Давайте обсудим, как примирить НФО и классно-урочную ситему обучения? Может быть, это совсем нереально и делать не нужно? Пусть все неформальное живет в коммерческом секторе, в Диснейлэндах, Кидбургах, игровых зонах Торговых центров?
Уже давно очень хороший директор школы утверждал: больше образования в сотворении снежной бабы, чем в многочасовом уроке грамматики. Вот этого... готовности учителей разделить с детьми радость от переоткрытия мира не хватает нашей школе. Систему Яна Амоса в душах современных сеятелей разумного и вечного изжить крайне трудно...
Для дискуссии - интересная статья на эту тему:
Почему наши дети не должны учиться на отлично (Артем Меллум)
Для меня, как и для многих других людей, учеба в университете прошла с твердым убеждением, что оценки решают все.
Преподаватели и родители твердили, что высокая успеваемость откроет перед тобой все двери этого мира. Высокий балл — это ключ к успешной жизни.
И я слепо верил их словам …
Я помню время, когда учебой я доводил себя до полуживого состояния, только ради того, чтобы получить высокий балл на экзамене.
И мне казалось, что все это имеет смысл, но сейчас … я бы не хотел, чтобы мой ребенок учился так же упорно, как когда-то его отец.
Это звучит странно, но сейчас я объясню свою позицию.
1. Никто и никогда не спрашивал меня о моих оценках
Ни один работодатель никогда не интересовался моими отметками в университете!
Ни в одном резюме мне не встречалась графа «успеваемость», но во всех без исключения был обязательный пункт – «опыт работы».
Еще более удивителен тот факт, что мои навыки работы на компьютере и спортивные достижения придают мне больший «вес» при устройстве на новую работу, чем пятерки в зачетной книжке.
2. Я забыл все, что учил в университете
Моя память устроена исключительным образом, я забывал весь материал сразу же после сдачи экзамена. Когда я впервые пришел на практику, то понял, что, за все годы учебы в университете, я ничему так и не научился.
И хотя мои оценки говорили об обратном, в моей голове была полная каша, обрывки знаний, которые я не знал, как и где применить.
Как оказалось, 5 лет учебы в университете на отлично не давали мне никаких преимуществ перед другими «менее» образованными людьми.
В конечном счете, всего за 2 первых месяца практики я «нахватался» больше полезных знаний и приобрел больше профессиональных навыков, чем за все предыдущие 5 лет погони за хорошими отметками.
Так стоило ли так напрягаться все эти годы?
3. «Хорошие отметки» вредили моему здоровью
Если кто-то может схватывать все «на лету», то я не из числа этих людей. Чтобы «вложить» в свою голову знания, мне приходилось «зубрить» наизусть материал. Перед сессией я учился по 12- 15 часов в сутки. Помню, как «отключался» на парах и в общественном транспорте, потому как сильно недосыпал.
Из-за хронической усталости упала моя продуктивность, знания не лезли в голову, руки «не стояли работу», день проходил как в тумане.
Сегодня я удивляюсь своему упорству, настойчивости и усидчивости — через силу заставлять себя делать то, от чего тебя тошнит. И почему-то уверен, что не смог бы повторить этот «подвиг» вновь.
4. У меня не было времени на других людей
В университете у меня была масса возможностей обзавестись сетью полезных знакомств. Но я этого не сделал.
Учеба и мысли об учебе занимали практически все мое время, у меня не хватало его даже на личные дела и встречу с друзьями.
Пожалуй, самая ценная возможность, которую предлагает университет, – сеть знакомств.
Университет это — плацдарм для новых отношений и проверка своих способностей заводить новые знакомства и поддерживать отношения.
Я подметил следующий интересный факт, те люди, кто были «душой компании» во времена учебы, сегодня хорошо обустроили свою жизнь. Есть среди них даже начальник МРЭО, а ведь ему всего 30. И на пары он, собственно, редко ходил …
Если бы у меня был еще один шанс, я бы предпочел меньше зацикливаться на учебе, а больше времени уделять студенческим движениям, мероприятиям, вечеринкам. А «красный диплом», без всякого сожаления, обменял бы на звание «самого общительного человека».
5. Всему, что мне приносит деньги сегодня, я научился за пределами университета
Эффективное обучение возможно только тогда, когда есть интерес. Современное образование этот самый интерес убивает, забивая голову всевозможными теоретическими фактами, которые никогда не найдут своего применения в реальной жизни.
Порой, просматривая программы на канале Discovery, я за час узнаю об этом мире больше, чем за 15 лет учебы.
Так я выучил английский всего за 1,5 года, когда у меня появился к нему интерес. Хотя, «пытался» учить его 8 лет в школе и еще 5 лет в университете.
Я научился выражать свои мысли на бумаге не на уроках русского языка, а публикуя статьи в своем блоге и порталах вроде LifeHacker.ru
Вот те советы, которые я дам своему сыну, когда он пойдет в школу:
- Разница между 4 и 5 настолько размыта, что вряд ли серьезным образом скажется на качестве твоей жизни. Но вот, чтобы учиться на 5, следует вкладывать куда больше своего времени и сил. Стоит ли овчинка выделки?
