Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-игра по литературе. Тема: «По страницам изученных произведений». 10 класс.

Submitted by Наталья Николаевна Волохова on пн, 19/05/2014 - 21:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Волохова Н,Н,
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ № 46"

Регион: 
Иркутская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цели:

Образовательная: способствовать закреплению знаний учащихся по изученным темам, научить выражать свои чувства и эмоции через восприятие иллюстраций, художественного текста;

 

Развивающая: развивать способность учащихся к отбору и анализу информации, познавательную и интеллектуальную активность, мышление, речь, способствовать умению вербализировать свои ощущения и чувства;

Воспитательная: воспитывать формирование умения работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки, способствовать воспитанию художественного вкуса.

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Oбобщение изученного, урок № 135-136 по программе В.Я. Коровиной

Краткое описание: 
<p>&nbsp;Данный урок-игра представляет собой урок-обобщение знаний учащихся, проходящий в нетрадиционной форме урока-игры с применением ИКТ (обобщение изученного, урок № 135-136 по программе В.Я. Коровиной).</p> <p>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; Проведение урока в данной форме позволяет не только систематизировать знания учащихся, но и формирует у них умение работать в коллективе, развивает коммуникативные навыки, способствует познавательной активности учащихся и вызывает интерес к изучаемому предмету. Применение ИКТ-технологий на уроке необходимо - это требование времени. Уроки с ИКТ позволят увеличить плотность урока, активизировать работу учащихся.</p> <p>&nbsp;</p>

                                     Урок-игра по литературе.    

Тема: «По страницам изученных произведений».

Волохова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №46», г. Братск, Иркутской области

 

Описание урока (аннотация):

   Данный урок-игра представляет собой урок-обобщение знаний учащихся, проходящий в нетрадиционной форме урока-игры с применением ИКТ (обобщение изученного, урок № 135-136 по программе В.Я. Коровиной).

   Проведение урока в данной форме позволяет не только систематизировать знания учащихся, но и формирует у них умение работать в коллективе, развивает коммуникативные навыки, способствует познавательной активности учащихся и вызывает интерес к изучаемому предмету. Применение ИКТ-технологий на уроке необходимо - это требование времени. Уроки с ИКТ позволят увеличить плотность урока, активизировать работу учащихся Нетрадиционные уроки с применением ИКТ помогают избегать схематизма, обеспечивают интенсивную работу учащихся, позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока, а элементы соревнования создают ситуацию успеха.

   Предложенные задания предполагают проверку знания текста, знание теории литературы, исторических фактов и т.д.

   Урок проходит в форме игры и включает в себя 4 рубрики, в каждой из которых  по 6 вопросов разной степени сложности. Команды поочерёдно делают выбор, за правильный ответ получают соответствующее количество баллов. Если команда затрудняется ответить, то право ответа предоставляется другой команде. В случае правильного ответа эта команда получает баллы. В конце урока-игры подводятся итоги.

 

Возрастной уровень:

Учащиеся 10 класса.

 

Требуемое время:

Продолжительность урока – 2 учебных часа.

 

Цели:

Образовательная: способствовать закреплению знаний учащихся по изученным темам, научить выражать свои чувства и эмоции через восприятие иллюстраций, художественного текста;

 

Развивающая: развивать способность учащихся к отбору и анализу информации, познавательную и интеллектуальную активность, мышление, речь, способствовать умению вербализировать свои ощущения и чувства;

Воспитательная: воспитывать формирование умения работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки, способствовать воспитанию художественного вкуса.

 

   Оборудование: персональный компьютер, презентация к уроку в формате программы Microsoft Office Power Point.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы урока. Приложение (презентация)

Слово учителя (слайд 1).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9fddf05d-b2c1-4216-b36b-bd024ec7e51f/Harmony.Tyutchev.MP3

 

  1. Выполнение заданий первой рубрики «Писатель и его творчество».

