Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Строение вещества"

Submitted by Ирина Носкова on вс, 08/06/2014 - 06:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Носкова Ирина Анатольевна
Место работы, должность: 

г.Волгоград, МОУ СОШ № 64, учитель физики и математики

Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

Цели урока:

  • Продолжить формирование представлений о строении вещества, молекулы и атома.
  • Способствовать  формирование коммуникативной компетенции  учащихся при работе над демонстрациями в малых группах.
  • Создать условия для формирование у учащихся навыка сопоставления, анализирования и аргументации полученных знаний и результатов деятельности.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский.-14-е изд.-М.:Просвещение, 2006.-366с.
Используемое оборудование: 

: воздушный шарик, набор измерительных цилиндров с водой, пластилин, комплект для  

                           нагревания, красящая жидкость, термометр, бумага, мел.

Оформление класса: на столах у учащихся 1. Набор измерительных цилиндров с одинаковым количеством воды;

                                                                          2. Два куска пластилина.

                                                                          3. Чашка для впаривания.

                                                                          4. Набор измерительных цилиндров.

                                                                          5.Термометр.

                                                                          6. Воздушный шарик.

На экране – тема урока и презентации: «Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории». Смена слайдов – по щелчку мыши учителем.

Краткое описание: 
<p>Урок посвящён углублению вопроса о строении вещества.</p>

Педагог  Носкова Ирина Анатольевна

Предмет физика

Класс 10

Тема урока Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории.

Технические и программные средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор;  

                                                                           презентация «Строение вещества», интерактивная доска.       

Оборудование: воздушный шарик, набор измерительных цилиндров с водой, пластилин, комплект для  

                           нагревания, красящая жидкость, термометр, бумага, мел.

Оформление класса: на столах у учащихся 1. Набор измерительных цилиндров с одинаковым количеством воды;

                                                                          2. Два куска пластилина.

                                                                          3. Чашка для впаривания.

                                                                          4. Набор измерительных цилиндров.

                                                                          5.Термометр.

                                                                          6. Воздушный шарик.

На экране – тема урока и презентации: «Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории». Смена слайдов – по щелчку мыши учителем.

Цели урока:

  • Продолжить формирование представлений о строении вещества, молекулы и атома.
  • Способствовать  формирование коммуникативной компетенции  учащихся при работе над демонстрациями в малых группах.

·            Создать условия для формирование у учащихся навыка сопоставления, анализирования и аргументации полученных знаний и результатов деятельности.

 

 

Этапы работы

Содержание этапа

Для учителя

Для учащихся

 1

Организационный момент

12 минут

  • постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока.

Способствовать процессу воспроизводства полученных знаний из курса «Первоначальные сведения о строении вещества» 7 класс и «Количество теплоты» 8 класс

Вспомнить ранее известные знания о строении вещества из окружающей жизни, физики и химии.

 

  • определение целей и задач, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока

Организовать визуальное воспроизведение через  исторический экскурс в развитие взглядов на природу строения вещества.

 

Применить полученные знания для демонстрации доказательства молекулярного строения вещества

 

  • описание методов организации работы учащихся на данном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность
  • Презентация исторического материала.

1. История вопроса –

    

Предположение о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых частиц- атомов, было высказано около 2500 лет назад древнегреческими философами Левкиппом и Демокритом. По их представлениям, все тела возникают в результате соединения атомов. Различия в свойствах тел объясняются тем, что тела состоят из различных атомов или одинаковые атомы по-разному соединяются между собой в пространстве.

Вот примеры некоторых высказываний Демокрита об атомах «Ничего не существует, кроме атомов и пустого пространства; все прочее- мнение», «Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме…», «Различие всех предметов зависит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке; качественного различия атомов не существует».

Философы Древней Греции рассматривали лишь качественную картину природных явлений, но не исследовали точные количественные закономерности. Поэтому их высказывания о природе вещей не были научной теорией.

Атомистическая гипотеза широкого распространения долгое время не получала. Такие ученые, как Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, считали, что материя состоит из мельчайших неделимых частиц, и называли их корпускулами или атомами. Однако в их работах не было строгого доказательства существования атомов.

Количественное объяснение атомистической теории было дано Джоном Дальтоном (Англия), Жозефом Луи Гей-Люсаком (Франция) и Амадео Авогадро (Италия).

Важным этапом в развитии и утверждении атомно-кинетической теории строения вещества была разработка кинетической теории теплоты.

С XVII в. существовали две гипотезы о природе теплоты. Согласно первой теплота представляет особый вид материи - теплород. Содержание теплорода в теле определяет его температуру, процессы теплообмена обусловлены переходами теплорода из одного тела в другое. На основе представлений о теплороде сформировались такие понятия как «количество теплоты», «теплоемкость» и др.

Вторая гипотеза теплоты – корпускулярная - объясняла все тепловые явления движения частиц, из которых состоят тела. Значительный вклад в развитие и обоснование корпускулярной гипотезы о природе теплоты внес М.Ломоносов. В 1745г. он дал объяснение явлений теплопроводности, плавления, испарения и ряда других на основе представлений о вращательном движении частиц, из которых состоит тело. Им был сделан вывод о существовании самой низкой температуры тела, соответствующей абсолютному покою составляющих его частиц. Однако в действительности этот процесс оказался сложнее.

Важные эксперименты, которые заставили усомниться в существовании теплорода, были выполнены в 1798г. английским физиком Б.Румфордом. Он исследовал нагревание тел при трении. Повышение температуры сторонники гипотезы о теплороде объясняли тем, что при трении отрываются частицы, имеющие меньшую теплоемкость, чем само тело, поэтому и выделяется теплота. Румфорд установил, что при трении пушечного ствола тупым сверлом выделяется столько количества теплоты, что никакими изменениями теплоемкости стружек этого не объяснить. Румфорд пришел к выводу о несостоятельности теплородной теории.

