есть качество его профессиональных действий, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, понимается как некая совокупность профессиональных компетенций, каждая из которых проявляется в практической педагогической деятельности в виде умения решать конкретные профессионально значимые задачи. Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает. Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными затруднениями педагога. Профессиональные затруднения – своеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога. Они поддаются наблюдению и позволяют установить недостаток или отсутствие у педагога вполне конкретных профессиональных знаний и умений. Задача методических служб всех уровней обеспечить возможность установления необходимых конкретному педагогу объема и содержания профессиональных знаний, которые стали бы для него фундаментом формирования недостающих педагогических компетенций и на этой основе обеспечивали бы преодоление профессиональных затруднений при решении конкретных педагогических ситуаций. Решить задачу получения нужной информации о профессиональных затруднениях педагога возможно на основе мониторинга. Понятие «мониторинг» применительно к образованию характеризуется как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса или отдельных его элементов в целях принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза, т.е., это механизм, с помощью которого осуществляется длительное отслеживание образовательного процесса для определения его соответствия нормам или стандартам или желаемому результату с целью принятия адекватных управленческих решений. Именно поэтому мониторинг должен являться неотъемлемым и важнейшим фактором управления любой образовательной системой. В данном определении можно выделить три ключевых аспекта: это система сбора, обработки, хранения и распространения информации; информационное обеспечение управления образовательным процессом; данные мониторинга позволяют выносить обоснование суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие. При создании системы мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов» надо получить ответ на вопросы: что есть объект мониторинга; на какие цели и задачи по отношению к педагогу направлена управленческая деятельность; каковы инструментальные требования (по надежности, периодичности измерения и скорости обработки, обратной связи и т.п.) к системе измерителей, на основе которых будет построена система мониторинга. Получаемая информация с указанными качественными характеристиками дает возможность при осуществлении управленческих функций решать ряд задач: • выявлять реальное состояние образовательной системы ОУ; • анализировать изменения, происшедшие в образовательной системе ОУ; • выявлять потенциальные возможности дальнейшего развития образовательной системы ОУ; • определять эффективность влияния образовательной системы на самореализацию педагога и других участников образовательного процесса.
|
|
|
|
|
|
|
|
|