Мотивация и целеполагание в преподавании математики по ФГОС
Submitted by Людмила Анатольевна Емелькина on пн, 26/05/2014 - 09:42
Емелькина Людмила Анатольевна – учитель математики
МБОУ «СОШ п. Пробуждение» Энгельсского района Саратовской области
«Мотивация и целеполагание в преподавании математики по ФГОС»
Для того чтобы на учебном занятии состоялась самостоятельная познавательная деятельность учащихся, необходимо осуществить ее «запуск». Как известно, всякая деятельность имеет свой мотив и цель, выступающие ее побудительными механизмами. В этой связи чрезвычайно важными в структуре учебного занятия являются этапы мотивации и целеполагания. По мнению А.Н. Леонтьева проблема тогда актуальна для человека, когда она возникает в ходе его собственной деятельности: когда это МНЕ непонятно, когда этого Я не знаю, когда У МЕНЯ не получается, но при этом ХОЧУ, чтобы стало понятно, получалось. Л.С. Выготский писал: «Сама мысль рождается не от другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности».
Под мотивацией подразумевают внутренние импульсы, побуждающие к выполнению каких-либо действий. Это внутреннее чувство, которое заставляет человека делать что-то. Без мотивации мир бы замер. Отсутствие мотивации делает невозможным прогресс в любых сферах жизни.
Что же предпринимает на этапе мотивации учебной деятельности педагог, ведущий занятие по новым ФГОС? На уроке, проводимом по новым стандартам, должно быть не менее двух мотиваций: мотивация к предмету или усидчивой работе, мотивация к теме урока.
Приемы мотивации к предмету.
Цитата. («Великая книга природы написана математическими символами» – Галилей; «Математика - самая надежная форма пророчества» – В. Швебель; «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики» – И. Кант)
Притча. (Однажды странники устраивались на ночлег на усыпанном галькой морском берегу. Вдруг с небес ударил столб света. Странники смекнули, что услышат божественное откровение, и приготовились ждать. Через некоторое время с небес раздался голос. Голос сказал: "Наберите гальки и положите в сумки. Наутро отправляйтесь в путь. Идите весь день. Вечером вы будете радоваться и грустить одновременно". После этого и свет, и голос исчезли. Странники были разочарованы. Они ждали важного откровения, вселенской правды, которая сделала бы их богатыми и знаменитыми, а вместо этого получили задание, смысла которого не понимали. Однако, вспоминая о небесном сиянии, они на всякий случай с ворчанием побросали в сумки несколько мелких камешков. Странники провели в пути весь следующий день. Вечером, укладываясь спать, они заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы. Сначала странников охватила радость: они обладатели алмазов! А через мгновение - грусть: алмазов было так мало! Мораль: приобретенные в школе знания и компетентности, истинную ценность которых обучающийся оценить не может, в дальнейшем обратятся в «алмазы»).
Продолжение незаконченной фразы. Учитель предлагает учащимся фразу, в которой пропущена часть слов. Задание – вставить недостающие слова или словосочетания, предложив тем самым свой вариант ее прочтения. Например, «В задачах тех ищи удачу, где …», «Математику уже затем учить надо, что …»
Обмен личными мнениями, взглядами, впечатлениями. Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение относительно того или иного объекта, факта, процесса. Так, например, урок геометрии начинается с беседы учителя и учащихся: «Ребята, что вы любите больше: арифметику, алгебру, геометрию? Почему?», «Почему решение двух геометрических задач на ГИА сделали обязательным?»
Вхождение в образ. Данный способ предусматривает предъявление задания, которое начинается со слов: «Представьте, что вы…». «Представьте, что вы – учитель математики. Поделитесь своими ощущениями». «Представьте, что вы пирамида. Какие ваши характеристики могут заинтересовать человека? Почему?».
Пример из жизни.
Приемы мотивации к теме урока.
Цитата. «Уравнение представляет собой наиболее серьезную и важную вещь в математике» – Лодж О.; «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно» – Энштейн. А.
Задача, обеспечивающая наилучшее вхождение в тему занятия. Например, при изучении подобных треугольников предложить способы определения высоты дерева.
Проживание проблемной ситуации. Учитель моделирует ситуацию, реальную или фантастическую, и предлагает детям действовать в ее рамках. Ситуация содержит неявную проблему, которую дети вскоре обнаруживают. Осознание проблемы порождает желание и готовность приняться за ее решение. На уроке геометрии на тему «Серединный перпендикуляр» учащимся предлагается распределиться на группы по 4 человека. Три из них – это жители трех домов на хуторе, а четвертый – землекоп. Хозяева просят землекопа вырыть колодец на одинаковом расстоянии от всех трех домов. Учитель предлагает детям задание: дайте совет землекопу, каким способом он может рассчитать место для будущего колодца. Попытки учащихся решить задачу уже известными способами оказываются неэффективными, что побуждает к поиску дополнительной информации (Автор В. А. Патрушева, Санкт-Петербург).
