Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Педагоги МОУ «СОШ № 60» ставят перед собой цель- создание условий для оптимального развития детей, совершенствование системы работы школы по стимулированию творческого самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого учащегося.
Цель может быть достигнута при решении следующих задач:
- выявление одаренных детей с использованием различных диагностик;
- найти оптимальные средства обучения, способствующих развитию инициативности и самостоятельности мышления, научно-исследовательских навыков, творчества в учебной и внеурочной деятельности;
- обеспечить научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;
- стимулировать и поддерживать одаренных детей;
- развивать спектр образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности одаренных детей;
- обеспечить благоприятные условия для возможностей творческой самореализации личности в различных видах деятельности;
- подготовить учителей к работе с одарёнными детьми и повысить грамотность родителей в вопросах воспитания.
Для работы с детьми начальной школы были выбраны следующие формы работы:
Учителя, работающие с одарёнными детьми, реализуют технологию проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, дают детям творческие и нестандартные задания. Одной из эффективных форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. В результате этих форм работы происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс- семья и школа. Немаловажна роль природно-обусловленных факторов, влияния целенаправленного воспитания и обучения на развитие личности и одаренности ребенка, но значение семьи также является решающим. Важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего, повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере, обусловливающим развитие высоких способностей ребенка. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать, в каких конкурсах принять участие, помочь своему ребёнку. Поэтому учителю обязательно нужно иметь очень тесную связь с родителями одарённых детей.
Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
Для учителя, работающего с одаренными детьми, очень важно иметь широкий круг интересов, знаний и умений, нетрадиционное, творческое мировоззрение, внутреннюю уверенность и настойчивость.