Работа с документами на уроках истории как способ повышения мотивации к изучению предмета
Размещено: Татьяна Вячеславовна Нанобашвили - ср, 28/05/2014 - 11:15
Работа с документами на уроках истории как способ повышения мотивации к изучению предмета.
В этой статье речь пойдет о том, как заинтересовать историей ребят, которые не демонстрирую выраженного интереса к изучению этого предмета в школе. Статья является попыткой обобщения и систематизации десятилетнего опыта преподавания истории в 7-11 профильных математических классах 533 лицея Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Для преподавателя истории в классах математического профиля существует несколько основных трудностей:
во-первых, история не является профильным предметом, а значит, воспринимается большой частью учеников как нечто второстепенное и неважное
во-вторых, на подготовку домашних заданий у ребят совсем мало времени, т.к. основную часть его отнимают задания по математике, физике и т.д.
в-третьих, концентрическая система, делающая ставку на развитие мышления, анализ и сопоставление различных явлений и систем, требует большого объема фактических знаний, без которых ни одно такое сопоставление будет невозможно, в то время как ребята, серьезно занимающиеся в математических кружках с 5 класса, редко имеют достаточный запас таких знаний.
В такой ситуации преподавателю абсолютно необходимо использовать такой подход в подаче материала и такие методы и приемы, которые бы позволили поднять мотивацию у учащихся и тем самым позволили бы накопиться необходимому фактическому материалу.
Одной из главных проблем, с которой приходится сталкиваться учителю истории, является проблема отсутствия у учащихся понимания практической пользы изучения этого предмета в школе. Мы можем говорить детям о том, что знание истории помогает прогнозировать последствия наших действий, что любой культурный человек должен знать историю своей страны и мировую историю, но это далеко не всегда помогает.
В математике, скажем, теоретические знания становятся фундаментом для практического решения тех или иных задач. Ту же картину мы можем наблюдать в любых предметах технической или естественно-научной направленности. Таким образом, в сознании учеников не существует разрыва между решением учебных задач на уроке и решением реальных задач в ходе будущей профессиональной деятельности. С гуманитарными же дисциплинами ситуация совершенно иная. Зачастую изучение истории сводится для учеников к заучиванию дат, имен и терминов. Знания, полученные таким способом, редко надолго задерживаются в памяти ребят, постепенно превращаясь в хаотичную мешанину фамилий и событий, а история превращается в скучный и бесполезный предмет, который невозможно выучить. Мне кажется, дело тут в первую очередь в отсутствии понимания, что же такое настоящий труд историка. Стоит оговориться, что отсутствие такого понимания не является исключительной особенностью математических классов. Учащиеся гуманитарных классов тоже не всегда имеют представление о работе историка, но у них обычно накапливается больший объем знаний за счет наличия интереса к предмету изначально. Для учеников таких классов вопрос мотивации стоит редко, а трудности в освоении связаны, как правило, с неумением систематизировать для себя материал.
Для формирования такого понимания, необходимо больше внимания уделять практической деятельности учащихся на уроках. Нужно создать условия, при которых ученики получат возможность самостоятельно пройти те шаги, которые проходит историк для получения фактического материала.
В качестве такой практической деятельности предлагается несколько вариантов работы с документами:
- для получения первичных знаний учащимся предлагается прочитать и проанализировать документ, попытавшись датировать его (возможна как абсолютная, так и относительная датировка), вычленить основное содержание, сделать выводы об условиях создания документа и его влиянии на исторический процесс.
Приведем пример.
Учащимся предлагается ознакомиться с текстом:
«Божьей [...] милостью мы, смиренный Иван Васильевич, удостоились быть носителем крестоносной хоругви и креста Христова, Российского царства и иных многих государств и царств скипетродержателем, царь и великий князь всея Руси […], по Божьему изволению, а не по многомятежному желанию человечества, - Стефану, Божьей милостью королю Польскому […], князю Семиградскому и иных
… Ты пишешь, что они объявили тебе, что пришли со всеми необходимыми полномочиями, чтобы заключить христианский мир; но, когда ты им позволил вести переговоры с панами твоей рады, они потребовали сохранения за нами четырех замков в Ливонской земле: Новгородка Ливонского, Сыренска, Адежа и Ругодива [Нарва], да еще прибавили к этому города, которые в прошлом году с помощью Божьей перешли в твои руки; за это они, по твоим словам, должны были быть отправлены назад, не окончив переговоров… Ты хочешь теперь, чтобы, ознакомившись с посланием наших послов, мы дали им достаточные указания об этом и прислали грамоту со всеми полномочиями для заключения христианского мира и установления дружбы и братства между нами; удостоверившись в этом, ты согласишься заключить мир...
…А в грамоте, присланной с Петром Гарабурдой, было написано, чтобы мы отказались от условий, принятых твоими послами, и составили новый наказ своим послам и велели им снова договариваться о Ливонской земле. Где же это ведется, чтобы нарушать скрепленное присягой?
