Submitted by Елена Александровна Пономарева on Fri, 25/04/2014 - 23:31
Обобщающий урок по теме "Металлы" в 9 классе проходит в игровой форме.
Учитель заранее выбирает себе помощников (3-4 человека). В их задачу будет входить оценка ответов команд, подсчет баллов, отражение счета на табло, поддерживание чистоты доски. Остальные учащиеся класса делятся на три команды.
Оформление кабинета: столы расставлены для трех команд, остальные сдвинуты назад. Доска разделена на три части. Табло на стене, где будет фиксироваться продвижение команд.
Ход урока.
Распределение по командам
При входе в класс каждый обучающийся вытягивает листок со знаком химического элемента-металла. Необходимо проследить, чтобы количество карточек совпадало с количеством обучающихся, и количество карточек по семействам элементов было одинаково:
Li; Na; K; Rb; Mg; Ca; Ba; Sr (s-семейство)
Al; Ga; In; Ge; Ti; Sb; Sn; Pb (p-семейство)
Fe; Cu; Zn; Ag; Cr; Ni; Au; Hg (d-семейство)
В начале урока обучающимся предлагается занять место за столом, соответствующем семейству элементов на его карточке. 1 стол – -семейство, 2 стол – -семейство, 3 стол – -семейство.
Оргмомент
Учитель сообщает тему и цель урока.
Рефлексия
Каждый ученик оценивает уверенность в своих знаниях по разделам темы «Металлы». Результаты самооценки заносятся в таблицу.
Тема «Металлы»
Знаю уверенно
Знаю не очень уверенно
Знаю плохо
Особенности строения атомов
Кристаллическая решетка
Физические свойства
Химические свойства
Получение
После заполнения таблицы откладываются в сторону.
1 раунд.
Ответы на вопросы первого раунда допускают вариативность. После обсуждения в команде ее представитель записывает ответ на своей части доски. Для обсуждения и записи варианта ответа команды имеют 2 минуты.
Вопрос 1
М.В. Ломоносов дал такое определение металлов: «Металлы – светлые тела, которые ковать можно». Запишите 4 слова, которые объясняют причину этих свойств.
Комментарий для учителя. «Светлые тела» - то есть, имеющие блеск, отражающие свет. Свет рассеивается на свободных электронах, поэтому правильными ответами будут: «свободные электроны», «отражение света», «рассеивание света», «металлический блеск» и др. «Которые ковать можно» - причина в свойствах металлической связи, при деформации кристаллической решетки электроны продолжают удерживать положительно заряженные ионы в отрицательном поле. Следовательно, правильные ответы: «металлическая связь», «свойства связи», «свойства решетки» и т.д.
После того, как команды напишут на доске свои ответы (4 слова), просматривается фрагмент ЭОР «Физические свойства металлов» (вкладки: «металлический блеск» и «пластичность»). Если у обучающихся появляются вопросы, нужно обсудить ответы.
Вопрос 2
Имеется руда, содержащая оксид меди (II). Предложите способ получить из нее медь, запишите уравнение реакции.
Комментарий для учителя. Правильными ответами будут реакции восстановления меди из оксида с помощью водорода, угля, угарного газа, более активного металла. Например:
СuO + H2 = Cu + H2O
3 CuO + 2Al = 3 Cu + Al2O3
2CuO + C = 2 Cu + CO2
CuO + CO = Cu + CO2
После того, как команды напишут на доске свои ответы, просматривается ЭОР «Общие способы получения металлов» (слайд 2, вкладки: «восстановление водородом», «восстановление углем или оксидом углерода (II)», «металлотермия»)
Вопрос 3
Сейчас известно более 80 металлов. В древности считали, что металлов 7.
«Семь металлов создал свет
По числу семи планет»
Перечислите эти металлы.
Комментарий для учителя. «Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать:
Всем им ртуть – родная мать»
Это те металлы, которые из-за своей неактивности встречаются в природе в свободном виде, либо легко получаются из их соединений. На слайде ЭОР дан еще 8 металл – платина. Он открыт позже. Помощники подсчитывают, какая команда назвала больше металлов правильно.
После ответов команд просматривается фрагмент ЭОР «История открытия металлов» (слайд 1, вкладки не просматриваем).
5.Раунд 2
Работа с тестом (ЭОР «Общая характеристика металлов»)
В тесте 14 вопросов, таймера нет, поэтому можно не только выбрать правильный ответ, но и обсудить его. Работа строится так: после времени, отведенного на обсуждение, на 1 вопрос выбирает ответ на компьютере команда 1, остальные две команды записывают № вопроса и № выбранного ответа на листочке и отдают помощникам ДО озвучивания ответа командой 1. Если ответ команды 1 неверный, учитель предлагает другим командам назвать правильный ответ и объяснить его. Если ответ вызвал затруднения, целесообразно обсудить его. На второй вопрос компьютерный вариант ответа заполняет представитель команды 2, первая и третья – пишут на листочках.
Время для выполнения заданий: задача (вопрос 10)– 7 минут, составление уравнений реакций (вопросы 11, 13) – 3 минуты, вопросы 6, 7, 12 – по 2 минуты, остальные вопросы – 1 минута.
6.Подведение итогов игры. Определяется команда-победитель по сумме набранных баллов.
Рефлексия. Вернуться к листочкам. Исправить ответы в случае необходимости. Вопросы, оставшиеся с ответом «Знаю плохо», - домашнее задание.