- Твои счета оплачивают твои навыки, а не оценки на куске бумаги. Накапливай опыт, а не отметки. Чем больше у тебя опыта в разных областях, тем дороже ты стоишь.
- Красный диплом не даст тебе ощутимых преимуществ, чего не скажешь о влиятельных знакомых. Больше внимания уделяй новым знакомствам и коммуникации с другими людьми, именно они способны открыть перед тобой все двери мира, но никак не твой диплом.
- Занимайся тем, что имеет для тебя смысл, а не тем, что от тебя ожидают другие. Только через интерес станут возможны все твои великие достижения
Статья полностью с комментариями здесь: http://lifehacker.ru/2014/02/22/excellent-losers/.
|
На: Темы НФО: чем должна заниматься современная школа?
Статья-размышление М.В. Груздева о неформальном и дополнительном образовании как "зонам" развития региональной системы образования (во вложении) с базовой идеей "хождение в школу не должно мешать моему образованию"...
На: Темы НФО: чем должна заниматься современная школа?
Хочется вспомнить: «The time is out of joint — O cursed spite, That ever I was born to set it right!» (Shakespeare «Hamlet»)…Что такое уклад? Набор штампов, которые должен вызубрить и выдать в конце очередной ступени образования школьник: «патриот», «волонтер», «гражданин», «воцерковлен»…, «горжусь, что в Сочи будет олимпиада…» и т.п.? Копировать и воспроизводить норму? Сверять «личные часы» по школьным традициям, корни которых уходят в советское небытие или колосятся на нивах современного стабильного существования?
Мы часто слышим, что образование — это подготовка к жизни. Не для школы, а для жизни учимся! Вместе с тем, встает вопрос: для какой жизни? Реальной или «подготовительной»? Придуманной «сверху», описанной во ФГОС, концепциях…, «национальных идеалах»… Переписанной в образовательную программу из Примерной? Надо ли «жестко вписываться в «место», проявлять идентичность, заставлять себя жить там, где плохо, но «чумовой» запах от родного пепелища!? Что-то вроде горячо обсуждаемых в Интернет вопросов г-на Н.С. Михалкова, который он пытался задать себе и госслужбам по никому ненужному на тысячи километров телефону в фильме «Чужая Земля»… А ответ прост. Надо жить в реальной жизни и реальной жизнью. «Преодолевая, переживая «подготовительную жизнь», человек ничего не может испытывать, кроме ощущения тяжести повседневного существования… Время настоящей жизни может быть значительно больше, чем время подготовительной жизни. Только тогда есть смысл готовиться к настоящей жизни, если затраты на эту подготовку окупаются...» (В.Н. Дружинин). Как вырваться их официальных слов, из праздников и конкурсов системы воспитательной работы, из субботников и псевдо-митингов, классных часов «О роли дружбы…?». Как перевести вопрос Б. Пастернака «Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе?» в однозначное – «Моё!»?
Возникает ряд плохо решаемых в настоящей школе проблем. Что способен предпринять педагог для того, чтобы удовлетворить запрос конкретного ребёнка относительно его смыслов, мучающих, запутывающих в сети ложных значений? Идентичность? Бескорыстный Труд? Экология Души? Толерантность? Творчество?… Сколько пыльных вне деятельности слов! Как организовать канал со-общения между учащимся – педагогом – смыслами? Чем будет руководствоваться учащийся, когда ему придется решать проблему осознанного отказа от «ложных идеек»…? Уклад как энергия постоянных изменений? Событийное поле возможностей и следов деятельности?
Для того, чтобы этот «исходный образец» стал реальностью, требуется накопление серьёзной культурной энергии. Воли тех, кто готов оторваться от стереотипов. «Внутри» социальной системы должны быть заложены и без сбоя работать механизмы проектирования смыслов и отношений, дающие каждому индивиду шанс на позитивное жизнестроительство, поиск новых смыслов, самореализацию. «Человеку предстоит самостоятельно осуществить поиск смысла и на том основании, что смысл – это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда «требование момента», адресованное конкретному человеку. Каждая ситуация предполагает новый смысл, и каждого человека ожидает свой смысл. Смысл должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку» (М.И. Рожков).
Класс развития сидит за партами. Штудирует очередной «единый учебник» отечественной истории, ходит в «единой школьной форме», мрачно сознает неготовность к Единому государственному экзамену и собирается списать «домашку по алгебре», грустными глазами взирая на урбанистический пейзаж за евроокном. Не верите? Посмотрите фильм А. Велединского «Географ глобус пропил»... Чтобы паровоз культуры набрал стартовую мощь, требуется импульс сверхидеи. Пусть через ее переоткрытие. Через возвращение к классике. Инженерам ее выносить всегда труднее, чем лидерам духовной сферы! Лазерные установки, новые виды транспорта, регенерация клетки... Пафос всепобеждающей науки (неопозитивистский ход) может заложить рельсы в тупик. Дон Кихоты должны прийти раньше Гамлетов! Что станет той золотой каплей, которая переполнит чашу терпения Дон Кихотов и доведет их до такого потрясения, что позовет на подвиги? Какую песню мы споем безумству храбрых?
