Бытует мнение, что воспитание детей не требует специальных знаний, что навыки воспитания приходят сами собой. В какой-то мере это действительно так, обходились же люди на протяжении столетий без знаний педагогики, психологии, опираясь на здравый смысл и житейский опыт. Но с другой стороны, житейский опыт и здравый смысл являются источником некоторых распространенных заблуждений относительно процесса развития и воспитания ребенка. Например, ребенок - это “маленький взрослый”, его развитие подчинено тем же закономерностям, что и взрослых, и нужно только некоторое время (а при желании это время можно и сократить), чтобы “маленький взрослый” превратился в “большого взрослого”.
Другая распространенная иллюзия - проблемы и трудности в развитии возникают внезапно и вдруг, как будто у ребенка не было истории развития, и так словно все предыдущие отношения ребенка и его родителей не имеют никакого отношения к настоящему. Но ребенок совсем не “маленький взрослый”, и он обладает своими детскими особенностями души, совершенно не похожими на особенности души взрослых людей, и в отличии, от развития взрослых, влияние родителей на процесс развития ребенка является определяющим.
Развитие ребенка подчиняется своим закономерностям, так же отличным от закономерностей развития взрослого человека. Каждая стадия развития ребенка отличается своими возрастными задачами (которые решаются им, конечно же, не в умственном плане, а на эмоциональном уровне), и каждая стадия служит фундаментом для последующих.
Например, до 1,5 лет ребенок решает задачу доверия - недоверия окружающему миру, и решает он ее через общение с близкими взрослыми (прежде всего родителями). Ключевая роль на этой стадии принадлежит матери ребенка, которая через свои тепло, заботу и уход формирует у ребенка чувство доверия к миру.
На следующей стадии (1,5 - 4г.) постепенно прогрессирующая независимость ребенка (он уже может передвигаться ползком, позже шагом, развивается речь, способность совершать различные действия с разными предметами) позволят ему перейти к решению второй жизненной задачи - обретению самостоятельности.
Если же близкие взрослые сверх требовательны к ребенку или, наоборот, стремятся делать за ребенка даже то, что он может делать сам, развитие может принять негативную форму - формирование чувства неуверенности в себе, стыдливость. За этой стадией следует период (4-6 лет), когда ребенок овладевает различными социальными ролями, сам ставит себе цели и прилагает усилия к их достижению, активно фантазирует. В целом, данный возраст можно назвать возрастом игры - ребенок охотно экспериментирует с разными ролями, примеривает их на себе и других, либо отказывается от этого и утверждается в какой-то одной роли, например, “плохой”/ “хороший” мальчик/ девочка, демонстрируя это всем окружающим и ожидая соответствующей их реакции похвалы или порицания.
Данный возрастной период сменяется стадией (6-11 лет), возрастная задача которой заключается в освоении ребенком различных умений, в том числе и умения учится, так как в этот период постепенно формируются произвольность (способность управлять своим поведением), готовность к усвоению знаний, стремление делать все хорошо и стремление к соревновательности. Как итог формируется чувство умелости, компетентности, а при негативном варианте развития - чувство неполноценности.
Каждому ребенку требуется профессиональный подход. Психолог в школе – это уже норма.
Мы нередко слышим: зачем нужен психолог в системе дополнительного образования, в чём смысл и задачи его деятельности? Что именно он должен делать в рамках этих целей и задач? Как, какими средствами он может реализовать свою деятельность. Очень важно найти место для профессиональной деятельности, которое соответствует роли и возможностям психолога, определить чёткие границы профессионального взаимодействия психолога дополнительного образования с педагогами и администрацией, учениками и их родителями.
Работа психологической службы должна проводиться в трёх направлениях:
• работа с детьми;
• работа с родителями;
• работа с педагогами.
В некоторых учреждениях разрабатываются материалы «Диагностика обучающихся (в помощь молодому специалисту)», где представляются примерные образцы для составления индивидуальной педагогической диагностики. Используется методика оценки самочувствия ребёнка в коллективе ДШИ.
Цель: получение информации об оценке психологической обстановки в коллективе, что представляется ребёнку наиболее ценным в коллективных отношениях. Вместе с тем, она даёт информацию для уточнения самооценки обучающихся по параметрам:
• авторитет у сверстников;
• уверенность в себе;
• творчество;
• характер.
Психодиагностические данные необходимы для:
• составления социально – психологического портрета обучающегося;
• определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
• выбора средств и форм психологического сопровождения обучающихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Однако диагностика, её данные не могут и не должны становиться самоцелью. Общая цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям – просвещение и консультирование, видится в создании социально – психологических условий для привлечения семьи (чаще всего - родителей) к сопровождению ребёнка в процессе обучения в ДШИ. Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения и развитие ребёнка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства психолога в семейную ситуацию.
Разработана памятка для родителей “Психогигиена детско-родительских отношений”, которая предостерегает родителей от ошибок в воспитании и предлагает использовать данные рекомендации в экстренных случаях.
Одним из основных направлений работы психологической службы является взаимодействие с педагогом. Именно личность педагога определяет качество образования. Весь учебный процесс держится на порой хрупких плечах педагогов. В работе психологической службы учреждения основные силы направляются на здоровье - сберегающие технологии, которые способствуют наиболее продуктивной работе каждого из педагогов.
Работа с педагогами ярко прослеживается в такой форме взаимодействия как психологическое консультирование.
