Описание используемых здоровьесберегающих технологий
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 26 г. Балаково
Михайловой Натальи Евгеньевны
«Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.» (http://shishkinily.narod.ru/sano.html)
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
При проведении здоровьесберегающего занятия необходимо соблюдение следующих гигиенических норм:
1. Классная комната должна быть проветрена (оптимальная температура в учебных кабинетах 18-21 С по СанПину).
2. Санитарное состояние кабинета (чистота пола, нормальная освещённость).
3. Мебель соответствует росту учеников.
4. В классе много цветов, которые выращены специально для поглощения пыли.
5. Рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
-плотность урока;
- количество видов учебной деятельности (4-7);
- средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (не более 10 мин.);
- частота чередования различных видов деятельности (смена не позже чем через 7-10 минут);
- количество видов преподавания (не менее 3 –х);
- наличие физминуток;
- психологический климат (преобладание положительных эмоций);
- взаимоотношения «учитель-ученик», стиль общения (демократический);
- темп окончания урока (спокойное завершение урока, самоанализ).
При проведении уроков я использую следующие здоровье сберегающие технологии:
1. Технология Базарного В. Ф – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В.Ф. Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, а потом стоя. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках. Я использую второй вариант.
Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
- поддержание физической, психической активности умственной сферы;
- имеет высокие показатели физического развития здоровья;
- повышается иммунная система;
- улучшаются ростовые процессы;
- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
- снижается степень низкой склоняемости головы.
А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в
целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов.
2. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проведение физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
3. «Массаж рефлексогенных зон стопы – особый способ борьбы с утомлением. Зональный самомассаж подошвы оказывает удивительно мощное тонизирующее, общеукрепляющее действие» (В.А. Иванченко. Секреты вашей бодрости. – М.: Знание, 1988). Все физминутки проводятся на ковриках с пуговками.
4. Музыкотерапия. Психоневролог В.М. Бехтерев первым в нашей стране провёл исследования на влияние музыки на детский организм. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.
Интернет – ресурсы
1. http://korkino-school3.narod.ru/p55aa1.html САЙТ Начальной школы №3, Коркинский муниципальный район, Челябинской области
5. http://www.pedlib.ru/Books/3/0051/3_0051-45.shtm Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996
6. Лариса Фесюкова: Чувства. Эмоции: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы
7. http://festival.1september.ru/articles/312576/Интегрированный урок: русский язык + психология по теме: "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи. Эмоции"
8. http://pedsovet.su/load/117-1-0-4148 Возможности уроков хорового пения как средства реализации здоровье сберегающих технологий. Автор: Братчикова Наталья Анатольевна