Тема: Твори добро. Обрывная аппликация «Капелька жизни». Практическое занятие.
Цель: расширить знания о доброте, о милосердии, дать понятие слова «донор»; воспитывать способность подавить в себе страх, неуверенность, растерянность, мешающие проявлению сострадания; выполнить плоскую аппликацию, используя шаблоны.
Оборудование: демонстрация образца изделия, шаблоны, цветная бумага, опорные карточки на тему «милосердие», заготовка для коллективного панно, отрывок из фильма о донорах.
Звучит песня «Дорога добра». Автор слов - Энтин Ю., композитор - Минков М
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я думаю, что сегодня мы собрались все вместе с хорошим настроением и добрым сердцем.
Прикоснись ко мне добротой
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой.
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на нашем занятии?
Да, вы правы, мы будем говорить о доброте и милосердии, также мы познакомимся с понятием слова «донор» и выполним плоскую аппликацию «Капелька жизни».
Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей.)
Драматург Виктор Розов писал: «Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрощённых обид. Мы больше приобретём, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку».
Ребята, а давайте заглянем в словарь.
(Дети читают) В словаре Владимира Даля написано: «Доброта – добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека». В словаре С.И. Ожегова читаем: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Ребята, какого человека мы можем назвать добрым? Кому нужна доброта? (Ответы детей.)
Пронина Оксана
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.
Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела». А давайте вспомним слова и выражения с корнем «добро».
Дети говорят слова, которые затем появляются на экране, или ведущая вывешивает карточки с такими словами на стенд.
доброта добросердечный
добросовестный добродетельный
добронравный доброго здоровья
добродушный добрый день
добропорядочный доброжелательный
Ведущая. Основа всех этих слов «добро». У поэта Александра Яшина в одном из стихотворений есть такие строки:
Толмачев А.
Не от тяги к суесловью
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью.
Пожелание добра.
И живётся, вроде, лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Учитель: Ребята, вы, конечно же, не раз слышали о милосердии.
Что же такое милосердие? Что предполагает «милосердность»?
(отвечают дети)
Милосердие соединяет в себе два слова – милость и сердце.
Милосердие – стремление помочь тому, кто нуждается в помощи, готовность простить, сострадание, любовь к людям, животным, растениям, ко всему, что нас окружает.
Учитель: Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
Выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие » и объясните выбор цвета.
Дети:
«У меня милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и
бережного отношения людей друг к другу».
«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы
для добра».
«Милосердие» - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.
Учитель: приведите слова, близкие по значению к слову «милосердие»
Учитель: Как вы думаете, крепко ли будет стоять дом, если строители не скрепили кирпичи раствором? Дети: Нет, рано или поздно он развалится. Его не спасут никакие подпорки.
Учитель.
А без милосердия не устоять нашему человеческому миру - дому. Признайтесь, когда вы сделаете что-то хорошее и полезное - дома или в школе, вам хочется, чтобы это заметили, похвалили вас? Желание это естественное, в нем нет ничего плохого, стыдного, но…
Предположим, вы без всяких просьб учителя сели однажды с другом и помогли ему разобраться с трудной темой или вымыли посуду после ужина. Учитель порадовалась, похвалила - это приятно. В следующий раз вы научили своего друга делать поделки из бумаги, а учитель не отреагировала - может быть устала или была занята. Будете ли вы завтра и послезавтра заниматься с другом или с братом и помогать по дому - без просьб взрослого?
Значит каким должен быть милосердный человек?
МИЛОСЕРДНЫЙ ЧЕЛОВЕК
1.Милосердный человек – это отзывчивый человек, идущий на помощь без рассуждений: «Что я за это буду иметь?»
2. Единственная награда для милосердного человека – это когда доброе дело достигает цели, действительно помогает кому-то.
3.Милосердный человек намного счастливее тех, кто отзывчив напоказ и за плату.
Как вы понимаете слова: «В основе человеческого бытия, человеческого существования, человеческой жизни лежат доброта, милосердие»?
Согласитесь ли вы со мной, что жить достойно – значит жить по заповедям? Я думаю уместно вспомнить заповеди Иисуса Христа (их десять).
Давайте их произнесем вслух.
Вот некоторые из них:
( на доске)
- Возлюби ближнего как самого себя.
- Почитай отца и мать.
- Не убий.
- Не укради.
- Не лжесвидетельствуй (то есть говори правду).
- Не возжелай из ближнего своего (то есть не проси)…
Какой вывод можно сделать, прочитав эти заповеди?
Вывод: итак, в основе человеческого бытия лежат милосердие, доброта, доброе отношение друг к другу.
Релаксация
Ребята, я попрошу вас встать. Подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните лёгкие воздухом до отказа и на выдохе улыбнитесь. Молодцы! Теперь я вам предлагаю вот это красивое сердечко передавать по очереди из рук в руки при этом вы должны улыбнуться тому, кому его передаёте, и сказать какое-либо приятное слово.
Проводится игра с сердечком.
Ребята, присаживайтесь на свои места.
Учитель. Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ответы детей). Запомните эти ощущения. Ведь вам было, несомненно, приятно. Ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. Философы считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека.
Как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять человеколюбие, милосердие, доброжелательность? (Ответы детей)
III Сообщение темы занятия.
Послушайте историю, взятую из жизни.