…ты пошел войной со многими людьми из разных земель и с нашими изменниками - Курбским, Заболоцким, Тетериным и другими. И нашу вотчину, город Полоцк, взял изменой: наши воеводы и люди плохо дрались против тебя и изменнически сдали тебе город Полоцк. Ты же, идя на Полоцк, сам писал нашим людям грамоту, чтобы они нам изменяли и переходили к тебе с крепостями и городами, и хвалился, что отомстишь нам за наших изменников. Не на войско надеешься - на изменников!
…Если же захочешь воздержаться от пролития неповинной христианской крови, то и мы с тобой хотим заключить перемирие и вечный мир… Больше ни на какие условия перемирия не согласны; мы готовы заключить с тобою перемирие только на тех условиях, о которых теперь написали и передаем устно через своих послов, послав им наказ…
…Грамоту эту мы запечатали своей большой печатью, чтобы ты знал, какое государство поручил нам Бог. Писана в Москве, в нашем царском дворце…на 46-й год нашего правления, на 34-й год нашего Российского царства, 28-й - Казанского, 27-й – Астраханского.»
Учащиеся должны попробовать ответить на вопросы:
- кто автор письма и кому оно адресовано?
- какими способами можно датировать документ?
- можно ли установить точный год написания, если да, то какой?
- в каких отношениях находятся автор письма и получатель?
- с какой целью написано письмо?
Вариантом задний первого типа являются задачи, помогающие учащимся разобраться в механизмах функционирования той или иной системы или правила. Например, правил престолонаследия или получения дворянского титула, местничества и т.д.
Пример: учащимся предлагается ознакомиться с «Табелью о рангах». Учитель объясняет правила получения личного и потомственного дворянства:
В петровское время уже 14-й класс «Табели» давал право на потомственное дворянство, если служба была военной (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса — коллежский асессор, а чин коллежского регистратора давал право на личное дворянство)
По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс).
Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству — получением чина 4-го класса (действительный статский советник)
Далее, пользуясь текстом документа, ученики должны ответить на вопросы:
- мог ли капитан в пехоте получить потомственное дворянство в 1723 году? А при НиколаеI?
- в известной песне Б. Окуджавы есть такие строки: «Ваше благородие, госпожа удача…» Если мы предположим, что Удача находилась на государственной службе, какие придворные чины она могла иметь?
- расположите в порядке возрастания чинов: бригадира, камергера, тайного советника, гоф-фурьера на 1723 и 1750 годы
- для формирования критического подхода к источникам учащимся предлагается текст с ошибками. Задача - выявить ошибки, прокомментировать и исправить каждую из них.
Пример:
«В год 890 Игорь из рода Рюриковичей умер. А после Игоря правил Олег по прозвищу Вещий. Первым делом, подчинил Олег тюркские племена мери и чуди, живущие на Ильмень-озере. После того объединились земли Новгорода и Киева. А в Киеве правили тогда дети Рюрика Кий и Хорив. Их Олег убил и стал сам княжить.
Пришли на Киев в год 911 половцы и принесли разруху и горе, но их Олег прогнал, а после подчинил непокорных древлян. Еще в тот же год отправился Олег на греков. Император Никифор Фока заключил с Олегом договор. Купцам русским можно было зимовать в Константинополе, а войнам служить у императора. Договорились еще о выдаче беглых рабов и преступников.
Еще были соседи Аварский каганат и Хазары, но с ними не воевал. Умер Олег в 913 году и наследовала ему Ольга, а сын Святослав был слишком мал.
Об Ольге скажем только, что пожгла древлян и установила места сбора дани- тризны.
Святослав же, когда вырос, пошел на вятичи и вятичей покорил. А после пошел в город Переславец, на Дунайских болгар и их покорил. А дальше по просьбе Иоанна Цимисхия пошел на болгар Волжских, но там попал в плен и был убит печенегами в 971 году.»
- для закрепления пройденного материала учащимся предлагаются документы, с содержанием которых они уже познакомились на уроках. Теперь задачей будет точно определить, что за документ перед нами, и ответить на вопросы к документу.
Пример:
«Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца Всероссийского, нашего любезнейшего Государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя Божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. — Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еше обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит; того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
Ни с кем войны не всчинять.
Миру не заключать.
Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета
У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
Вотчины и деревни не жаловать.
В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного совета не производить.
Государственные доходы в расход не употреблять — и всех верных своих поданных в неотменной своей милости содержать. А. буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.»
Выполните следующие действия:
Назовите документ
Назовите год его принятия
Назовите авторов документа, если они известны
Опишите обстоятельства, при которых документ был принят
Укажите последствия принятия документа
Практическая работа на уроках помогает значительно повысить интерес учащихся к предмету. Процесс изучения истории превращается в увлекательное занятие, требующее не только зазубривания материала, но и размышления, построения логических цепочек, ответов на вопросы, которые ставит перед исследователем источник.
Использование таких заданий помогает активизировать учебную деятельность, сформировать научные знания о предмете, развить в аналитические способности и коммуникативные навыки.