Submitted by Елена Александровна Пономарева on Fri, 25/04/2014 - 23:57
Это первый урок химии, если у обучающихся не было пропедевтического курса. Поэтому очень важно, каким будет формироваться их представление о предмете.
На первом уроке ученики изучают правила техники безопасности при работе в кабинете химии, узнают, что такое свойства вещества, знакомятся с возможностью использования справочников для получения информации о физических свойствах вещества.
Одним из самых популярных источников справочной информации сегодня является сеть Интернет. Но компьютерным классом воспользоваться на уроке нельзя: психологически важно, чтобы первый урок прошел в кабинете химии. Мобильный компьютерный класс (ноутбуки) также использовать нежелательно, так как на рабочих столах будут реактивы (предусмотрен лабораторный опыт). Поэтому для выхода в Интернет предполагается использовать сотовые телефоны обучающихся. Достаточно, если их будет несколько (1-2-3) на класс. Те пары учеников, которые найдут информацию, расскажут о технологии поиска остальным. Если сотовых телефонов с возможностью выхода в сеть окажется больше (5-6), можно разбить учеников на группы и организовать поиск в группе. Если сотовых телефонов с выходом в сеть в классе не окажется совсем, в качестве запасного варианта можно дать задание кому-то из учеников найти информацию, воспользовавшись компьютером учителя и прокомментировать свои действия для всего класса. Перед началом урока спрашиваем обучающихся о наличии телефонов с выходом в Интернет и просим телефоны включить.
Ход урока
1.Организационный момент – 5 мин
Знакомство класса с учителем и требованиями к изучению предмета (учебник, тетради, расписание, кабинет).
С чего бы логично было начать изучение химии? (Ответ обучающихся: узнать, что это за предмет, и что мы будем изучать). Итак, записываем тему: «Предмет и задачи химии». Слайд 1.
Но прежде, чем взяться за изучение, необходимо осознать, что кабинет, в котором мы находимся, может таить в себе опасности, если не знать, как правильно работать с веществами.
2.Знакомство с правилами безопасной работы в кабинете химии – 7 мин
Слайд 2. Задание: Работаем в парах. Рассмотрите внимательно облако слов.
Соберите из этих слов правила, как работать в химическом кабинете. Запишите их в тетради.
(Кто-то из обучающихся зачитывает получившиеся правила, остальные сверяют свой вариант ответа).
Ответ: (Слайд 3) Нельзя:
делать непредусмотренные опыты;
пробовать вещества на вкус;
употреблять пищу в кабинете;
оставлять склянки с реактивами открытыми.
Надо:
работать осторожно;
использовать вещества экономно;
содержать рабочее место в порядке;
вымыть руки после работы.
Комментарий учителя с демонстрацией. Каких правил здесь не хватает? Прежде чем приступить к эксперименту, познакомьтесь с инструкцией. Твердые вещества насыпаются сухой ложечкой или сухой пробиркой. Наливая жидкости, держите склянку этикеткой вверх. Определяйте запах вещества осторожно, направляя воздух ладонью к себе. Нагревая пробирку, держите ее отверстием от людей. Если что-то разлили, рассыпали, сразу скажите учителю.
3.Изучение новой темы
Эвристическая беседа – 15 мин
Слово «химия» знакомо всем. Давайте попробуем объяснить, что это такое. (Предположения учащихся – любые).
Прежде всего, это – наука. А изучает она вещества, их состав, свойства и превращения. (Определение записывается в тетради – слайд 4). Пробуем понять все слова этого определения.
Вещества.
Слайд 5. Задание: Распределите слова в два столбика: Конфета, сахар, пластмасса, линейка, снежинка, вода, стекло, стакан.
Проверяем. На какие две группы вы распределили?
(Ответ обучающихся: вещества и тела. Вещества: сахар, пластмасса, вода, стекло. Тела: конфета, линейка, снежинка, стакан. Слайд 6.)
Кто теперь попробует дать определение, что такое вещества?
(Предполагаемый ответ обучающихся: Вещества – это то, из чего состоят окружающие тела. Слайд 7.)
2)Состав. Слайд 8.
Итак, тела состоят из веществ. А из чего состоят вещества? (Из молекул. А молекулы - из атомов).
Слайд 9. В большинстве случаев так и есть. Но вот, например, как выглядит строение кристалла поваренной соли. Есть ли здесь молекулы? Нет. Здесь все атомы образуют единую структуру – кристаллическую решетку. Таким образом, наряду с молекулярными существуют и немолекулярные вещества.
Слайд 10. Атомы одного вида называются химическим элементом. Например, все атомы водорода – это химический элемент водород. Все химические элементы собраны в Периодической системе химических элементов.
Сколько атомов и химических элементов в молекуле воды? (3 атома и 2 химических элемента).
