Submitted by Светлана Владимировна Горбушина on чт, 24/04/2014 - 15:44
Урок окружающего мира в 3 классе по теме:«По одёжке встречают…»
1.Дидактическое обоснование:
Окружающий мир в 3 классе, «Окружающий мир 3 класс» (2 часть), Н.Ф.Виноградова. УМК «Начальная школа XXI века».
Тема урока:«По одёжке встречают…»
Дидактическая цель: приобщить младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков.
Тип урока: открытия новых знаний
Задачи урока:
Познакомить учащихся с видами одежды, обуви, головных уборов, существовавших на территории Древней Руси.
Развивать наглядно-образное и логическое мышление, речь, воображение и творческие способности.
Воспитывать уважительное отношение к истории своего народа, положительную мотивацию к учению.
Развивать коммуникативные способности учащихся (работа в парах, в группах)
Ход урока:
Оргмомент
-Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга, пожелайте удачи на уроке!
- Поработаем мы дружно! Потрудиться всем нам нужно!
2)-Ребята, в начале нашего необычного урока я предлагаю вам объяснить смысл поговорки:
«По одёжке встречают, по уму провожают».
(ответы детей)
- У каждого предмета есть своя история, а у каждого человека она очень богатая, ведь наши предки жили на земле давным – давно.
2. Актуализация знаний
-Кто были наши предки? (славяне)
-К какой группе славян относятся наши предки? (восточные)
-Мы многое уже узнали о наших предках.
3. Обобщение изученного раннее.
А теперь поработаем в группах.
-Делимся на группы. Стилисты, Модельеры, Портняжки, Обувщики.
-Ваша задача: обобщить знания и ответить на вопрос:
Кто такие славяне ?
Как выглядили?
Работа в группах.
.
4. Физминутка
Постановка учебной задачи
- Но мы еще не все узнали о наших предках. А о чем мы будем говорить узнаем из загадок.
Входит в одну дверь, Сижу верхом,
А выходит из трёх. Не знаю на ком,
Думаешь, что вышел, Знакомца встречу-
А на самом деле вошёл. Соскочу-привечу.
(рубашка) (шапка)
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью под кроватью. (башмаки)
- Как вы думаете о чем мы будем говорить? Сформулируйте тему урока и его задачу
Тема: «Одежда и обувь древних славян»
-Одежда древних славян не поразила бы вас сказочной красотой. Основной цвет был белый. Ткань делали из льна. Люди сами выращивали лен, обрабатывали его и ткали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой.
Прясть пряжу из шерсти животных или растительных волокон, ткать из этих нитей (пряжи) ткани и шить из них одежду умели на Руси почти все женщины. Они украшали, раскрашивали свои одежды.
6. Построение проекта выхода из затруднения
-Как одевались славяне? Ясно, что по погоде: была одежда зимняя и летняя. Вот что можно прочитать об одежде у Натальи Кончаловской.
Детям раздаются карточки со стихотворением:
Ой вы, гости-молодцы,
Длиннополые купцы,
И бояре, и дворяне,
Горожане и крестьяне!
Кто в сорочках и штанах,
Кто в коротких зипунах.
И такие франты были:
Длинный охабень носили,
Рукавами до земли
Пыль по улице мели.
А зимой, в мороз, в Москве
Надевали шубу-две.
А боярыня, бывало,
По три шубы надевала.
Любят в праздники рядиться
Наши русские девицы:
Ожерелья, серьги, бусы,
Ленты в косах до земли.
-Возьмите в руки карандаш. Прочитайте еще раз это стихотворение и отметьте все незнакомые слова. К ним мы вернемся в конце урока.
-На какие группы можно разделить всю одежду?(мужская, женская, головные уборы и обувь). Ваша задача: узнать как называлась одежда славян и что из себя представляла. Перед вами таблица
Мужская одежда
Женская одежда
Головные уборы
Обувь
-К концу урока нам надо её заполнить. Но материала много как нам поступить? (Поработать по командам)
7.Работа в группах (командах)
– Мужская одежда состояла из широкой рубахи из простого холста или шелка, доходившей до колен, и портов.
.
Головные уборы на Руси были разнообразны. Зимой мужчины носили меховые остроконечные шапки-колпаки. Выходя из дому в остальное время, они надевали кожаный, войлочный или тканый колпак. Обязательным головным убором бояр была высокая, похожая на трубу меховая шапка-столбунец.
Во что раньше обувались?
Распространенной обувью были плетенные из бересты, лыка или веревки лапти. Надевали их на онучи(подобие портянок). Носили люди и кожаную обувь. Это были сапоги – сначала на мягкой, а затем на жесткой подошве.
-Выступления каждой группы (Дети по ходу выступлений заполняют таблицу) 8. Физминутка
9.Фотогалерея и выставка
- Детям предлагаются слайды с картинами художников на которых изображены славяне в национальной одежде. На доске выставка одежды в стиле старославянской одежды.
10. Итог урока. Рефлексия.
-Возвращаемся к нашему стихотворению. Можем ли мы теперь объяснить смысл этих слов. (дети объясняют слова)
- Что вы узнали на уроке? Какая работа понравилась больше всего?
( Я узнал……
Я смог…….
Мне понравилось…..)
-Оценки за урок.
11. Домашнее задание: кроссворд
По горизонтали:
3. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины. 4. Женская одежда, которая грела не только душу. 7. Зимняя верхняя одежда, которую носили не только мужчины, но и женщины. 8. Длинная женская одежда без рукавов, с пуговицами по всей длине. 9. Украшение, которое могло быть величиной с яйцо. 10. Обувь, плетенная из лыка.
По вертикали:
1. Чем подвязывали одежду на талии? 2. Как раньше назывались брюки? 5. Верхняя мужская одежда, которую в холодную погоду надевали по нескольку штук – одна на другую. 6. Что носили зимой на руках? 8. Кожаная обувь.