Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.
Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. Огромное количество всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают свои услуги педагогам. В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но, к сожалению, приходится признать, что не все учителя могут и работают на этом оборудовании.
Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм учителя - синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению понятий "компетенция" и "компетентность".
Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Остановимся на вопросе формирования и развития ИКТ - компетентности учителей-предметников.
Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника мы будем понимать не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:
- наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
- овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
- использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
- формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
И согласно новому положению об аттестации, если учитель не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.
Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю можно
- участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
- участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
- использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
- обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
- формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
- разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».
Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.
Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть, например, географией «легко». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны изучаемого предмета.
Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся.В соей работе использую электронные учебники и демонстрационные таблицы,использую единую коллекцию ЦОР и ЭОР,иногда пользуемся картогафической лабораторией и географическими обучающими моделями,активно используем в процессе обучения презентации Power Point и кроссворды.
|
На: Учебный блог по ИКТ учителя географии Рудомётовой Н.П.
Уважаемая Наталья Петровна! Я согласна с Вами. Считаю, что применение ЦОР способствует развитию любого ребенка, даже развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные ресурсы позволяют каждому школьнику оказаться в ситуации успеха. Так как не все обучающиеся владеют ораторским искусством, ПК позволяет таким детям ощутить себя нужным и умеющим применять на практике свои знания.
С уважением заместитель директора по ВР, учитель географии МБОУ "СОШ № 28" Сафарова Светлана Халитовна
На: Учебный блог по ИКТ учителя географии Рудомётовой Н.П.
Добрый день, согласна с Вами , что включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. И как правильно подмечено - "лучше один раз увидеть - чем 100 раз услышать".Успехов, Вам в вашей дальнейшей работе)))
На: Учебный блог по ИКТ учителя географии Рудомётовой Н.П.
Наталья Петровна, я с вами полностью согласна. Но я считаю, что современные информационные пособия должны выполняться профессиональными программистами в тесном сотрудничестве с учителями, методистами. Так как некоторые из тех, что размещаются в Интернете, продаются на дисках, зачастую содержат множество ошибок. Некоторые ресурсы сложны в использовании, или "конфликтуют" с лицензионным программным обеспечением. Огромную помощь представляют Единая коллекция ЦОР и ЭОР, мультимедийные уроки К и М.
Я думаю, многие со мной согласятся что , большой проблемой является нехватка времени!
Нина Жуковина
На: Учебный блог по ИКТ учителя географии Рудомётовой Н.П.
Наталья Петровна, я с вами полностью согласна. Но я считаю, что современные информационные пособия должны выполняться профессиональными программистами в тесном сотрудничестве с учителями, методистами. Так как некоторые из тех, что размещаются в Интернете, продаются на дисках, зачастую содержат множество ошибок. Некоторые ресурсы сложны в использовании, или "конфликтуют" с лицензионным программным обеспечением. Огромную помощь представляют Единая коллекция ЦОР и ЭОР, мультимедийные уроки К и М.
Я думаю, многие со мной согласятся что , большой проблемой является нехватка времени!
Нина Жуковина
На: Учебный блог по ИКТ учителя географии Рудомётовой Н.П.
Наталья Петровна, я с вами полностью согласна. Но я считаю, что современные информационные пособия должны выполняться профессиональными программистами в тесном сотрудничестве с учителями, методистами. Так как некоторые из тех, что размещаются в Интернете, продаются на дисках, зачастую содержат множество ошибок. Некоторые ресурсы сложны в использовании, или "конфликтуют" с лицензионным программным обеспечением. Огромную помощь представляют Единая коллекция ЦОР и ЭОР, мультимедийные уроки К и М.
Я думаю, многие со мной согласятся что , большой проблемой является нехватка времени!
Нина Жуковина
На: Учебный блог по ИКТ учителя географии Рудомётовой Н.П.
Наталья Петровна, я с вами полностью согласна. Но я считаю, что современные информационные пособия должны выполняться профессиональными программистами в тесном сотрудничестве с учителями, методистами. Так как некоторые из тех, что размещаются в Интернете, продаются на дисках, зачастую содержат множество ошибок. Некоторые ресурсы сложны в использовании, или "конфликтуют" с лицензионным программным обеспечением. Огромную помощь представляют Единая коллекция ЦОР и ЭОР, мультимедийные уроки К и М.
Я думаю, многие со мной согласятся что , большой проблемой является нехватка времени!
Нина Жуковина
На: Учебный блог по ИКТ учителя географии Рудомётовой Н.П.
Наталья Петровна, вы правильно заметили, что современный учитель должен обладать базой ИКТ-компетентностью, потому как в наше время- время информационных технологий, нельзя отставать от мира технологий, а тем более от наших учеников, которые также достаточно в этой сфере осведомлены. Мы должны им показать другой мир, где есть знания нашего предмета с различных сторон.
Беляшова Р.Г.
На: Учебный блог по ИКТ учителя географии Рудомётовой Н.П.
Уважаемая Наталья Петровна! Я полностью с вами согласна, что использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Желаю Вам дальнейших творческих успехов.
КУтепова Е.В.