Слайд 11. Химический элемент может существовать в виде отдельных атомов, простых веществ и сложных веществ. Простыми называются вещества, которые состоят из одинаковых атомов, сложными – которые состоят из разных атомов. Если вещество называется так же, как химический элемент, значит, оно простое.
Слайды 12-16. Задание: Определите, относится иллюстрация к простому веществу, сложному или смеси. Поясните. Сколько атомов и сколько химических элементов в молекулах этих веществ?
12 13 14 15 16
(12 – 1 атом, 1 элемент, простое вещество; 13 – 3 атома, 2 элемента, сложное вещество; 14 – 2 атома, 1 элемент, простое вещество; 15 – 7 атомов, 3 элемента, сложное вещество; 16 – смесь двух простых веществ, молекулы одного состоят из 1 атома, 1 элемента, молекулы другого – из 2 атомов, 1 элемента)
Свойства.
Как вы понимаете слово «свойства». (Это качества объекта) Какие же свойства есть у веществ? Принято делить их на две группы – физические и химические.
Возьмем алюминий. Как описать его свойства? (на примере алюминия даем название каждому свойству и составляем схему. Слайд 17.
«Проводит ток – электропроводность, твердое вещество – агрегатное состояние, серебристо-белый – цвет» и т.д.)
Свойства, которые имеют численное значение – температура плавления и кипения, плотность, теплоемкость – смотрят в справочнике.
Лабораторный опыт – 6 мин
Опишите физические свойства меди и серы.
Внимательно рассматриваем вещество, описываем те свойства, которые видим. Растворимость в воде надо проверить. Остальные свойства надо найти в справочнике. Нам помогут те ребята, у которых сотовые телефоны имеют выход в интернет. (Кому-то из обучающихся даем задание найти по справочнику бумажном варианте)
(Медь. Вещество розового цвета, без запаха, агрегатное состояние твердое, обладает металлическим блеском, электро- и теплопроводностью, пластична, в воде не растворяется, температура плавления 1083˚С, температура кипения - 2567˚С, плотность – 8,93 г/см3
Сера – твердое кристаллическое вещество желтого цвета, без запаха, плотность - 2 г/см3, температура плавления 120˚С, температура кипения - 445˚С, нерастворима в воде, не тонет, так как не смачивается водой, практически не проводит тепло и ток, хрупкая.
При проверке просим объяснить обучающихся, как они нашли свойства этих веществ в справочнике и в сети Интернет).
Превращения.
Или химические реакции. Это процессы, в которых одни вещества превращаются в другие. Слайд 18.
Железная проволочка горит в кислороде. Атомы железа соединяются с кислородом, превращаясь в железную окалину.
Как мы узнаем, что произошла химическая реакция? (Новые вещества будут обладать другими свойствами)
Давайте еще раз вернемся к нашему определению химии. Кто мне его напомнит? (Обучающиеся вспоминают определение химии). Все ли слова теперь нам понятны в нем? Возникли какие-то вопросы?
Виртуальная экскурсия – 5 мин
В следующей части урока мы выясним, какие задачи стоят перед химией сегодня. Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию, на ВДНХ. Вы знаете, что такое ВДНХ? (Выставка достижений народного хозяйства, сейчас – Всероссийский выставочный центр, главная выставка России и Москвы) Вы увидите некоторые из достижений химии.
Задание: На основе фактов, рассказывающих об успехах химии, сформулируйте задачи, которые стоят перед ней.
Просмотр презентации «Виртуальная экскурсия на ВДНХ». Слайды комментирует учитель.
(Предполагаемый ответ обучающихся:
Задачи химии:
1. Получение необходимых человеку веществ: пластмассы, ткани, лекарства и т.д.
2. Поиск новых веществ с заданными свойствами
3. Защита окружающей среды)
4.Закрепление изученного материала – 5 мин
Игра «Пинг-понг»
Играя в пинг-понг, участники перекидываются маленьким легким шариком. Главное при этом – быстрота и точность. Мы будем перебрасываться вопросами по тому материалу, который изучали на уроке. Я задаю первый вопрос кому-то из вас. Тот, кому этот вопрос достался, отвечает на него, называет любого ученика класса и задает свой вопрос ему. Вопросы должны иметь краткий и четкий ответ. Например: Как правильно определять запах вещества? Кислород – простое вещество или сложное? Играем.
5.Подведение итогов урока – 3 мин
Рефлексия
Продолжаем нашу игру. Только теперь вы пытаетесь быстро продолжить мою фразу: «Открытие, которое я сделал сегодня на уроке,…». Итак, «Открытие, которое я сделала сегодня на уроке, - замечательный и неравнодушный 8 А класс, который умеет активно работать». (Далее продолжают обучающиеся)