Submitted by Юлия Николаевна Николаева on чт, 15/05/2014 - 23:09
Конспект урока по теме «Простые механизмы. Равновесие сил на рычаге»
7 класс
Цель урока: раскрыть сущность определения, характеристик и видов простых механизмов – рычагов, вывести условие равновесия рычага, имеющего неподвижную ось вращения, установить связь между абстрактным понятием рычага в физике и реальными рычагами, встречающимися в природе.
Задачи:
– образовательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.
– развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.
– воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности,
сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задачи физического содержания.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки-задания, штативы-8шт., наборы грузов-8шт., линейка-рычаг-8шт., демонстрационный рычаг и наклонная плоскость на стол учителя.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент (1 мин);
2. Этап постановки цели и задачей урока (4 мин);
3. Этап получения новых знания (8 мин);
4. Этап исследовательской работы учащихся (15 мин);
5. Этап обобщения и закрепления нового материала (13 мин);
6. Заключительный этап: домашнее задание, итоги урока (2 мин);
7. Рефлексия (2 мин).
ХОД УРОКА
I. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)
Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга . И я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать страницы в познании окружающего нас мира. Впереди нас ждут интересные открытия. Готовы? Да! Тогда приступим…
II. Целеполагание и мотивация
1.Как египтяне, не имея современных машин, могли построить свои храмы?
2. Что объединяет эти картинки?
3. Как вы думаете, ребята, почему механизмы носят название простые?
4. Какова же цель нашего урока?
Откройте тетради и запишите тему урока.
Тема урока: «Простые механизмы. Равновесие сил на рычаге»
Историческая справка (Архимед и его изобретения):
• С древних времен для облегчения своего труда человек использует различные механизмы (греч. "механэ" - машина, орудие).
• Архимед (около 287-212г. До н. э.) - величайший математик, физик и инженер древности.
• Десятки сконструированных Архимедом катапульт метали камни в корабли захватчиков, на их головы неслись тучи копий и дротиков из метательных машин.
Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о простых механизмах- рычаге, установить связь между абстрактным понятием рычага в физике и реальными рычагами, встречающимися в природе, ответить на вопросы
1. Присутствуют ли на столе учителя названные простые механизмы?
2. С какой целью они используются?
Рычаг представляет собой твёрдое тело, вращающееся вокруг неподвижной опоры. У рычага первого рода точка опоры находится между точками приложения сил. У рычага второго рода точки приложения сил находятся по одну сторону от точки опоры.
3. Используя рисунки учебника №174 и №175, определите к какому виду, первого или второго рода относятся данные рычаги и объясните свой выбор.
III. Первичное усвоение новых знаний .
Ребятам предлагается ответить на вопросы:
1. Какой механизм используют в каждой названной задаче?
Л.№620.Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а краю, притом наиболее удаленному от оси вращения двери? Какой механизм используют?
Л.№622.Зачем у подъемного крана делают противовес?
Л.№624.Почему для резки бумаги и ткани применяют ножницы с короткими ручками и длинными лезвиями, а для резки листового металла – с длинными ручками и короткими лезвиями?
Л.№625.Как легче резать ножницами картон: помещая его ближе к концам ножниц или располагая ближе к их середине?
2. С помощью интерактивного эксперимента ответьте на вопросы и сделайте вывод:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c048385-7a37-4ee9-9d11-0...
3.Работа в группах. Используя карточку решите задачу:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/da94c0c8-f13b-40ae-aa15-3...
IV Первичное закрепление новых знаний
1.Пройди тест:
https://drive.google.com/file/d/0B7076HPCfb0Ycmoxck94RHBtNVU/edit?usp=sh...
V. Рефлексия
В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
Наш урок подошёл к концу. Пожалуйста закончите предложения.
• Мы открыли для себя…
• Мы сегодня узнали…
• Особенно интересно было…
• Нас очень удивило…
•
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задание на дом:
- § 35. Упр на стр 141(4) выполнить данную задачу по образцу задачи решенной в классе.
- Подготовить доклад по теме: 1. «Какие простые механизмы изобрел Архимед»; 2.«Роль простых механизмов в жизни человека»; (по желанию)