Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Основы цитологии

Размещено: Елена Дмитриевна Солодкова - пн, 02/06/2014 - 15:52
Данные об авторе
Регион: 
Курганская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Биология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>форма урока фгос</p>
 

 Урок   биологии     в 10   классе

с использованием современных образовательных технологий

Тема: «Основы цитологии»  урок № 20 « Вирусы- неклеточная форма жизни»

 

Учитель биологии Солодкова Елена Дмитриевна.  Глядянская СОШ

Тема

Вирусы- неклеточная форма жизни

Цель

 

Способствовать усвоению  знаний о истории открытия вирусов их строении, многообразии происхождении и значении ; формирование способности учащихся работать с компьютером и текстом презентации,а также с текстом учебника.

Задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока:

 

Методы и приемы:

Образовательная: сформировать  знания  о происхождении, истории открытия, строении, многообразии и значении вирусов как неклеточной формы жизни.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений выражать мысли в словесной   форме; развивать умение учащихся работать с текстом учебника и презентаций при выполнении заданий;

Воспитывающая: способствовать выработке умения осознанно трудиться над поставленной целью; бережно относиться к ИКТ и оборудованию; формировать аккуратность  при

оформлении заданий в тетради

 

 

Урок открытия  нового знания

 

Словесные: беседа, рассказ; технические- показ презентаций ;

 

Наглядные: демонстрация изобразительных средств –таблиц с изображением вирусов, портрета Д.И.Ивановского, газеты «СПИД- пора действовать.»

 

Практические: Распознавание и определение объектов, наблюдение, заполнение таблицы в тетради  «Характерные особенности  вирусов»

Основное содержание темы, термины и  понятия

Вирусы- неклеточная форма жизни, их строение и многообразие и значение;

Термины и понятия: вирусы, вирион, капсид, ДНК или РНК содержащие,

 

Планируемые результаты

 

Личностные

 

сформировать познавательный интересы и мотивы, направленные на изучение строения, многообразия и значения вирусов;

-уметь анализировать, делать выводы

- воспитывать культуру общения , потребность в здоровом образе жизни

 

 

Метапредметные

Познавательные:

- развивать умение работать с текстом учебника;  преобразовывать информацию из одной формы в другую- из текстовой в табличную

-выполнять задания учителя и слушая сообщения обучающихся о результатах своей работы над проектами, сопровождающиеся презентациями.

Регулятивные:

-  умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно из курса  9класса о вирусах и усвоено о строении многообразии и значении вирусов на уроке в 10 классе;

- составление плана и последовательности действий  при изучении материала урока.

- оценка результатов работы;

Коммуникативные:

- планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем  в процессе выполнения  работы с текстом учебника и в процессе прослушивания презентаций ;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные

 

- выделять существенные признаки строения и особенности жизнедеятельности вирусов ;

 

- различать на рисунках таблицах и во время просмотра презентаций  вирусы растений, животных и человека

 

- сравнивать биологических объектов, овладеть  методом наблюдения

 

 

 

 

 

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Информатика (заполнение таблицы на интер. доске)

Создание презентаций ученицами по своим проектам;

Технические: интерактивная доска, компьютер; проектор;

Программные: презентации   по проектам  учащихся « Вирусы неклеточные формы жизни» Коршунова Л.  и   «СПИД- загадка века» Башекина Н.,  учебник «Общая биология « 10- 11 класс  В.В.Пасечника  и др.

фронтальная  -

индивидуальная

в паре  -

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цели деятельности

Актуализация темы. Вызов с использованием метода «кластер»

и постановка проблемного вопроса

Учитель:Сегодня мы познакомимся с уникальными организмами невидимого нам мира. Стихийное зло эволюции назвали ученые эти сверхмельчайшие формы жизни, это внутриклеточные паразиты  и вне клетки они не могут проявлять никаких свойств жизни Что это за организмы?

Обучающиеся: Это вирусы.

   Учитель: Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока. (слайд№ 1)

Планируемый  предметный результат

 

 Мотивация учащихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала.

Учитель: Определим круг вопросов, которые мы сегодня рассмотрим, что вы уже знаете о вирусах, что бы хотели узнать?        ( Слайд №2)

Обучающиеся пишут на доске : вирусы, неклеточная форма жизни, не имеют цитоплазмы, ядра, отличаются от живых организмов, имеют некоторые признаки живого и тд.

Учитель:  запишем план урока  в тетрадях ( слайд 3)

Зимой очень часто возникают вспышки гриппа, вирусы быстро распространяются воздушно- капельным путем и поражают людей, прививки поставленные от гриппа мало помогают. Почему от сезонного вируса гриппа трудно защититься, впрочем как и от других многочисленных вирусных заболеваний. Поставим пере собой проблемный вопрос: Почему с вирусами – возбудителями заболеваний так трудно бороться и полностью их уничтожить? На этот вопрос мы должны будем ответить в процессе изучения нового материала.  (слайд 5)

На основе анализа имеющихся знаний выявить «область незнания», поставить перед собой цель работы.

