Тема
|
Вирусы- неклеточная форма жизни
|
Цель
|
Способствовать усвоению знаний о истории открытия вирусов их строении, многообразии происхождении и значении ; формирование способности учащихся работать с компьютером и текстом презентации,а также с текстом учебника.
|
Задачи
Тип урока:
Методы и приемы:
|
Образовательная: сформировать знания о происхождении, истории открытия, строении, многообразии и значении вирусов как неклеточной формы жизни.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений выражать мысли в словесной форме; развивать умение учащихся работать с текстом учебника и презентаций при выполнении заданий;
Воспитывающая: способствовать выработке умения осознанно трудиться над поставленной целью; бережно относиться к ИКТ и оборудованию; формировать аккуратность при
оформлении заданий в тетради
Урок открытия нового знания
Словесные: беседа, рассказ; технические- показ презентаций ;
Наглядные: демонстрация изобразительных средств –таблиц с изображением вирусов, портрета Д.И.Ивановского, газеты «СПИД- пора действовать.»
Практические: Распознавание и определение объектов, наблюдение, заполнение таблицы в тетради «Характерные особенности вирусов»
|
Основное содержание темы, термины и понятия
|
Вирусы- неклеточная форма жизни, их строение и многообразие и значение;
Термины и понятия: вирусы, вирион, капсид, ДНК или РНК содержащие,
|
Планируемые результаты
|
Личностные
- сформировать познавательный интересы и мотивы, направленные на изучение строения, многообразия и значения вирусов;
-уметь анализировать, делать выводы
- воспитывать культуру общения , потребность в здоровом образе жизни
|
Метапредметные
Познавательные:
- развивать умение работать с текстом учебника; преобразовывать информацию из одной формы в другую- из текстовой в табличную
-выполнять задания учителя и слушая сообщения обучающихся о результатах своей работы над проектами, сопровождающиеся презентациями.
Регулятивные:
- умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно из курса 9класса о вирусах и усвоено о строении многообразии и значении вирусов на уроке в 10 классе;
- составление плана и последовательности действий при изучении материала урока.
- оценка результатов работы;
Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в процессе выполнения работы с текстом учебника и в процессе прослушивания презентаций ;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи.
|
Предметные
- выделять существенные признаки строения и особенности жизнедеятельности вирусов ;
- различать на рисунках таблицах и во время просмотра презентаций вирусы растений, животных и человека
- сравнивать биологических объектов, овладеть методом наблюдения
|
Организация образовательного пространства
|
Межпредметные связи
|
Ресурсы
|
Формы работы
|
Информатика (заполнение таблицы на интер. доске)
Создание презентаций ученицами по своим проектам;
|
Технические: интерактивная доска, компьютер; проектор;
Программные: презентации по проектам учащихся « Вирусы неклеточные формы жизни» Коршунова Л. и «СПИД- загадка века» Башекина Н., учебник «Общая биология « 10- 11 класс В.В.Пасечника и др.
|
фронтальная -
индивидуальная
в паре -
|
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
|
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
|
Цели деятельности
|
Актуализация темы. Вызов с использованием метода «кластер»
и постановка проблемного вопроса
Учитель:Сегодня мы познакомимся с уникальными организмами невидимого нам мира. Стихийное зло эволюции назвали ученые эти сверхмельчайшие формы жизни, это внутриклеточные паразиты и вне клетки они не могут проявлять никаких свойств жизни. Что это за организмы?
Обучающиеся: Это вирусы.
Учитель: Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока. (слайд№ 1)
|
Планируемый предметный результат
|
Мотивация учащихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала.
|
Учитель: Определим круг вопросов, которые мы сегодня рассмотрим, что вы уже знаете о вирусах, что бы хотели узнать? ( Слайд №2)
Обучающиеся пишут на доске : вирусы, неклеточная форма жизни, не имеют цитоплазмы, ядра, отличаются от живых организмов, имеют некоторые признаки живого и тд.
Учитель: запишем план урока в тетрадях ( слайд 3)
Зимой очень часто возникают вспышки гриппа, вирусы быстро распространяются воздушно- капельным путем и поражают людей, прививки поставленные от гриппа мало помогают. Почему от сезонного вируса гриппа трудно защититься, впрочем как и от других многочисленных вирусных заболеваний. Поставим пере собой проблемный вопрос: Почему с вирусами – возбудителями заболеваний так трудно бороться и полностью их уничтожить? На этот вопрос мы должны будем ответить в процессе изучения нового материала. (слайд 5)
|
На основе анализа имеющихся знаний выявить «область незнания», поставить перед собой цель работы.