Парадокс. Учитель моделирует ситуацию, содержащую парадокс. Его обнаружение вызывает у детей чувство удивления, недоумения и, как следствие, порождает вопросы. (Опоясали Землю веревкой по экватору, а цирковую арену по окружности. В каждом случае осталось лишних 10 метров. Тогда концы веревки соединили и расправили веревку так, чтобы с экватором и ареной получилась концентрическая окружность. Спрашивается, где будет больший зазор: между веревкой и Землей или между веревкой и ареной? Простейшие вычисления 2π(R + х) - 2πR =10, х=10/2π показывают, что зазор получается около полутора метров и не зависит от длины окружности вообще).
Пример из жизни. (Задания из ГИА)
Мотивация требует цели. Использование мотивации возможно только когда вы имеете достаточно ясное представление о желаемом результате. Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, то есть дает возможность обоснованно ответить на вопрос – достигнута цель или нет. По новым стандартам учащиеся сами формулируют цель урока.
Приемы целеполагания:
Повторение цели за учителем.
Выбор цели по силам из предложенных учителем.
Составление своего рейтинга целей.
Формулирование цели детьми.
Пример выбора цели по силам из предложенных учителем:
Я научусь определять вид уравнения.
Я научусь решать уравнения по алгоритму, используя справочник.
Я научусь самостоятельно решать уравнения.
Я научусь составлять и решать уравнения.
Я научусь решать задачи на составление уравнений.
При проведении рефлексии в конце урока каждый учащийся должен проанализировать, достиг ли он поставленной цели. Ученик всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем сосед.
Правила целеполагания.
1. Ставьте цели, которые вас действительно мотивируют.
2. Чтобы сохранять самомотивацию, необходимо дать себе почувствовать прогресс продвижения к вашей цели.
Наш организм это универсальный механизм по сбережению энергии. Он должен или получать удовольствие от того чем мы занимаемся — запасать энергию, или видеть как мы заметно развиваемся в неприятной для нас деятельности — видеть что расход энергии снижается. Если прогресса нет, то самомотивация становится очень трудным занятием, идущим вразрез с естественными принципами — законом сохранения энергии или, как говорят в народе, лени. Можно пойти против кого угодно, но с природой лучше не соперничать, а сотрудничать.
3. Чтобы мотивировать себя, надо измерять свой прогресс.
Мы должны постоянно предъявлять нашей самомотивации веские доказательства успешности нашего дела. Простой вопрос «сколько» поможет измерить результаты и сохранять фокусировку на вашей цели. Если подойти к этому вопросу креативно, то замерить можно что угодно. Но важно помнить, что замерять надо прогресс, а не процесс. Прочитал 20 страниц из полезной книги — это процесс. Ответил на 20 вопросов, которые составил к прочитанным 20 страницам — это прогресс.
4. Самомотивация рушится под весом сомнений.
Некоторые люди, кажется, независимо от их прогресса не могут сохранять мотивацию из-за неуверенности в себе. Им всегда кажется, что они на неправильном пути. Уверенность — это настолько важное качество, что оно может даже заменять чувство прогресса довольно продолжительный период времени.
5. Чтобы мотивировать себя, надо устранить альтернативы.
Установка конкретных сроков— это один из вариантов устранения альтернатив.
Мотивация это не слепой самообман — это искра желания достичь поставленных целей, искра, которая может зажечь огонь успеха внутри каждого ученика.
Приложение.
Мотивация студентов Гарвардского университета
Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь.
2. Когда ты думаешь, что уже слишком поздно, на самом деле, все еще рано.
3. Мука учения всего лишь временная. Мука незнания – вечна.
4. Учеба – это не время. Учеба – это усилия.
5. Жизнь – это не только учеба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, то на что ты, вообще, способен?
6. Напряжение и усилия могут быть удовольствием.
7. Только тот, кто делает все раньше, только тот, кто прилагает усилия, по-настоящему сможет насладиться своим успехом.
8. Во всем преуспеть дано не каждому. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью.
9. Время летит.
10. Сегодняшние слюни станут завтрашними слезами.
11. Люди, которые вкладывают что-то в будущее – реалисты.
12. Твоя зарплата прямо пропорциональна твоему уровню образования.
13. Сегодня никогда не повторится.
14. Даже сейчас твои враги жадно листают книги.
15. Не попотеешь, не заработаешь.
Литература:
1. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. Учебное пособие для психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1998.
2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003.