Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Духовный труд – основное нравственное достоинство человека

Submitted by elena naumova on Tue, 09/06/2009 - 06:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Наумова Елена Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 2 с.Некрасовка Хабаровского края
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
1. Дать понятие о личности и творчестве писателя 2. Вырабатывать умение работать с учебной литературой, пересказывать, определять главную мысль, находить и определять роль выразительно-художественных и морфологических средств создания образа 3. Формировать культуру учебного труда, помочь школьникам оценить красоту окружающего мира
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемое оборудование: 

1. Доска

2. Компьютер

3. Экран

4. Диапроектор

5. ЦОРы (фильм, презентация)

Используемые ЦОР: 

 

1. Фильм "Л.Миланич говорит..."

2. Презентация "Что такое красота?"

3. Песни на слова Н.Заболоцкого (Облетают последние маки, Со мною вот что происходит, Моей душе покоя нет)   из Интернета, сайт  /http://www.sovmusik.ru/

Краткое описание: 
Видеофильм (ссылка в разработке) Автор встречалась с хабаровским поэтом Л.И.Миланич, беседовала с ней, сняла видео и сделала на этом материале фильм. Во время урока все присутствующие выслушали обращение поэта к школьникам, определили идею, высказали собственное мнение.

Перед уроком.

- Звучит песня на слова Н.Заболоцкого «Опадают последние маки…» (Из к/ф «Служебный роман»)

- На экране – портрет Заболоцкого и эпиграф:

Не позволяй душе лениться…

 

Начало урока.

Представление гостей.

Вы слышите замечательную песню, написанную на слова Н.Заболоцкого. много стихов поэта звучит с экрана. Стихов, которые заставляют человека задуматься: так ли он живет? Добрая ли у него душа? Легко ли с ним людям?

В ходе урока, работая с текстами стихов Н.Заболоцкого, определяя роль изобразительно-выразительных средств, все мы попытаемся ответить на вопрос: что есть труд души? Почему поэт утверждает: «Не позволяй душе лениться…»

Тихо звучит музыка.

На ее фоне звучат стихи:

КожухарьА., Шершов Д.  читают наизусть: «О красоте человеческих лиц»

Евсеенко А. , Кучеров М. - «Некрасивая девочка»

Раскрывают главную мысль стихотворений?           

ВСЕМ задание: на распечатанных листах определить главную мысль и выбрать лучшую работу (Работы прилагаются «О красоте .

 

Н.Заболоцкий в стихотворении задал вопрос: «Что есть красота»?

«Что есть красота»?    Ответ на этот вопрос искал поэт в течение всей своей жизни. Поэт вглядывается в обыденную жизнь и старается найти в ней красоту. Грязное увидеть всегда легко. Найти хорошее – труднее. Чтобы найти хорошее – надо чтобы душа потрудилась.

Что же такое красота в понимании поэта и вас, учеников, жителей XXI века?                  (Ответ Жени Майданюка и Григорьева Сергея по домашней презентации  «Что есть красота»?)

Учитель. Наш урок мы с вами начали со стихов поэта Н.А.Заболоцкого. Со стихов поэта.

Поэт создает поэтические произведения, поэзию, лирику. Кто такой поэт?      Что такое лирика?

Ответ ученика. Лирика – это поэтическое произведение, в котором поэт говорит о своем, личном, индивидуальном понимании окружающего мира.

Перед вами портрет молодого Н.Заболоцкого.   

Поэт помогал читателю (слушателю) понять стихотворение с помощью используемых им выразительно-художественных средств.

Поэт помогает понять читателю внутреннее состояние какого-либо образа. Этим образом может быть и природа: туманное небо, плакучая ива, звенящий родник.  Этим образом может быть и человек.

Внутреннее состояние. Это то чувство, которое переполняет какой-либо образ. Чувство одиночества. Чувство радости. Чувство печали. Когда человек чувствует печаль, он говорит: «Душа плачет». Когда человек радуется, он говорит: «Душа поет»

Что же такое душа?

Покосенко Д., Нечаева Н. читают стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…». Называют главную мысль стихотворения.

Учитель. Определите тему стихотворенияя. О чем оно?

А что такое «душа»?

Ответы учеников с использованием словаря.     Бевзюк Н., Сочнева М.

Учитель. Мы с вами хорошо знаем типы речи. Назовите их.  

·         повествование,

·         описание,

·         рассуждение.

Определите тип речи в этом стихотворении.  (рассуждение)

- Рассуждение предполагает философское начало. Кто такой философ?

Ответы учеников.

 

Учитель. То есть мы с вами вместе с поэтом – философы. Мы – философы. То есть и мы вместе с поэтом рассуждаем.     О чем?

Ответы учеников с помощью словаря. О душе. Что же такое «душа»?

Учитель. Прочитаем по строфам стихотворение (Сосня В.), обратим внимание, как называет поэт душу? (читаем по строфам):    

·         душа

·         она

·         лентяйка

·         она

·         она

·         рабыня, царица, работница, дочь, она.

Учитель. Какое изобразительное средство использует поэт в последней строфе, говоря о душе: рабыня, царица, работница, дочь? (эти слова на слайде).

Ответы учеников. Антитеза.   Зачем в стихотворении антитеза?

Учитель. К кому обращается поэт-философ, говоря о душе-лентяйке, душе-царице, душе-рабыне, душе-дочери? К читателям? К читателю?

Ответы учеников. К читателю!

Учитель.    С помощью какой части речи поэт обращает внимание читателя на то главное, что заложено в стихотворении? Поработайте с текстом.

Ответы учеников. Поэт использует глаголы:    

·         не позволяй

·         гони

·         не разрешай

·         хватай

·         учи

·         мучай

(глаголы – на слайде)

Учитель. Глаголы какого наклонения использует поэт? Автор советует читателю? Автор убеждает читателя? Автор приказывает читателю?

Почему вы так решили?

Ответ Паши Родина. (д/з: задание 2 на с.166).

Учитель. Почему – приказ?

Ответы учеников. Потому что она – лентяйка. Она – рабыня.

 

Учитель. Но она же и царица! Она же и дочь!

Как совместить эти разные понятия: царица и рабыня, лентяйка и дочь?

В душе человека часто переплетаются доброта и злость, красота и ненависть.

Что победит?          ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ЧЕЛОВЕКА!

Учитель. Обратите внимание на последнюю строфу. В ней трижды повторяется одно слово. Такой прием называется  АНАФОРА. Определите роль  АНАФОРЫ

Ответы учеников.

Учитель. Найдите  метафоры в стихотворении.  Какова их роль?   Ответ Нечаевой Н.

Учитель. Все стихотворение построено на метафорах.  Автор подсказывает читателю – душа как человек – живая!  Она так же, как и человек, страдает. Она так же, как и человек, радуется. Она так же, как и человек, ленится. Она так же, как и человек, царствует над злом.

Душа рожденного ребенка – светлая, радостная. Маленький человечек страдал, появляясь на свет, громко кричал. Но пришел в этот мир – и улыбнулся маме. Потом улыбнулся солнечному лучику над кроваткой. Душа человека всегда светлая.

Но растет человек – становится ленивым. От кого это зависит? От него самого.

Поэтому: «не позволяй душе лениться»!

Объясните это выражение!    Ответ Рудакова Стаса.

Учитель. Раскрыть главную мысль стихотворения помогает и композиция. Композиция – это построение произведения. (высвечивается слайд).

Слушаем    Степу Чеховских: д/з: задание 4 на с.166 (Стихотворение имеет «кольцевую» композицию. Это значит, что одинаковая мысль начинает и заканчивает произведение, создавая «кольцо». Какая это мысль?)

Ответ ученика. Кольцевая композиция помогает понять нам, что наша «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».

Учитель. Таким образом, мы с вами, философами, вышли на определение главной мысли стихотворения, на определение идеи стихотворения. Назовите ее.

Ответы учеников.

Учитель. Труд души характерен и для самого поэта. Что бы ни было в его жизни – его душа всегда трудилась.   На слайде - ПОРТРЕТ ПОЭТА

Определите  главную мысль текста на с. 164-165. Как главная мысль текста соотносится с главной мыслью стихотворения?            Ответ Жени Майданюк

Учитель. Сквозное слово лирики Н.Заболоцкого – душа.

 

 

"Не позволяй душе лениться! / Чтоб в ступе воду не толочь, / Душа обязана трудиться / И день и ночь, и день и ночь! / Гони ее от дома к дому, / Тащи с этапа на этап..." Это написано после лагеря и ссылки, куда поэта отправили якобы за то, что он пытался прорыть тоннель до Бомбея по заданию английской разведки.

Так что слова про этап вырвались сами собой. Там есть и другие страшные признания - о том, что если дать поблажку этой самой душе, "она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет". Видно, срывали, и не раз. Тут еще парафраз евангельской притчи: "Если снимут с тебя рубашку, отдай и кафтан". Но отдавать Заболоцкому после возвращения из казахстанской ссылки было нечего.

Его творчество после тюрьмы, лагеря и ссылки настолько зашифровано и замаскировано самим поэтом, что до понимания его в полной мере мы и сегодня не доросли. "А если это так, то что есть красота / И по чему ее обожествляют люди? / Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?"

Если говорить о поэзии Заболоцкого, то она, конечно же, огонь в сосуде. А сосуд - сам поэт, к сожалению, как все сосуды, беззащитный и хрупкий. Сердце не выдержало тяжелых воспоминаний и разорвалось, когда духовные силы были неиссякаемы.

Его поэзия всегда считалась элитарной, но вдруг вся страна запела хит на бесхитростные слова: "Очарована, околдована, / С ветром в поле когда-то по венчана..."

Во всех хрестоматиях есть его "Некрасивая девочка" - вариант Царевны лягушки в новом контексте.

Соприкоснулась страна с поэзией Заболоцкого и в фильме "Доживем до понедельника", где Вячеслв Тихонов поет "Иволгу": "В этой роще березовой..."

Что-то очень колдовское и магически привлекательное есть даже в самых простых стихах этого космического колдуна в круглых старомодных очках и пижаме, каким он запечатлен на снимках послед них лет...  (НА СЛАЙДЕ - ПОРТРЕТ ПОЭТА)

Учитель. Сегодня мы с вами были философами. Над чем мы размышляли? Что такое «труд души»?

Ребята сделали фильм о всрече с хабаровским поэтом Л.И.Миланич. ваша задача - определить главную мысль обращения поэта к вам, школьникам, и высказать свое мнение по этому поводу.

Слушаем ответы ребят.

Обратимся к теме урока.     Что есть нравственность?

Учитель. К уроку вы приготовили книжки самиздата «О чем поет моя душа». Какова главная мысль ваших книг?

Ответы учеников.

Подведение итога урока. Спасибо всем за работу на уроке, за ваш труд души.

Оценки

Д/з: пересказ, определение главной мысли текста

 

 

 

Прикрепленный файл Size
К-Ф__Служебный_Роман__-_Облетают_Последние_Маки.mp3 5.32 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн