Урок литературы в 10 классе по теме М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки.
Submitted by Ольга Игоревна Забелина on чт, 05/06/2014 - 09:36
Цель: познакомить учащихся с личностью писателя; раскрыть художественное своеобразие сказок Щедрина и их значение для общества.
Ход урока:
Оргмомент.
Приятно говорить о том, что радует, доставляет удовольствие. Гораздо труднее произносить необходимые, но горькие истины. Такой смелостью несомненно обладает писатель-сатирик.
Сообщение темы и целей урока.
Наше знакомство с писателем-сатириком мы начнём с рассказа А.И. Куприна «Исполин» (чтение рассказа учителем).
- Каким вы увидели сатирика в этом рассказе?
Обращение к эпиграфу урока (Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни.И.М. Сеченов). Давайте узнаем, в какой атмосфере рос и формировался будущий писатель-сатирик.
Сообщение учащихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина (учащиеся выступают с приготовленными дома презентациями).
Творчество Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки. Форму литературной сказки использовали до Щедрина многие. Но сказки Щедрина отличаются. Его сказки — это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. Всего написано 32 сказки. 28 созданы в течение 4-х лет (1882-1886). Цель сказок — пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
Каковы же объекты сатиры Щедрина?
Сатирические приёмы, используемые Щедриным?
Давайте посмотрим, как всё вышесказанное находит отражение в одной из первых сказок Щедрина «Дикий помещик»
- какие сатирические приёмы использует Щедрин для раскрытия «помещичьей» темы.
Анализ сказки «Дикий помещик» по плану
В этой сказке встречаются фольклорные элементы.
Д/З составить таблицу «Сказки Щедрина — русские народные сказки» (общие черты; черты отличия)
Хотя сказки Щедрина создавались более 130 лет назад, в определённое историческое время, при определённом строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы 19 века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок не перестают удивлять.
Просмотр мультфильма «Премудрый пескарь».
Заполнить таблицу .
Проверка таблицы.
Подведение итогов урока.
- Каково же значение сказок Щедрина для современников?