 

5 баллов Назовите писателя второй половины 19 века, написавшего 3 романа, которые начинаются на одну и ту же букву. ( Гончаров И.А. «Обыкновенная история», «Обрыв», «Обломов»)

 

10 баллов Он почти половину своей жизни провёл за границей. В его повестях мы видим тоску по Родине: «Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя, но со странной тяжестью в сердце, как вдруг меня поразил сильный и знакомый, в Германии русский запах…» («Ася» Тургенев И.С.)

 

15 баллов Кого называли «Колумбом Замоскворечья»? (Островский А.Н.)

 

20 баллов О ком идёт речь?

   В возрасте 12 лет он переводил Горацио.

   В 16- печатал переводы.

   А.С.Пушкин опубликовал его 24 стихотворения в журнале «Современник».  (Тютчев Ф.И.)

 

25 баллов Среди приведённых биографических фактов выберите те, которые относятся к биографии А.А.Фета:

1. Родился в 1814 году

2. В 14 лет лишился права на дворянство

3. Более 20 лет служил в Германии и Италии

4. Родился в 1803 году

5. Принадлежит к богатой знатной старинной семье

6. Работал председателем комитета иностранной цензуры

7. Родился в 1820 году

8. Учился в пансионе профессора Погодина

9. Первый период творчества приходится на 1810-1820 года

10. Первый сборник стихотворений — “Лирический пантеон” (1840)

(2,7,8,10)

 

30 баллов Назовите имя писателя, первая повесть которого называлась «Детство» и была опубликована в журнале «Современник»? Журнал редактировал Некрасов Н.А., признавший сразу, что у автора есть талант. (Л.Н.Толстой)

 

  1. Выполнение заданий второй рубрики «Узнай героя по описанию или действию».

 

5 баллов «…начертил в порыве восторга имя своей любимой на столе по пыли, которой стол был обильно покрыт?»  (Обломов Илья Ильич, Гончаров И.А.«Обломов»)

 

10 баллов «Ей было лет 30. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах немного будто припухлые, лоснящиеся полосы с редкими светлыми волосами…» (Агафья Матвеевна Пшеницына, Гончаров И.А.«Обломов»)

 

15 баллов «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». (Катерина, Островский А.Н. «Гроза»)

 

20 баллов «Ей от роду шёл 24 год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза чёрные, живые…». (Катерина Измайлова,  Лесков Н.С. «Леди Макбет Мценского уезда»)

 

25 баллов «…сватался за всех богатых невест в губернии и, получив отказ от руки и от дому, с сокрушённым сердцем доверял своё горе всем друзьям и знакомым». (Помещик Полутыкин, Тургенев И.С. «Хорь и Калиныч»)

 

30 баллов «Твёрдо знал уже, что будет жить для счастия убогого и тёмного родного уголка»?  (Гриша Добросклонов, Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо»)

 

  1. Выполнение заданий третьей рубрики «Чьи слова?»

 

5 баллов «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите…» (Кулигин, Островский А.Н. «Гроза»)

 

10 баллов «По-моему, или всё или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаленья, без возврата. А то лучше и не надо» (Анна Одинцова, Тургенев И.С. »Отцы и дети»)

 

15 баллов «Для меня любовь - это всё равно, что… жизнь…Долг, обязанность, отсюда следует- любовь тоже долг» (Ольга Ильинская,  Гончаров И.А.«Обломов)

 

20 баллов Кто из героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» назвал Базарова «хищным», а Аркадия Кирсанова «ручным»? (Катя, сестра Анны Одинцовой,  Тургенев И.С. «Отцы и дети»)

 

25 баллов «Русский человек со всем справится…» (Барин говорит Флягину,  Лесков Н.С. «Очарованный странник»)

 

30 баллов «Вся Россия – наш сад!» (Студент Петя Трофимов, Чехов А.П «Вишнёвый сад») http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a657cda0-97cd-4df5-a1d6-cb94c65d3ecc/Chehov-Vishneviy-Sad-Fragment-5.mp3

Примечание для учителя. Необходимо остановить проигрывание через 2 минуты (на усмотрение учителя)

 

  1. Выполнение заданий четвёртой рубрики «Литературоведение».