Новая школа – это «школа личностно значимых событий». Допустим. Но как в нее попасть? Думается, к каждому ребёнку не приедет добрый волшебник Дамблдор из школы чародейства и магии Хогвартс для всестороннего развития и разработки залежей его талантов. В «мою концепцию меня самого» (Ю. Хабермас) попасть не просто. Она не возникает из ниоткуда. Это не мыльный пузырь личных фантазий на темы «быть или не быть?», «что делать?», «куда ж нам плыть?» и т.п. Это не «чужой текст», в котором так хочется спрятаться, чтобы оправдываться истериками личных обстоятельств, семейным и социальном контекстом.
Учить и учиться создавать свой Текст! Текст, который будет угадываться в тихих словах, в чем-то сокровенном, глубоком, тайном. Проговариваемом в особых ситуациях, а не на занятии по теме «Нравственные уроки...» или классном часе «Задумайся о родине, сынок». Недостаточно просто звенеть побрякушками личностных и метапредметных результатов ФГОС, зааплодировать «национальный воспитательный идеал»... Необходимо создать образовательную среду попадания в подлинный текст! Текст, который будет просвечивать в укладе, паузах, творчестве, идее. А именно «идейного человека» (Ф.М. Достоевский) нам сейчас крайне не хватает. Важно создать свой культурный проект (как текст-обращение, послание своему Времени). Что позволит совпасть с собой? – классика, современный гипертекст, проекты, блоггерство – не суть, главное, чтобы вызрела готовность к жизнетворчеству, к высказываниям, к мыслям на полях...
Образование задохнулось переменами, позабыв, с какого урока идет, на какой не успевает и какой решило прогулять. Вместо кардинальных изменений, затрагивающих суть и основания процессов, мы продолжаем распиливать бюджеты на подкрашивание заборов закупками мгновенно устаревающих гаджетов, медиа-пособий, вкладываемся в технические решения, которые берет в свои руки педагог, привыкший более тридцати часов, по старинке, зачитывать от корки до корки очередной опус «окружающего мира» и демонстрировать через документ-камеру несколько заботливо найденных Большим Братом картинок.
Личностное и метапредметное выплеснулось за борт бездонной ложки классно-урочной системы, с помощью так называемых технологий открытого образования, нацеленных отрейтинговать, нарастить мускулы риторических приемов, набить пустыми бумажками портфолио, научить эдисонов нового поколения нажимать необходимые клавиши … и выплюнуть их отрабатывать карму неконкурентоспособности.
Неравенство в образовании действительно увеличивается. В подлинном образовании. А псевдообразование процветает, выпускается, успешно сдает ЕГЭ, играет в «сделаем это по-быстрому» за студенческой скамьей, а, получив диплом, пополняет собой армию менеджеров торговых залов и продавцов иллюзий.
Настоящие реформы должны проникнуть вглубь и прорасти в толще сложнейших культурных процессов – в реальных уроках поколений, разрабатывающих когда-то замыслы интеллектуальных проектов, опредмеченных в социальных и производственных процессах. В ХХ веке за этими уроками всегда слышался голос реального человека, иногда улыбчивого, с не вовремя развязавшимся шнурком, иногда бесшабашного, увлеченного то небывалыми землями, то голубями, то нерешаемой задачей. Реальный человек. Не человеко-единица и не класс-комплект. Человек мечтающий. Неторопливый. Пытливый. Несуетный. А если таких группа? Ищущих, а не потребляющих. Ошибающихся, а не сдающих тест. Свободных, а не вписанных в финансовую норму и процент. А пока перемена. В классе пусто…
Почему жесткий мир за стенами дома брался за скобки, выносился в пласт «допущения и риски», принимал образ привычных магазинов, освещенных улиц, оплачиваемой работы? Такое похмелье сегодня после эйфории многолетних реформирований прочувствует страшными головными болями школа. И никакое лекарство (даже народное – «переждем») не помогает.
Новое поколение образовательных стандартов своим ультрафиолетовым лучом высветила невозможность вернуться к прежнему, но и абсолютную беспомощность в движении вперед. Шатание и разброд. Объявление местных успехов революционными потрясениями в образовании. Неотмытые от мела пальцы судорожно водят по интерактивным доскам, а губы прошевеливают: «Пусть на этот год с ЕГЭ пронесет, не дай бог двоек…». Ветер гоняет по заснеженным и неуютным улицам прокламации и листовки: «Вся власть Управляющим советам!», «Да здравствуют новые образовательные стандарты», «Путин нам поможет»…А учитель… продолжает учить.