Поставить проблемный вопрос.
|
II этап Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)
|
Цели деятельности
|
Учебные задания и методы работы с информацией.
|
Планируемый предметный результат
|
Деятельностная цель:
Формирование способности учащихся к новым способам действия в процессе целеполагания и выполнения заданий учителя в процессе изучения нового материала.
|
Учитель: Вирусы- латинское слово Virus- яд. Почему вирусы так назвали?
Ответ: Вирусы – это внутриклеточные паразиты, которые живут в клетках различных организмов, живут за их счет и отравляют их?
Учитель: Что же собой представляют вирусы и какое они имеют строение и каковы особенности жизнедеятельности этой формы жизни, какое они имеют значение в природе и жизни человека? Изучая статьи учебника, слушая сообщения учащихся
Заполните в течение урока следующую таблицу( Слайд 6)
Характерные особенности вирусов
Сходство с живыми организмами
|
Отличия от живых организмов
|
Специфические черты, характерные только для вирусов
|
|
|
|
А сейчас прочитайте статью учебника «Строение вирусов» параграф 20, зарисуйте их строение и ответьте на вопрос что же такое «вирусы»?
Ответ: Это неклеточная форма жизни. Они состоят из белкового капсида и нуклеиновой кислоты ДНК (Бактериофаг) или РНК ( Вирус табачной мозаики).Некоторые вирусы, например Вирус гриппа или герпеса, покидая клетку – хозяина , захватывают участок клеточной мембраны и образуют из нее дополнительную оболочку поверх своего капсида. Вирусы не имеют ядра, оболочки, цитоплазмы и других органоидов клетки, поэтому они не имеют собственного обмена веществ и вне клетки не проявляют свойств живого.
Сообщение учащегося о размножении вирусов. Смотрите в учебнике рис № 39 « Схема размножения вирусов»
Учитель:А теперь смотрим презентацию и слушаем сообщение Коршуновой Лены по ее проекту « Вирусы- неклеточная форма жизни».
Смотрим и слушаем презентацию Башекиной Насти по ее проекту « Об этом должен знать каждый». И не забываем при этом заполнять таблицу и думать над проблемным вопросом.
Проверяем заполнение таблицы. Слайд №7
|
Личностный:
- выделять и находить в тексте термины и понятия,
- воспитать культуру общения и потребность в здоровом образе жизни;
- осознать социальную, практическую и личностную значимость
Изучаемого материала;
Предметный:
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
-Изучить характерные особенности вирусов, выявить сходство и различие вирусов с другими формами жизни; выявить специфические черты, характерные только для вирусов.
- выделять существенные признаки строения и особенности жизнедеятельности вирусов.
-умение правильно вести записи в тетради, выделяя главное;
- структурирование знаний в процессе заполнения таблицы.
|
III этап Диагностика качества освоения темы
|
Цели деятельности
Установить степень усвоения темы « Вирусы – неклеточная форма жизни»
|
Учитель: Мы познакомились сегодня на уроке с вирусами - неклеточной формой жизни на нашей планете. По выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медовара: Вирусы- это плохие новости с упаковке из белка;
Проверьте свои знания выполнив следующие задания
(
Слайд№8)
Выберите утверждения , которые на ваш взгляд, являются правильными:
1.Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной оболочке.
2.Самые крупные вирусы можно увидеть в хороший световой микроскоп.
3.Вирусы- это мельчайшие живые организмы.
4.Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.
5.Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают.
6.Вирусы были открыты в 19 веке.
7. Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна.
8.Вирус СПИДа (ВИЧ), попав в организм, постепенно убивает все его клетки.
9. Вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую систему биомолекулярного уровня.
Правильные ответы: 1; 2; 6; 9;
Учитель Вспомним проблемный вопрос, который поставили в начале урока и постараемся на него ответить.
Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Слайд № 9
Ответ: 1.Маленькие размеры;
2.Быстро приспосабливаются
3.Встраиваются в чужие клетки и полностью их подчиняют, ( клетки начинают синтезировать генетический материал вируса)
4.Изменчивы, быстро меняются, мутируют.
|
Планируемый предметный результат
Личностный:
- творческое отношение
к процессу выбора и выполнения заданий;
Познавательный:
-Умение использовать методы наблюдения и сравнения биологических объектов.
Регулятивный:
-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии,к волевому усилию и к преодолению препятствий ;
Коммуникативный:
- разрешение конфликтов в процессе обсуждения правильных ответов, культура поведения и речи.
|
|
|
|
IV этап. Рефлексивная деятельность
|
Цели деятельности
|
Самоанализ и самооценка
ученика
|
Планируемый предметный результат
|
-соотносить полученный результат с поставленной целью;
-оценить результат своей деятельности;
- оценить свое эмоциональное состояние
|
Самоанализ
I. Задание на самоанализ
Самооценка
II. Задание на самооценку. Закончите предложения:
Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..
Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………
|
Учащиеся усвоили изучаемый материал в полной мере, как это было запланировано.
|
|
|
|
|