 

5 баллов Какой троп использован в следующих строчках Ф.И.Тютчева:

«О чём ты воешь, ветр ночной?

  О чём так сетуешь безумно?»

 

   Ответ: олицетворение.

 

10 баллов Какой художественный приём положен в основу стихотворения Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся»?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/badd2cef-ad57-d404-36e6-aa4069c0ce83/Tutchev-S-polyani-korshun-podnyalsya.mp3 

 

Ответ: оксюморон

 

15 баллов Выберите определение, не соответствующее понятию «драмы» как литературного рода.

а) текст строится как сплошная цепь высказываний персонажей, прерываемая авторскими ремарками;

б) пейзаж, описание интерьера, портреты действующих лиц являются главным художественным средством;

в) предназначена не только для чтения, но и для исполнения актёрами в театре;

г) нет авторского повествования и его прямых оценок героев.

 

Ответ: б

 

20 баллов Восстановите фразу.

а)… эпический жанр большой формы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени.

б)…небольшое произведение, поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (жанр введён в русскую литературу И.С.Тургеневым)

в)…литературный род, главным лицом которого является сам автор, местом действия его внутренний мир, предметом изображения «переживания и страсти сердца и духа».

 

Ответ: роман, стихотворение в прозе, лирика.

 

25 баллов Определите жанр произведений:

И.С.Толстой «Утро помещика» -?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/317d3e62-06ee-4043-99c8-ee2ff82fa759/Tolstoy_L_Utro_pomechika.mp3

 

А.Н.Островский «Гроза» - ?

А.А.Фет-?

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9b086cf6-3be2-6bc0-b84e-ea10c24ee67e/Fet-Shepot-robkoe-dihanye.mp3  

И.С.Тургенев «Русский язык» -?

 

Ответ: рассказ, драма, стихотворение, стихотворение в прозе.

 

30 баллов Сформулируйте главные проблемы  произведений Ф.М.Достоевского:

а) «Записки из подполья»; б) «Идиот»; в) «Преступление и наказание»

( проблема человека-индивидуалиста; проблема дисгармоничного мира;

 проблема выбора)

 

  1. Подведение итогов урока. (Жюри ведёт подсчёт баллов, выставление оценок за работу. Учитывается активность каждой команды. Для оценивания используются словесные методы и традиционная 5-балльная система).

Слово учителя. (слайд 30)

  •  

Читая, мы путешествуем не по страницам, а по необъятным российским просторам.

Отдыхаем душой в хлебосольной Обломовке, любуемся тургеневскими дворянскими гнёздами, задыхаемся от жары вместе с Раскольниковым в Петербурге, странствуем в поисках счастья с некрасовскими мужичками…

Наша русская литература – наша гордость: в ней запечатлены великие порывы духа. Мы входим в дивный мир литературы, как в сказочный храм, где ярко горят умы и сердца истинных художников. Литература возвышает душу человека, создает гимн чувству, разуму.

 

  1. Релаксация. Поможет определить результативность урока синквейн, который сочинил учитель. Из двух предложенных синквейнов каждый ученик выбирает один, отражающий его чувства.(слайд 31)

Игра,

Интересная, познавательная,

Мыслили, вспоминали, творили.

Век живи – век учись.

Знания.

 

Урок,

Неинтересный, скучный,

Молчали, не думали, спали.

Ждём конца!

Мучение.