Психологическое консультирование – это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных проблем и профессиональных задач самого педагога. Оно основано на следующих принципах:
• Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
• Формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем;
• Принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
• Распределение профессиональных функций между педагогом и психологом.
Направления работы психолога:
1. Консультирование педагогов дополнительного образования по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия.
2. Налаживание сотрудничества между психологом и педагогами для дальнейшей работы.
3. Социально–посредническая работа психолога в ситуациях решения различных межличностных межгрупповых конфликтов.
Основные вопросы, которые необходимо решить в начале сотрудничества педагога-психолога и педагогов дополнительного образования
1. Необходимо определить, какой характер носят рекомендации психолога педагогам - рекомендательный или обязательный,
2. По какому поводу, и в какой форме может обращаться психолог к родителям, как определяются дни и время проведения обследований учащихся – исходя из достаточно плотного расписания.
3. Как составляется план работы психолога - стихийно, или в соответствии с заранее разработанной психологом стратегией деятельности.
В завершении хотелось бы сказать о Триединстве в образовательном пространстве: Педагог – Ребёнок – Родитель, где каждая его составляющая представляет собой самостоятельное звено и в тоже время только в процессе взаимодействия возможно более качественное и прогрессивное развитие каждого из них.
Пожелания к воспитательному воздействию
1) Давать себе время. Не случается ли, что мы ведем себя с ребенком как самозарядный автомат, не давая себе времени не то что подумать, а просто увидеть, что происходит?
Научимся выдерживать паузы: ориентация, а потом реакция. «Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего». Дети не уважают суетливость. Некоторая медлительность старших всегда действует внушающим образом.
2) Давать ребенку время. «Давай быстрее!». «Ну что же ты застрял!». «Опять возишься!»…
Примерно каждый второй из детей по тем или иным причинам не справляется с темпами, требуемыми со стороны взрослых, и примерно каждый десятый явно медлительней остальных.
Это может быть связано и с какой-то болезнью или задержкой развития; но как правило, это дети совершенно здоровые, и более того, часто весьма одаренные. Таким увальнем, неуклюжим недотепой был и маленький Пушкин, и маленький Эйнштейн. «Тихая вода глубока», им нужно быть медлительными: в свое время догонят и перегонят. РЕБЕНОК - НЕ АВТОМАТ.
Каким же образом ограничивать во времени?
Правильно (если ребенку меньше 7 лет):
«Вот эту башню достроишь, а потом…»,
«Скоро я начну считать до десяти, и когда досчитаю…»,
(позвоню в колокольчик, хлопну в ладоши...)
Правильно (после 7 лет):
«Скоро спать (садиться за уроки, идти домой), приготовься…».
«У тебя еще ровно одиннадцать минут…».
«Поздравляю, сэр, Ваше время истекло. Точность – вежливость королей…»
3) Не внушать отрицательное. «Вот сейчас тебя собака съест». «Вот сейчас отдам тебя дяде (милиционеру, доктору...)!». «Машина задавит». «Простудишься, заболеешь».
Трудно потом освободить ребенка или бывшего ребенка от разрушительного влияния таких «заботливых» предостережений. Даже если тут же забудется, отрицательное внушение сделает свое дело. Страх, ужас, ненависть проснуться в другое время, в другом месте…
4) Давать отдых от внушений, во всяком случае от однообразных внушений. Представим, что с нами будет, если 37 раз в сутки к нам будут обращаться в повелительном тоне, 42 – в увещевательном и 50- в обвинительном. Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы развития неврозов, психозов.
Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицания и прочее, нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений, нужно время от времени распоряжаться собой полностью – нужна своя доля свободы. Без нее задохнется дух.
5) Не создавать «искусственный» образец для подражания.
То и дело слышим, что нам надлежит быть для детей примером, давать образец... Ничего не имеем против, но желательно думать не столько о безупречности образца, сколько о духе взаимоотношений.
Если только они доверительны, если искренни с ОБЕИХ сторон, то и особой безупречности не потребуется. В ЭТОМ СЛУЧАЕ РЕБЕНОК ВОЗЬМЕТ ЛУЧШЕЕ.
Самые скромные наши достоинства смогут вырасти у него в совершенства, а самые тяжкие ошибки, пороки – отринутся или нейтрализуются, растворяться. Такова природа ДОБРА.
О НАКАЗАНИИ
В воспитании ребенка почти невозможно обойтись без наказания. За редким исключением все родители применяют этот метод воспитательного воздействия. И только единственная просьба:
НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ! ЗАЧЕМ?! Не «за что?», а зачем?
Шесть правил для всех
1) Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
2) Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы, нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
3) За один раз – одно. Даже если проступков совершено необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одиночке за каждый.
Салат из наказаний – блюдо не для детской души! Наказание – НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ, чтобы не случилось, не лишайте ребенка награды. Никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было.
4) Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год. (Что-то испортил, стащил, напакостил.)
ОСТАВИТЬ, ПРОСТИТЬ.
Есть риск внушить мысль о возможной безнаказанности? Конечно. Но этот риск не так страшен, как риск задержки душевного развития.
Запоздалые наказания ВНУШАЮТ ребенку прошлое, не дают стать другим.
5) Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем, ни бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
6) Без унижения. Чтобы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.
Ребенку необходима забота, любовь и еще больше - терпение родителей. И в силах родителей создать благоприятный климат для полноценного развития своего ребенка.
Использована литература:
- В.Л. Леви «Нестандартный ребенок»
-из материалов Новосибирской школы искусств
-из материалов Центра Социальной помощи семьи и детям
|