Духовный труд – основное нравственное достоинство человека
Submitted by elena naumova on Tue, 09/06/2009 - 06:07
Перед уроком.
- Звучит песня на слова Н.Заболоцкого «Опадают последние маки…» (Из к/ф «Служебный роман»)
- На экране – портрет Заболоцкого и эпиграф:
Не позволяй душе лениться…
Начало урока.
Представление гостей.
Вы слышите замечательную песню, написанную на слова Н.Заболоцкого. много стихов поэта звучит с экрана. Стихов, которые заставляют человека задуматься: так ли он живет? Добрая ли у него душа? Легко ли с ним людям?
В ходе урока, работая с текстами стихов Н.Заболоцкого, определяя роль изобразительно-выразительных средств, все мы попытаемся ответить на вопрос: что есть труд души? Почему поэт утверждает: «Не позволяй душе лениться…»
Тихо звучит музыка.
На ее фоне звучат стихи:
КожухарьА., ШершовД. читают наизусть: «О красоте человеческих лиц»
Евсеенко А. , Кучеров М.- «Некрасивая девочка»
Раскрывают главную мысль стихотворений?
ВСЕМзадание: на распечатанных листах определить главную мысль и выбрать лучшую работу (Работы прилагаются «О красоте .
Н.Заболоцкий в стихотворении задал вопрос: «Что есть красота»?
«Что есть красота»? Ответ на этот вопрос искал поэт в течение всей своей жизни. Поэт вглядывается в обыденную жизнь и старается найти в ней красоту. Грязное увидеть всегда легко. Найти хорошее – труднее. Чтобы найти хорошее – надо чтобы душа потрудилась.
Что же такое красота в понимании поэта и вас, учеников, жителейXXIвека? (Ответ Жени Майданюка и Григорьева Сергея по домашней презентации «Что есть красота»?)
Учитель. Наш урок мы с вами начали со стихов поэта Н.А.Заболоцкого. Со стихов поэта.
Поэт создает поэтические произведения, поэзию, лирику. Кто такой поэт? Что такое лирика?
Ответ ученика. Лирика – это поэтическое произведение, в котором поэт говорит о своем, личном, индивидуальном понимании окружающего мира.
Перед вами портрет молодого Н.Заболоцкого.
Поэт помогал читателю (слушателю) понять стихотворение с помощью используемых им выразительно-художественных средств.
Поэт помогает понять читателю внутреннее состояние какого-либо образа. Этим образом может быть и природа: туманное небо, плакучая ива, звенящий родник. Этим образом может быть и человек.
Внутреннее состояние. Это то чувство, которое переполняет какой-либо образ. Чувство одиночества. Чувство радости. Чувство печали. Когда человек чувствует печаль, он говорит: «Душа плачет». Когда человек радуется, он говорит: «Душа поет»
Что же такое душа?
Покосенко Д., Нечаева Н. читаютстихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…». Называют главную мысль стихотворения.
Учитель. Определите тему стихотворенияя. О чем оно?
А что такое «душа»?
Ответы учеников с использованием словаря.Бевзюк Н., Сочнева М.
Учитель. Мы с вами хорошо знаем типы речи. Назовите их.
·повествование,
·описание,
·рассуждение.
Определите тип речи в этом стихотворении. (рассуждение)
- Рассуждение предполагает философское начало. Кто такой философ?
Ответы учеников.
Учитель. То есть мы с вами вместе с поэтом – философы. Мы – философы. То есть и мы вместе с поэтом рассуждаем. О чем?
Ответы учеников с помощью словаря. О душе. Что же такое «душа»?
Учитель. Прочитаем по строфам стихотворение (Сосня В.), обратим внимание, как называет поэт душу? (читаем по строфам):
·душа
·она
·лентяйка
·она
·она
·рабыня, царица, работница, дочь, она.
Учитель. Какое изобразительное средство использует поэт в последней строфе, говоря о душе: рабыня, царица, работница, дочь? (эти слова на слайде).
Ответы учеников. Антитеза. Зачем в стихотворении антитеза?
Учитель. К кому обращается поэт-философ, говоря о душе-лентяйке, душе-царице, душе-рабыне, душе-дочери? К читателям? К читателю?
Ответы учеников. К читателю!
Учитель. С помощью какой части речи поэт обращает внимание читателя на то главное, что заложено в стихотворении? Поработайте с текстом.
Ответы учеников. Поэт использует глаголы:
·не позволяй
·гони
·не разрешай
·хватай
·учи
·мучай
(глаголы – на слайде)
Учитель. Глаголы какого наклонения использует поэт? Автор советует читателю? Автор убеждает читателя? Автор приказывает читателю?
Почему вы так решили?
Ответ Паши Родина. (д/з: задание 2 на с.166).
Учитель. Почему – приказ?
Ответы учеников. Потому что она – лентяйка. Она – рабыня.