 

 

 

 

 

Поставить проблемный вопрос.

 

II этап Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)

 

Цели деятельности

 

Учебные задания и методы работы с информацией.

Планируемый  предметный результат

 

 

Деятельностная цель:

 

Формирование способности учащихся к новым  способам действия  в процессе целеполагания и выполнения заданий учителя в процессе изучения нового материала.

Учитель:   Вирусы- латинское слово Virus- яд. Почему вирусы так назвали?

Ответ: Вирусы – это внутриклеточные паразиты, которые живут в клетках различных организмов,  живут за их счет  и отравляют их?

Учитель: Что же собой представляют вирусы и какое они имеют строение и каковы особенности жизнедеятельности этой формы жизни, какое они имеют значение в природе и жизни человека? Изучая статьи учебника, слушая сообщения учащихся

Заполните в течение урока следующую таблицу( Слайд 6)

          Характерные особенности вирусов

Сходство с живыми организмами

Отличия от живых организмов

Специфические черты, характерные только для вирусов

 

 

 

 

 А сейчас прочитайте статью учебника «Строение вирусов» параграф 20, зарисуйте их строение и ответьте на вопрос что же такое «вирусы»?

Ответ: Это неклеточная форма жизни. Они состоят из белкового капсида и нуклеиновой кислоты ДНК (Бактериофаг) или РНК ( Вирус табачной мозаики).Некоторые вирусы, например Вирус гриппа или герпеса, покидая клетку – хозяина , захватывают участок клеточной мембраны и образуют из нее дополнительную оболочку поверх своего капсида. Вирусы не имеют ядра, оболочки, цитоплазмы и других органоидов клетки, поэтому они не имеют собственного обмена веществ и вне клетки  не проявляют свойств живого.

Сообщение учащегося о размножении вирусов. Смотрите в учебнике  рис № 39  « Схема размножения вирусов»

Учитель:А теперь  смотрим презентацию и слушаем сообщение Коршуновой Лены по ее проекту « Вирусы- неклеточная форма жизни».

Смотрим и слушаем презентацию Башекиной Насти по ее проекту « Об этом должен знать каждый». И не забываем при этом заполнять таблицу и думать над проблемным вопросом.

 Проверяем заполнение таблицы. Слайд №7

Личностный:

выделять и находить в тексте термины и понятия,

- воспитать культуру общения и потребность в здоровом образе жизни;

- осознать социальную, практическую и личностную значимость

Изучаемого материала;

Предметный:

- расширение понятийной базы за счет включения в нее  новых элементов.

-Изучить характерные особенности вирусов, выявить сходство и различие  вирусов с другими формами жизни; выявить специфические черты, характерные только для вирусов.

- выделять существенные признаки строения и особенности жизнедеятельности вирусов.

-умение правильно вести записи в тетради, выделяя главное;

- структурирование знаний в процессе заполнения таблицы.

III этап   Диагностика качества освоения темы

Цели деятельности

 

 

 

 

 

 

Установить степень усвоения темы « Вирусы – неклеточная форма жизни»

 

Учитель: Мы познакомились сегодня на уроке с вирусами - неклеточной формой жизни на нашей планете. По выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медовара: Вирусы- это плохие новости с упаковке из белка;

Проверьте свои знания выполнив следующие задания

(

Слайд№8)

Выберите утверждения , которые на ваш взгляд, являются правильными:

1.Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной оболочке.

2.Самые крупные вирусы можно увидеть в хороший световой микроскоп.

3.Вирусы- это мельчайшие живые организмы.

4.Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.

5.Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают.

6.Вирусы были открыты в 19 веке.

7. Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна.

8.Вирус СПИДа (ВИЧ), попав в организм, постепенно убивает все его клетки.

9. Вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую систему биомолекулярного уровня.

              Правильные ответы: 1;  2;  6;  9;

Учитель Вспомним проблемный вопрос, который поставили в начале урока и постараемся на него ответить.

Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?  

Слайд № 9

Ответ: 1.Маленькие размеры;

             2.Быстро приспосабливаются

            3.Встраиваются в чужие клетки и полностью их подчиняют, ( клетки начинают синтезировать генетический материал вируса)

              4.Изменчивы, быстро меняются, мутируют.

Планируемый  предметный результат

 

 

 

 

 

 

 

Личностный:

творческое отношение

к процессу выбора и выполнения  заданий;

Познавательный:

-Умение использовать методы наблюдения и сравнения биологических объектов.

Регулятивный:

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии,к волевому усилию и к преодолению препятствий ;

Коммуникативный:

- разрешение конфликтов в процессе обсуждения правильных ответов, культура поведения и речи.

 

 

 

 

IV этап. Рефлексивная деятельность

 

Цели деятельности

 

Самоанализ и самооценка

ученика

Планируемый  предметный результат

 

-соотносить полученный результат с поставленной целью;

-оценить результат своей деятельности;

- оценить свое эмоциональное состояние

 

Самоанализ

I. Задание на самоанализ

Самооценка

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

Учащиеся усвоили изучаемый материал в полной мере, как это было запланировано.

       

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн