Концепция модернизации российского образования определяет основную задачу общеобразовательной школы в необходимости формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также в приобретении опыта самостоятельности деятельности и личной ответственности обучающихся. Иными словами, школа должна формировать ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Ведущее место среди технологий, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода, занимает технология развития критического мышления и метод проектов.
Проектная деятельность строится на основе содержания, освоенного и осваиваемого учащимися. Так как в процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации, то внедрение метода проектов в практику преподавания предмета будет способствовать как формированию общеучебных универсальных умений и навыков, так и освоению предметного содержания. В связи с этим важное место при обучении учащихся методу проектов как способу учебной деятельности в классно-урочной системе организации учебно-воспитательного процесса, занимает оценка результатов. При использовании метода проектов существуют два результата. Так как проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности, то освоение элемента проектной деятельности приводит к формированию соответствующего специального умения. Это скрытый результат - педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их применение (сформированность общеучебных универсальных умений и навыков учащихся). Вторая составляющая результата - это выполненный проект, т.е. работа по представлению итогов проектной деятельности. Прежде всего, оценке подлежит так называемый «продукт» проекта. В качестве экспертов помимо учителя выступают одноклассники, и даже сами проектанты. Важным моментом, как для самого ученика, так и для учителя является рефлексия ребёнка.
Мониторинг развития у учащихся проектных умений организую в двух направлениях. Для достоверности результатов диагностики использую данные, полученные разными способами: оценка ученика и оценка учителя. Из совокупности разносторонних оценок и складывается оценка результатов проектного обучения школьников, которая позволяет эффективно организовывать проектную деятельность учащихся в дальнейшем.
Использую следующие направления мониторинга:
1. Отслеживание уровня развития общеучебных умений и навыков (ОУНов), одновременно играющих основополагающую роль в приобретении учащимися предметных знаний и в формировании проектной деятельности. Для диагностики общеучебных умений использую диагностику уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников, разработанную в Центре психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» г. Москвы (Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников // Школьный психолог, 2006, №7). Большинство диагностик ОУНов предполагает проведение специальных мероприятий (контрольные работы по отдельным учебным предметам, выполнение различных тестов, диагностических упражнений), что требует от учащихся времени, а от учителя усилий по обработке результатов работы детей. Данная диагностика не требует от детей никаких усилий. Метод исследования, лежащий в основе данной диагностики, - наблюдение учителя, проводимое при специально организованной деятельности в рамках сложившейся системы обучения (традиционной, с использованием активных форм и методов обучения, инновационных образовательных технологий). М. Ступницкой выделены три группы общеучебных универсальных умений и навыков, которые пронизывают все виды учебной деятельности, в том числе проектной деятельности — это интеллектуальные, организационные и коммуникативные. В заполнении диагностических материалов (Приложение 1, 2, 3) принимают участие несколько учителей, ведущих уроки по основным предметам. Обработка данных опроса учителей осуществляется учителями совместно с психологом.
Результаты данной диагностики позволяют мне иметь представление об уровне сформированности общеучебных универсальных умений и навыков и подготовленности учащихся к формированию проектных (специальных) умений.
2. Отслеживание уровня развития проектных (специальных) умений, формируемых через реализацию учебных проектов в учебной и внеурочной деятельности. Учащимся предъявляются проектные умения для самооценки (Приложение 4) , данная работа позволяет учащимся осмыслить приобретаемые в процессе проектной деятельности умения, которые являются универсальными и могут быть применены ими в любых формах учебно-познавательной деятельности. Такая диагностика используется тогда, когда учащиеся уже выполняли проекты и знакомы с алгоритмом осуществления данного вида деятельности. Учащиеся совместно с учителем анализируют индивидуальное продвижение в формировании проектных (специальных) умений после реализации каждого проекта.
Опросные листы (Методика М. Ступницкой)
Инструкция. В средней колонке («Виды работы на уроке») приводятся некоторые характеристики учебной работы детей, которые учитель постоянно наблюдает на своих уроках. Выбирается наиболее подходящая характеристика и ставится галочка на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося.
|