Учитель. Но она же и царица! Она же и дочь!
Как совместить эти разные понятия: царица и рабыня, лентяйка и дочь?
В душе человека часто переплетаются доброта и злость, красота и ненависть.
Что победит? ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ЧЕЛОВЕКА!
Учитель. Обратите внимание на последнюю строфу. В ней трижды повторяется одно слово. Такой прием называется АНАФОРА. Определите роль АНАФОРЫ
Ответы учеников.
Учитель. Найдите метафоры в стихотворении. Какова их роль?Ответ Нечаевой Н.
Учитель. Все стихотворение построено на метафорах. Автор подсказывает читателю – душа как человек – живая! Она так же, как и человек, страдает. Она так же, как и человек, радуется. Она так же, как и человек, ленится. Она так же, как и человек, царствует над злом.
Душа рожденного ребенка – светлая, радостная. Маленький человечек страдал, появляясь на свет, громко кричал. Но пришел в этот мир – и улыбнулся маме. Потом улыбнулся солнечному лучику над кроваткой. Душа человека всегда светлая.
Но растет человек – становится ленивым. От кого это зависит? От него самого.
Поэтому: «не позволяй душе лениться»!
Объясните это выражение! Ответ Рудакова Стаса.
Учитель. Раскрыть главную мысль стихотворения помогает и композиция. Композиция – это построение произведения. (высвечивается слайд).
Слушаем Степу Чеховских: д/з: задание 4 на с.166 (Стихотворение имеет «кольцевую» композицию. Это значит, что одинаковая мысль начинает и заканчивает произведение, создавая «кольцо». Какая это мысль?)
Ответ ученика. Кольцевая композиция помогает понять нам, что наша «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».
Учитель. Таким образом, мы с вами, философами, вышли на определение главной мысли стихотворения, на определение идеи стихотворения. Назовите ее.
Ответы учеников.
Учитель. Труд души характерен и для самого поэта. Что бы ни было в его жизни – его душа всегда трудилась. На слайде - ПОРТРЕТ ПОЭТА
Определите главную мысль текста на с. 164-165. Как главная мысль текста соотносится с главной мыслью стихотворения?Ответ Жени Майданюк
Учитель. Сквозное слово лирики Н.Заболоцкого – душа.
"Не позволяй душе лениться! / Чтоб в ступе воду не толочь, / Душа обязана трудиться / И день и ночь, и день и ночь! / Гони ее от дома к дому, / Тащи с этапа на этап..." Это написано после лагеря и ссылки, куда поэта отправили якобы за то, что он пытался прорыть тоннель до Бомбея по заданиюанглийскойразведки.
Так что слова про этап вырвались сами собой. Там есть и другие страшные признания - о том, что если дать поблажку этой самой душе, "она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет". Видно, срывали, и не раз. Тут еще парафраз евангельской притчи: "Если снимут с тебя рубашку, отдай и кафтан". Но отдавать Заболоцкому после возвращения из казахстанской ссылки было нечего.
Его творчество после тюрьмы, лагеря и ссылки настолько зашифровано и замаскировано самим поэтом, что до понимания его в полной мере мы и сегодня не доросли. "А если это так, то что есть красота / И по чему ее обожествляют люди? / Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?"
Если говорить о поэзии Заболоцкого, то она, конечно же, огонь в сосуде. А сосуд - сам поэт, к сожалению, как все сосуды, беззащитный и хрупкий. Сердце не выдержало тяжелых воспоминаний и разорвалось, когда духовные силы были неиссякаемы.
Его поэзия всегда считалась элитарной, но вдруг вся страна запела хит на бесхитростные слова: "Очарована, околдована, / С ветром в поле когда-то по венчана..."
Во всех хрестоматиях есть его "Некрасивая девочка" - вариант Царевны лягушки в новом контексте.
Соприкоснулась страна с поэзией Заболоцкого и в фильме "Доживем до понедельника", где Вячеслв Тихонов поет "Иволгу": "В этой роще березовой..."
Что-то очень колдовское и магически привлекательное есть даже в самых простых стихах этого космического колдуна в круглых старомодныхочкахи пижаме, каким он запечатлен на снимках послед них лет... (НА СЛАЙДЕ - ПОРТРЕТ ПОЭТА)
Учитель. Сегодня мы с вами были философами. Над чем мы размышляли? Что такое «труд души»?
Ребята сделали фильм о всрече с хабаровским поэтом Л.И.Миланич. ваша задача - определить главную мысль обращения поэта к вам, школьникам, и высказать свое мнение по этому поводу.
Слушаем ответы ребят.
Обратимся к теме урока. Что есть нравственность?
Учитель. К уроку вы приготовили книжки самиздата «О чем поет моя душа».Какова главная мысль ваших книг?
Ответы учеников.
Подведение итога урока. Спасибо всем за работу на уроке, за ваш труд души.