В 1827г. английский ботаник Броун Р. обнаружил движение мелких твердых частиц, находящихся в жидкости или газе. Факт существования броуновского движения свидетельствует о дискретном строении вещества и беспорядочном движении молекул.

Важную роль в подтверждении справедливости МКТ сыграли опыты французского физика Ж.Перрена по изучению количественных закономерностей броуновского движения, выполненные в 1908-1911г. Эти опыты были поставлены после того, как А.Эйнштейн в 1905г на основе МКТ разработал теорию броуновского движения. Наблюдения Перрена полностью подтвердили этот результат.

  • Организация демонстраций, доказывающих молекулярное строение вещества /сжатие воздушного шарика, диффузия в жидкости, пластичность нагретого пластилина, расширение нагретых тел, измельчение веществ/.
  • Постановка учебной проблемы для дальнейшего раскрытия темы урока.

/ Что же надо изучать дальше, если мы уже практически знаем о строении вещества/.

  • Просмотреть мультимедийную презентацию и вспомнить терминологию, касающююся строения вещества, основ молекулярно-кинетической теории. Прослушать сообщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Проделать опыты, доказывающие молекулярное строение веществ.

Опыты демонстрируются по парам: каждая пара вытягивает номер опыта.  1.Растворение красящих веществ,  в воде

2.Деление, дробление твердых тел на части

3.Изменение свойств тел при нагревании.

4.Сжатие газа в воздушном шарике.

5.Увеличение размеров тел при нагревание

1    2

5   ……….       

  • Выстроить цепь аргументов, объясняющих опытные данные

6

  • Сформулировать цель урока с точки зрения уже установленных опытных данных

/ Углубить представления о молекулах. Ввести  их  размеры и количество /.

            

      

2

Изучение нового материала

15 минут

  • Продолжить формирование представлений о строении вещества с точки зрения атомарного строения.
  • Презентация / слайд 18-20/

        

                

Просмотреть слайды  и прочитать материал § 58 ответить на вопросы:

Каков размер атома?

Как найти число молекул?

Каков диаметр молекулы воды?

Заполните таблицу

 

Название величины

значение

Единицы измерения

обозначение

Диаметр атома      

 

 

Диаметр молекулы оливкового масла

 

 

Диаметр молекулы воды  

 

 

 Количество молекул в капле воды

 

 

 

 

Закрепление нового материала

10 минут

4. Решение качественных и расчётных задач.

  

                  

 

Закрепить полученные знания при  решении практических задач

На интерактивной доске Рис.1

          

Составить молекулу воды и углекислого газа.

Рис.2 

Рис.3.

 

Домашнеее задание  3 минуты

Каждому учащемуся раздать памятки о строении вещества и сформулировать домашнее задание

8

Изучить памятку по итогам урока и уметь объяснять явления природы вещества.

§§ 57 – 58. Ответить на вопросы

 

Литература

  1. Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский.-14-е изд.-М.:Просвещение, 2006.-366с.

Приложение 1

Фамилия учащегося _____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название величины

значение

Единицы измерения

обозначение

Диаметр атома      

 

 

 

Диаметр молекулы оливкового масла

 

 

 

Диаметр молекулы воды    

 

 

 

 Количество молекул в капле воды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Приложение 2

 

          Предположение о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых частиц- атомов, было высказано около 2500 лет назад древнегреческими философами Левкиппом и Демокритом. По их представлениям, все тела возникают в результате соединения атомов. Различия в свойствах тел объясняются тем, что тела состоят из различных атомов или одинаковые атомы по-разному соединяются между собой в пространстве.

         Вот примеры некоторых высказываний Демокрита об атомах «Ничего не существует, кроме атомов и пустого пространства; все прочее- мнение», «Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме…», «Различие всех предметов зависит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке; качественного различия атомов не существует».

             Философы Древней Греции рассматривали лишь качественную картину природных явлений, но не исследовали точные количественные закономерности. Поэтому их высказывания о природе вещей не были научной теорией.

             Атомистическая гипотеза широкого распространения долгое время не получала. Такие ученые, как Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, считали, что материя состоит из мельчайших неделимых частиц, и называли их корпускулами или атомами. Однако в их работах не было строгого доказательства существования атомов.

Количественное объяснение атомистической теории было дано Джоном Дальтоном (Англия), Жозефом Луи Гей-Люсаком (Франция) и Амадео Авогадро (Италия).

              Важным этапом в развитии и утверждении атомно-кинетической теории строения вещества была разработка кинетической теории теплоты.

             Значительный вклад в развитие и обоснование корпускулярной гипотезы о природе теплоты внес М.Ломоносов. В 1745г. он дал объяснение явлений теплопроводности, плавления, испарения и ряда других на основе представлений о вращательном движении частиц, из которых состоит тело. Им был сделан вывод о существовании самой низкой температуры тела, соответствующей абсолютному покою составляющих его частиц. Однако в действительности этот процесс оказался сложнее.

              Важные эксперименты, которые заставили усомниться в существовании теплорода, были выполнены в 1798г. английским физиком Б.Румфордом. Он исследовал нагревание тел при трении. Повышение температуры сторонники гипотезы о теплороде объясняли тем, что при трении отрываются частицы, имеющие меньшую теплоемкость, чем само тело, поэтому и выделяется теплота. Румфорд установил, что при трении пушечного ствола тупым сверлом выделяется столько количества теплоты, что никакими изменениями теплоемкости стружек этого не объяснить. Румфорд пришел к выводу о несостоятельности теплородной теории.

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

8


»  Tags for document:

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн