Урок русского языка с элементами краеведения . СИБИРЯКИ ЗА РОДИНУ СРАЖАЛИСЬ
Submitted by Бибигуль Тлевкобыловна Панина on Wed, 14/05/2014 - 12:51
Ход урока
Организация класса
- Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычный урок. Мы поплывём по реке- памяти, по реке- истории нашей Родины. Начнём мы с удивительного слова «Родина ».
На доске изображение реки, рисунок подготовлен детьми. К рисунку приклепляется слово «Родина ».
Актуализация знаний
- Найдите толкование этого слова в школьном толковом словаре.
Дети читают словарную статью.
- Подберите синонимы к этому слову.
- Каким выражением можно заменить слово.
- В толковом словаре Даля найдите однокоренные слова ? Какой у них исторический корень ?
- С чего начинается родина ?
Аудиозапись — 1 куплет песни «С чего начинается родина ...».
- Эту песню любили и пели наши бабушки и дедушки, любят и поют наши мамы и папы, любим и поём мы.
- Прочитайте два предложения. Чем отличается смысл слова Родина ?
На экране :
1. Россия — наша Родина.
2. Люблю я свой двор, свою малую родину.
К реке памяти приклепляется слово «родина ».
- Назовите нашу большую Родину ?
- ...малую ?
- На какой улице вы живёте ?
- Вы произнесли очень много слов, как они пишутся ?
III. Открытие новых знаний
- Запишите на листочке те ассоциации, которые вызавают у вас эти понятия: большая и малая родина.
У детей на листочках : мама, тепло, красота, радость, надёжность, семья, народ, город, улица, друзья... Чтение слов по группам.
- Используя эти слова , напишите текст из 5 предложений, работать мы будем группами.
Группы зачитывают тесты. Листы прикрепляем к доске.
- Мы уже сказали, что нашей малой родиной можно назвать наш край , Сибирь. Много написано книг о Сибири, но мало где есть толкование этого слова. Я выбрала такое : «Сибирь- огромная «область » , занимающая большую часть России » ( Из краткого политического словаря, М., 1996. )Произнесите в полголоса слово «Сибирь ». Как вы думаете, какой она должна быть ?
- Выберите номера слов, которые подходят к нашему краю.
На экране:
- Какие бы вы добавили слова ?
- Какие должны быть люди этого края ?
- «Лучше воинов, чем сибиряки < ...> , бесспорно, мало в мире, поэтому рука невольно пишет это слово с большой буквы... » , - говорил маршал Советского Союза , дважды Герой Советского Союза Р. Я. Малиновский.
На экране портрет и цитата из сборника воспоминаний маршала Малиновского Р. Я., Спб, 2001.
- У каждой группы есть карточка , где зашифрованы слова, каждой букве соответствует порядковый номер в алфавите. Разгадав их, мы поймём основную мысль нашего занятия.
1.
с и б и р я к и
19 10 2 10 18 33 12 10
2.
с р а ж а л и с ь
19 18 1 8 1 13 10 19 30
3.
з а р о д и н ь
9 1 18 16 5 10 15 21
Какие предложения можно собрать из этих слов ?
Как меняется смысл ?
Я хочу предложить вам такой вариант : «Сибиряки за Родину сражались ». ( Слова размещаем на плакате). Почему я предлагаю этот вариант ? Какие слова написаны с большой буквы ? Почему ?
Аудиозапись песня «Священная война «, начало выступления Молотлова В. П. «Объявление войны ».
О какой страшной дате пойдёт речь ? Дату приклепляем на реку — памяти «22 июня 1941 года ».
Почему я назвала её страшной?
На экране стихотворение подполковника В. Н.Шевчук, участника войны: В Сибири не было войны.
Но на полях под Сталинградом
Лежат сибирские сыны,
Как и в болотах Ленинграда.
В Сибири не было … войны.
Кто из вас знает ещё места сражений сибиряков ?
На реке — памяти размещаются названия самых жестоких сражений.
Была война. Сибирякам пришлось прикрыть сердце Родины — Москву, они прошли весь путь от Курска до Берлина. Из нашей области ушло на эту священную войну почти 635000 человек, пало в боях 150 000. Светлая им память!
Эти два числа размещаем на реке памяти, звучит метроном. Минута молчания.
Я вам дала коллективное домашнее задание узнать об учениках нашей школы, которые ушли на войну. Ответы групп, фотографии клеим на реку — памяти.
Война не обошла стороной ни одну семью в нашей стране. Пусть выйдут сюда те ребята, у которых бабушки и дедушки ушли защищать нашу Родину, ушли на войну.
Какими качествами должны обладать эти люди ? Напишите к словам синонимы, в которых вторая буква уже проставлена:
На экране: Мощный- .и....
Смелый - .т....
Бесстрашный - .е.....
Выносливый - .е.....
Замените прилагательные первого столбика однокоренными существительными. Используя эти слова, напишите предложение о воине — солдате, употребляя однородные члены предложения.
Самостоятельная работа обучающихся.
- Сидя в окопах, пробираясь по минному полю, отвоёвывая каждый метр нашей родины, солдаты писали письма своим родным. Как вы думаете, о чём они могли писать ?
Звучит аудиозапись — песня «В землянке ».
Ждали писем солдаты... А хотели бы они получить письмо от своих потомков, узнать , как будут жить их внуки и правнуки ? Давайте напишем письма из будущего в прошлое. Скажем емуспасибо за мирное небо над головами. Всё, что вы видите на доске, все имена, даты, названия, слова, вы можете использовать в своём письме.
Аудиозапись песня «Журавли » ( очень тихо ). Готовые письма сворачиваем треугольниками, приклепляем к реке — памяти.
Итог урока
- «Иван , непомнящий родства» - существовало в народе прозвище по отношению к человеку, который не интересовался своей историей, своим краем. Такой человек не пользуется уважением окружающих. Мы с вами не должны быть такими Иванами.
- Посмотрите на реку — памяти. Мы с вами создали большой проект, но не хватает одной даты. Какой ?
- О Великом дне мы с вами поговорим на следующем уроке. Вашим домашним заданием будет подготовить парами сообщения и рисунки о Дне Победы.