7 ФМП "Детская книга: прошлое и современность"
Номинация "Конкурс внеклассных мероприятий"
участник: Аракелян Виолета Амаяковна, учитель начальных классов МБОУ "Семьинская ООШ" Юрьев-Польского района Владимирской области
Конкурсная программа для учащихся начальных классов
"В гостях у дедушки Крылова"
Цель: обобщить и углубить знания учащихся о творчестве И.А.Крылова.
Задачи:
1. укрепить интерес к творчеству И.А.Крылова;
2. способствовать развитию чувства взаимопомощи;
3. развивать творческие способности учащихся
4. развивать речь учащихся.
5. развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
6. формировать умения слушать и слышать собеседника, учить совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им.
Оборудование: портрет И. А. Крылова, выставка книг с баснями Крылова, рисунки детей к басням И. А. Крылова.
Вступительное слово учителя:
Нет в нашей стране ребёнка, который бы не читал и не заучивал наизусть ЕГО басен. Нет взрослого человека, который бы хоть раз не произнёс какого-нибудь изречения баснописца, возможно, даже не подозревая, что цитирует ЕГО.
Трудно представить себе русскую жизнь и русскую литературу без его мудрого, блестящего, остроумного слова.
- О ком я говорю?
- Об Иване Андреевиче Крылове.
“Дедушка Крылов” - так говорили, когда он был жив, так говорили дети последующих поколений, так говорите вы сейчас.
А знаете ли вы, что 2014 год для Крылова – юбилейный. В этом году исполняется 240 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. Дети очень любят читать, инсценировать, цитировать басни Крылова. Свою любовь к баснописцу они подчёркивают, называя Крылова – дедушкой. И так наше занятие я бы назвала «В гостях у дедушки Крылова».
Мы вспомним басни Крылова, проверим, кто из вас внимательно их читал , и главное правильно понял, что хотел донести до нас баснописец. Занятие мы проведём в форме командной игры. Нам надо разделиться на команды, а для этого предлагаю сыграть в игру в парах сменного состава «Суета».
Игра «Суета»
Правила игры :
Учитель раскладывает на столе карточки, на которых записаны отдельные отрывки из четырёх басен Крылова (то есть каждая басня печатается на листе, а затем разрезается на 5 частей по 3 - 4 предложения), и отдельно названия басен. Каждый ученик должен по сигналу взять только одну карточку с текстом. Взял, прочитал, вспомнил название басни и начинает искать другие части, составляющие единое целое. Дети передвигаются по классу, заглядывают в «чужие» карточки - игра «суета». Таким образом, ребята объединяются в группы. (Примечание: если в классе учеников мало, то команд может быть 3, соответственно и басен - 3 . Второй вариант: текст басни делится не на 5, а на 4 части)
1-я группа сложила басню «Зеркало и Обезьяна»
2-я группа сложила басню «Лебедь, Щука и Рак»
3-я группа сложила басню «Мартышка и Очки»
4-я группа сложила басню «Стрекоза и Муравей»
Каждая группа зачитывает составленную басню.
У нас получилось 4 группы, это и будут наши 4 команды. Названия команд будут соответствовать названию басни, которую они составили.
Дети садятся командами, выбирают командира. Учитель называет членов жюри и игра начинается. Правила игры: Команды будут получать одинаковые задания, распечатанные на листах. По команде начинают выполнять задания. Команда, выполнившая задание раньше других будет получать бонус – 1 балл. В каждом конкурсе за правильно выполненное задание даётся 1 балл. Победителем объявляется команда, набравшая максимальное количество баллов.
1конкурс: Кому принадлежат слова?
• «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» ( Лисице из басни «Ворона и Лисица»)
• «Все про очки лишь мне налгали: А проку на волос нет в них». («Мартышка и очки»)
• «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш счастливый сват и кум…» (Волку из басни «Волк на псарне»)
• «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой….» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)
• «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите» ( Мартышке из басни «Квартет»)
2 конкурс: “Пословица недаром молвится”.
К каким басням можно использовать пословицу в качестве поучительного вывода – морали?
