Оформление класса: на столах у учащихся 1. Набор измерительных цилиндров с одинаковым количеством воды;
2. Два куска пластилина.
3. Чашка для впаривания.
4. Набор измерительных цилиндров.
5.Термометр.
6. Воздушный шарик.
На экране – тема урока и презентации: «Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории». Смена слайдов – по щелчку мыши учителем.
Цели урока:
Продолжить формирование представлений о строении вещества, молекулы и атома.
Способствовать формирование коммуникативной компетенции учащихся при работе над демонстрациями в малых группах.
· Создать условия для формирование у учащихся навыка сопоставления, анализирования и аргументации полученных знаний и результатов деятельности.
Этапы работы
Содержание этапа
Для учителя
Для учащихся
1
Организационный момент
12 минут
постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока.
Способствовать процессу воспроизводства полученных знаний из курса «Первоначальные сведения о строении вещества» 7 класс и «Количество теплоты» 8 класс
Вспомнить ранее известные знания о строении вещества из окружающей жизни, физики и химии.
определение целей и задач, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока
Организовать визуальное воспроизведение через исторический экскурс в развитие взглядов на природу строения вещества.
Применить полученные знания для демонстрации доказательства молекулярного строения вещества
описание методов организации работы учащихся на данном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность
Презентация исторического материала.
1. История вопроса –
Предположение о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых частиц- атомов, было высказано около 2500 лет назад древнегреческими философами Левкиппом и Демокритом. По их представлениям, все тела возникают в результате соединения атомов. Различия в свойствах тел объясняются тем, что тела состоят из различных атомов или одинаковые атомы по-разному соединяются между собой в пространстве.
Вот примеры некоторых высказываний Демокрита об атомах «Ничего не существует, кроме атомов и пустого пространства; все прочее- мнение», «Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме…», «Различие всех предметов зависит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке; качественного различия атомов не существует».
Философы Древней Греции рассматривали лишь качественную картину природных явлений, но не исследовали точные количественные закономерности. Поэтому их высказывания о природе вещей не были научной теорией.
Атомистическая гипотеза широкого распространения долгое время не получала. Такие ученые, как Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, считали, что материя состоит из мельчайших неделимых частиц, и называли их корпускулами или атомами. Однако в их работах не было строгого доказательства существования атомов.
Количественное объяснение атомистической теории было дано Джоном Дальтоном (Англия), Жозефом Луи Гей-Люсаком (Франция) и Амадео Авогадро (Италия).
Важным этапом в развитии и утверждении атомно-кинетической теории строения вещества была разработка кинетической теории теплоты.
С XVII в. существовали две гипотезы о природе теплоты. Согласно первой теплота представляет особый вид материи - теплород. Содержание теплорода в теле определяет его температуру, процессы теплообмена обусловлены переходами теплорода из одного тела в другое. На основе представлений о теплороде сформировались такие понятия как «количество теплоты», «теплоемкость» и др.
Вторая гипотеза теплоты – корпускулярная - объясняла все тепловые явления движения частиц, из которых состоят тела. Значительный вклад в развитие и обоснование корпускулярной гипотезы о природе теплоты внес М.Ломоносов. В 1745г. он дал объяснение явлений теплопроводности, плавления, испарения и ряда других на основе представлений о вращательном движении частиц, из которых состоит тело. Им был сделан вывод о существовании самой низкой температуры тела, соответствующей абсолютному покою составляющих его частиц. Однако в действительности этот процесс оказался сложнее.
Важные эксперименты, которые заставили усомниться в существовании теплорода, были выполнены в 1798г. английским физиком Б.Румфордом. Он исследовал нагревание тел при трении. Повышение температуры сторонники гипотезы о теплороде объясняли тем, что при трении отрываются частицы, имеющие меньшую теплоемкость, чем само тело, поэтому и выделяется теплота. Румфорд установил, что при трении пушечного ствола тупым сверлом выделяется столько количества теплоты, что никакими изменениями теплоемкости стружек этого не объяснить. Румфорд пришел к выводу о несостоятельности теплородной теории.
В 1827г. английский ботаник Броун Р. обнаружил движение мелких твердых частиц, находящихся в жидкости или газе. Факт существования броуновского движения свидетельствует о дискретном строении вещества и беспорядочном движении молекул.
Важную роль в подтверждении справедливости МКТ сыграли опыты французского физика Ж.Перрена по изучению количественных закономерностей броуновского движения, выполненные в 1908-1911г. Эти опыты были поставлены после того, как А.Эйнштейн в 1905г на основе МКТ разработал теорию броуновского движения. Наблюдения Перрена полностью подтвердили этот результат.
Организация демонстраций, доказывающих молекулярное строение вещества /сжатие воздушного шарика, диффузия в жидкости, пластичность нагретого пластилина, расширение нагретых тел, измельчение веществ/.
Постановка учебной проблемы для дальнейшего раскрытия темы урока.
/ Что же надо изучать дальше, если мы уже практически знаем о строении вещества/.
Предположение о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых частиц- атомов, было высказано около 2500 лет назад древнегреческими философами Левкиппом и Демокритом. По их представлениям, все тела возникают в результате соединения атомов. Различия в свойствах тел объясняются тем, что тела состоят из различных атомов или одинаковые атомы по-разному соединяются между собой в пространстве.
Вот примеры некоторых высказываний Демокрита об атомах «Ничего не существует, кроме атомов и пустого пространства; все прочее- мнение», «Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме…», «Различие всех предметов зависит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке; качественного различия атомов не существует».
Философы Древней Греции рассматривали лишь качественную картину природных явлений, но не исследовали точные количественные закономерности. Поэтому их высказывания о природе вещей не были научной теорией.
Атомистическая гипотеза широкого распространения долгое время не получала. Такие ученые, как Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, считали, что материя состоит из мельчайших неделимых частиц, и называли их корпускулами или атомами. Однако в их работах не было строгого доказательства существования атомов.
Количественное объяснение атомистической теории было дано Джоном Дальтоном (Англия), Жозефом Луи Гей-Люсаком (Франция) и Амадео Авогадро (Италия).
Важным этапом в развитии и утверждении атомно-кинетической теории строения вещества была разработка кинетической теории теплоты.
Значительный вклад в развитие и обоснование корпускулярной гипотезы о природе теплоты внес М.Ломоносов. В 1745г. он дал объяснение явлений теплопроводности, плавления, испарения и ряда других на основе представлений о вращательном движении частиц, из которых состоит тело. Им был сделан вывод о существовании самой низкой температуры тела, соответствующей абсолютному покою составляющих его частиц. Однако в действительности этот процесс оказался сложнее.
Важные эксперименты, которые заставили усомниться в существовании теплорода, были выполнены в 1798г. английским физиком Б.Румфордом. Он исследовал нагревание тел при трении. Повышение температуры сторонники гипотезы о теплороде объясняли тем, что при трении отрываются частицы, имеющие меньшую теплоемкость, чем само тело, поэтому и выделяется теплота. Румфорд установил, что при трении пушечного ствола тупым сверлом выделяется столько количества теплоты, что никакими изменениями теплоемкости стружек этого не объяснить. Румфорд пришел к выводу о несостоятельности теплородной теории.