Практическая работа в 8 классе по теме «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА«Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» исследовательского характера.
Разработана учителем химии МОУ СОШ №4 г. Полярные Зори Мурманской области
Задание для 1 ряда: «Осуществить реакции, характерные для раствора соляной кислоты».
I.Мотивация:
В XVIII веке, подробно исследовав состав соляной кислоты, английский химик Гемфри Дэви не нашел в ней кислорода. Зато водород обнаруживался и в ней, и во всех известных тогда кислотах, причем в обязательном порядке. Поэтому Г.Дэви сделал предположение, что именно водород «отвечает» за общие свойства кислот (кислый вкус, одинаковую окраску индикаторов и т. д.). К этой мысли приходили потом и другие химики.
Представьте себя одним из химиков и докажите опытным путем, что соляная кислота обладает химическими свойствами, сходными со свойствами растворов других кислот, например серной.
Цели исследования:
- опираясь на теоретические знания общих химических свойств кислот, предположите химические свойства соляной кислоты;
литература (учебник 8 класса), раздаточный материал с алгоритмом работы.
II. Ход работы:
1.При выполнении работы заполните таблицу, руководствуясь предложенным алгоритмом (см. ниже).
2. Таблица:
Свойства \ Этапы работы
Теоретический анализ
Прогнозирование
(предполагаемые химические свойства с уравнениями реакций в молекулярном виде)
Эксперимент (и уравнения реакций в сокращенном ионном виде)
Выводы
1.Изменение цвета индикатора.
2.Взаимодействие с металлами.
3. Взаимодействие с оксидами металлов.
4. Взаимодействие с гидроксидами металлов.
5. Взаимодействие с солями.
III. Интеллектуальная часть:
Выполните следующие задания:
1-й уровень: перед вами учитель поставил три пробирки, наполненные одинаковыми по внешнему виду жидкостями. Но предупредил, что только одна пробирка содержит соляную кислоту, а в других находятся вода и щелочь. Ваша задача теоретически с помощью индикаторов определить, в какой из пробирок находится кислота.
2-й уровень: В трёх склянках, с которых отлетели этикетки с названием веществ, находятся растворы соляной, серной и фосфорной кислот. Используя таблицу «Определение ионов» (учебник, стр.181-182), теоретически найдите каждое вещество.
3-й уровень: В школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты, и к концу урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно токсичен и при вдыхании оказывает раздражающее действие, ученики не почувствовали никакого постороннего запаха. Сколько молекул HCl оказалось в воздухе, если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна 1 г?
АЛГОРИТМ (в виде направляющих вопросов):
I.Теоретический анализ:
Используя текст учебника (стр. 70, 157-159) или записи в тетрадях, ответьте на вопросы, какими химическими свойствами могут обладать растворы кислот и запишите их в таблицу:
1.Как в кислотах изменяют цвет индикаторы (учебник, стр.70)?
2.С какими металлами могут взаимодействовать кислоты (учебник, стр. 158)?