1) Сила закон ломит. (“Волк и Ягненок”)
2) Зеркало не виновато, что рожа кривовата. (“Зеркало и Обезьяна”)
3) Взялся за гуж, не говори, что не дюж. (“Лебедь,Щука и Рак”)
4) Всякий совет к разуму хорош. (“Квартет”)
5) Дурак дурака хвалит. (“Кукушка и Петух”)
6) Надоел хуже горькой редьки. (“Демьянова уха”)
7) Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь. (“Стрекоза и Муравей”)
3 конкурс «Найди пару» Каждая команда получает по два комплекта карточек. Задача команды- найти начало и конец фразы (дается по 1 баллу за каждый правильный ответ).
• А Васька слушает… (да ест). «Кот и повар»
• Да только воз… (и ныне там). «Лебедь, Рак и Щука»
• А ларчик просто… (открывался). «Ларчик»
• Ты виноват уж тем… (что хочется мне кушать). «Волк и Ягненок»
• Оглянуться не успела… (как зима катит в глаза). «Стрекоза и Муравей»
• Чтоб музыкантом быть…(так надобно уменье) «Квартет»
• А вы, друзья, как ни садитесь… (все в музыканты не годитесь) «Квартет»
• Кукушка хвалит Петуха (за то, что хвалит он Кукушку) «Кукушка и Петух»
• Чем кумушек считать, трудиться… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?) «Зеркало и Обезьяна»
• Ай, Моська! знать, она сильна… (что лает на Слона) «Слон и Моська»
4конкурс: В какой басне была такая мораль?
• «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь»).
• «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица»)
• «Когда в товарищах согласья не, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, Щука и Рак»)
• «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдет на лад…» («Щука и Кот»)
• «Случается нередко нам и труд и мудрость видеть там, где стоит догадаться за дело просто взяться» («Ларчик»)
5 конкурс: - конкурс капитанов: Закончи предложение:
1. «Ты всё пела? Это дело:…» (так поди же, попляши)
2. «А вы, друзья, как не садитесь…» (все в музыканты не годитесь)
3. «У сильного всегда…»( бессильный виноват)
4. «А Васька слушает да …» (да ест)
5. «Сильнее кошки…» ( зверя нет)
6. «Когда в товарищах согласья нет…» (на лад их дело не пойдет)
7. «И в сердце льстец всегда отыщет…» (уголок) .
6 конкурс: К кому обращены эти слова?
• «Послушай – ка, дружище! Ты, оказывается, петь великий мастерище! (к Соловью из басни «Осел и Соловей»)
• «Смотри – ка – говорит , - кум милый мой! Что там за рожа? (к Медведю из басни «Зеркало и Обезьяна»)
• «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? ( к Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)
• «Соседка перестань срамиться, - Ее шавка говорит, тебе ль с Слоном возиться?» (к Моське из басни «Слон и Моська»)
• «Соседушка, я сыт по горло» (к Демьяну из басни «Демьянова уха»)
7 Конкурс Кроссворд «И.А.Крылов»
Слова в кроссворде пишем в именительном падеже.
1. «На ту беду… близехонько бежала» (Лиса)
2. «Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть… (Квартет)
3. «Знать она сильна, что лает на Слона.» Кто она? (Моська)
4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона)
5. «Вороне где- то бог послал кусочек…» (Сыр)
6. «По улицам … водили, как видно на показ». (Слон)
7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (Очки)
8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И надо же беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал …» (Волк)
8 Конкурс «Иллюстраторы»
Перед вами иллюстрации к басням Крылова. Запишите названия басен, к которым сделаны иллюстрации.
9.Конкурс «Собери пазл». Команды получают иллюстрацию к басне, разрезанную на 12 частей. Надо собрать картинку, вспомнить название басни.
10.Конкурс Команды инсценируют басни. Басни из числа тех, что были составлены в начале занятия во время игры «Суета».
Слово жюри. Жюри подводит итоги игры. Называют победителей.
Заключительное слово учителя: И Крылов, и его басни живы. И учат нас видеть окружающую действительность и себя не в кривом, а в правдивом зеркале, предлагая примерить ту или иную басню на себя. Крылов смог создать удивительный басенный мир. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. «Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.
Источники:
http://narodstory.net/krilov.php - басни
http://top-antropos.com/literature/item/544-strekoza-i-muravej иллюстрации
http://festival.1september.ru/articles/560018/
|