Был солнечный день. На широкой, многолюдной аллее, ведущей к большому универмагу, лежал человек, сбитый проезжающей мимо машиной. Человек истекал кровью. А на стене универмага двигались стрелки часов. Они двигались неторопливо, будто давая шанс лежащему на земле и тем, кто проходил рядом. Но никто этим шансом не воспользовался. Пока приехала «скорая помощь», время, когда можно было удержать уходящую из человека жизнь, ушло - вместе с этой жизнью.
Можно ли сказать, что проходящие мимо люди были равнодушными, лишенными милосердия, сострадания?
Они не смогли помочь, так как были скованы страхом, растерянностью.
Они не знали простейших навыков, необходимых в подобной ситуации.
А как поступили бы вы в данной ситуации?
Необходимо позвонить в скорую 030 с мобильного телефона
Еще одним из примеров проявления милосердия является ДОНОРСТВО.
Вы наверняка слышали такое слово ДОНОР или выражение ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, этот сюжет!
Просмотр ролика «Донор»
Кого называют донором?
Учащиеся. Донор-это человек, который отдает свою кровь другому человеку.
Учитель. Слово донор происходит от латинского глагола DONARE,что значит дарить.
Доноры - высокогуманные люди, живущие по принципу «человек человеку - друг».
Донором может стать любой здоровый человек в возрасте от18 до 60 лет. Каждый человек может сдать кровь, придя на станцию переливания крови. И эта кровь спасет чью-то жизнь.
А хотели бы вы, дети, стать донорами?
Учащиеся. Да, но мне еще только 12, и надо ждать, когда мне исполнится 18 лет.
Когда я стану взрослым, я стану донором, и моя кровь спасет чью-то жизнь.
Ребята, 20 апреля отмечается всемирный день донора.
Умбиталиева Ксения
У доброты порою нет лица,
Их имена не вписаны в скрижали,
Но тех, кто жизнь спасает без конца,
Всегда безмерно люди уважали.
Им редко дарят за труды цветы,
Спасенному порой вы незнакомы,
У доброты единые черты,
И общий облик только невесомый.
В газетах не найдем мы имена,
Но где-то, где больничные палаты,
Ладошки детской оттиск у окна,
Ребенок выживший оставил вам когда-то.
Даволова Оксана
Кровь человека, невозможно повторить,
Аналогов у крови нет на свете,
Пойти купить ее и заменить,
Никто не может на большой планете.
Лишь человек, в чьем сердце теплота
И отношение к Земле, как к дому,
Незримо входит в слово «доброта»
И кровь свою способен дать другому.
Неверова Полина
Казалось бы, как просто и легко,
Отдать того, чего тебе хватает,
Но кровь ведь не парное молоко,
В ней часть души и каждый понимает,
Что ДОНОР переводится - дарить,
Ведь часть себя Вы с кровью отдаете,
Чтоб этим жизнь другому сохранить,
И дело ваше в истинном почете!
Сегодня на занятии я предлагаю вам представить себя донором. Каждый из вас изготовит свою символическую капельку крови. Пусть она будет символом милосердия, доброты, сострадания и в будущем вольется в «реку жизни». И от каждой вашей капельки станет больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, которые, оказавшись рядом с лежавшим на земле прохожим, не станут наблюдать в молчаливом сочувствии, как вместе с минутами уходит жизнь человека, а сделают все, чтобы удержать эту жизнь до появления «Скорой».
IY. Планирование хода работы.
Показ образца. Учитель: Посмотрите на свои парты и скажите, с каким материалом мы будем с вами работать.
Дети: С бумагой.
Учитель.
Рассмотрите внимательно капельку и скажите, каким способом вы сегодня будете работать? Дети: Мы будем выполнять обрывную аппликацию.
Учитель. Какой цвет мы будем использовать в работе и почему? Дети: Мы будем использовать красный цвет.
Красный цвет – это цвет крови
Учитель: О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? Дети: С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат технологические карты, они помогут вам в работе. Работайте аккуратно.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.
Обвести шаблон, вырезать капельку.
Способом обрывания приготовить необходимое количество обрывных кусочков бумаги красного цвета.
Намазывая клеем каждый кусочек, плотно наклеить его на основу, прижимая кусочки друг к другу.
Наклеить свою работу в общее панно «Река жизни».
Звучит музыка (Барбарики «Что такое доброта»)
V. Самостоятельная работа учащихся
Дети работают самостоятельно. В случае необходимости учитель помогает им. После изготовления капельки дети объединяют свои работы в общее панно «Река жизни», символизирующее пропаганду добровольного и безвозмездного донорства.
Физминутка
Маленькое солнышко
Я держу в ладошках (показываем ручками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка (ручки наверх, обводим руками себя – «большое солнце»)
Маленькое солнышко я беру руками (показываем маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками (поднимаем руки над головой и смотрим наверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит (показываем руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете! (поднимаем руки над головой и разводим в стороны)
На этом панно наши капельки крови впадают в большую «реку жизни».
Чем больше капелек крови попадет в реку жизни, тем больше людей можно будет спасти.
Учитель.
Действительно, пусть в мире будет как можно больше добрых, отзывчивых и милосердных людей. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Каждый из вас сегодня представил себя донором, отдал свою символическую капельку крови большой «реке жизни». И это похвально. А наше панно мы подарим нашей больнице.
Дифеев Р.
Достается недешево
Счастье трудных дорог,
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастишь деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.
Учитель: Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! Оценка детей