 

 

                                                                                                    

дз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

1

2

3

5

6

 

Организационный момент

 

 

 

 

Целеполагание

 

Сообщение целей урока-игры

Запись темы в тетрадь по литературе

 

Слово учителя

(Игра проходит в форме эрудициона и включает в себя 4 рубрики, в каждой из которых  по 6 вопросов разной степени сложности. Класс разделен на команды, которые поочерёдно делают выбор, за правильный ответ получают соответствующее количество баллов. Если команда затрудняется ответить, то право ответа предоставляется другой команде. В случае правильного ответа эта команда получает баллы. В конце урока-игры подводятся итоги)

Музыкальная композиция «Гармония души, гармония природы» №1

Демонстрация презентации (слайд № 1)

Деление на команды было проведено заранее

 

Совершенствование знаний, умений, навыков (задания предполагают проверку знания текста, знание теории литературы, исторических фактов и т.д.)

  • Писатель и его творчество

 

Работа с презентацией

Обсуждение вопросов

 

Совершенствование знаний, умений, навыков

  • Узнай героя по описанию или действию

 

Работа с презентацией

Обсуждение вопросов

 

Совершенствование знаний, умений, навыков

  • Чьи слова?

А.П.Чехов "Вишневый сад". № 2

 

Демонстраци аудиофраг-мента

Прослушивание фрагмента произведения, обсуждение

 

Совершенствование знаний, умений, навыков

  • Литературоведение

 

Ф.И.Тютчев

"С поляны коршун поднялся..."

№ 3

Л.Н. Толстой "Утро поме-щика"№ 4

 

А.А.Фет «Шёпот, робкое дыханье…»

 № 5

 

Демонстрацияаудиофраг-мента

Прослушивание фрагмента произведения, обсуждение

 

Подведение итогов урока, рефлексия. (выбор синквейна)

 

Музыкальная композиция «Гармония души, гармония природы» № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к плану-конспекту урока

Урок-игра по литературе «По страницам изученных произведений»

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название

ресурса

Тип,

вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

11

«Гармония души, гармония природы»

аудиокнига

Музыкальная композиция

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9fddf05d-b2c1-4216-b36b-bd024ec7e51f/Harmony.Tyutchev.MP3

42

А.П. Чехов «Вишневый сад».

аудиокнига

аудиофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a657cda0-97cd-4df5-a1d6-cb94c65d3ecc/Chehov-Vishneviy-Sad-Fragment-5.mp3

53

Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся...»

аудиокнига

аудиофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/badd2cef-ad57-d404-36e6-aa4069c0ce83/Tutchev-S-polyani-korshun-podnyalsya.mp3

64

 

 

 

7

 

 

 

 

 

7

 

Л.Н.Толстой «Утро помещика»

 

 

аудиокнига

 

 

 

 

 

 

аудиофрагмент

 

 

 

 

 

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/317d3e62-06ee-4043-99c8-ee2ff82fa759/Tolstoy_L_Utro_pomechika.mp3

 

 

 

 

А.А.Фет «Шёпот, робкое дыханье…»

 

аудиокнига

аудиофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9b086cf6-3be2-6bc0-b84e-ea10c24ee67e/Fet-Shepot-robkoe-dihanye.mp3 

 

 

«Гармония души, гармония природы»

аудиокнига

Музыкальная композиция

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9fddf05d-b2c1-4216-b36b-bd024ec7e51f/Harmony.Tyutchev.MP3

Приложение (презентация)

 

Список литературы

1. Гончаров И.А. Обыкновенная история. – М. "Классическая литература", 1987. – 318с.

2.Русская литература XIX века. 1850-1870: Учеб. пособие / под ред. С.А. Джанумова, Л.П. Кременцова. –  М.: «Флинта»: «Наука», 2006.

3. История русской литературы XI-XIX веков: Учеб. пособие для вузов / под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово-РС», 2001.- 529 с.

 4. История усадебной культуры – М., Академия. – 337с.

5. Чехов М.П. "Вокруг Чехова: Встречи и впечатления". - М.: Моск. рабочий, 1980.279с.


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн