Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок развития речи 5 кл. Работа с текстом

Фото пользователя Наталья Александровна Нестерова
Submitted by Наталья Александровна Нестерова on Fri, 18/04/2014 - 11:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Нестерова Н.А.
Место работы, должность: 

МОУ гимназия №3

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>Цель: формирование навыков работы с текстом</p>

Ход урока

Здравствуйте ребята.

А это Солнечный зайчик пришёл нам помочь.

Чем ты предлагаешь нам заняться на уроке?

Поиграть!

- Ребята, знаете игру «Сломанный телефон»?

- Я усложню вам задачу, мы будем играть командами, каждый ряд – команда, и передавать будете  по цепочке друг другу на ухо не слово, а небольшой текст. Порепетируем (ребёнок встаёт, выходит к доске, читает на карточке что-то, к нему подбегает человек сидящий с ним, выслушивает текст и затем рассказывает следующему по порядку однокласснику, первый садится и т.д.) Поняли? Играем!

 

- Первой была команда ….ряда.

Что же у нас получилось? Может есть, что добавить?

Давайте проверим!

- Удалось ли полностью передать и понять текст? (Нет)

- Почему? Что помешало? (Время, условия, невнимательно слушал, плохо рассказал, хотелось побыстрее)

- А вообще важно ли, нужно ли точно понимать и передавать информацию?

Где вам могут пригодиться эти умения?

Солнечный зайчик, подскажи нам, как научиться точно понимать текст?

Солнечный зайчик приглашает нас в Лабораторию вдумчивого читателя. Ребята, что такое лаборатория?

Как вы считаете, какова наша с вами цель работы в лаборатории вдумчивого читателя? (на доску)

Научиться вдумчиво читать. Точно понимать написанное.

Сегодня на уроке мы будем составлять памятку вдумчивого читателя, а результаты наших экспериментов заносить в дневник наблюдений.

1. Давайте ещё раз прочитаем внимательно текст и проведём первый эксперимент.

Действительно ли перед нами текст?

(Что такое текст? Какие признаки текста здесь нарушены?)

Обратите внимание на цветные рабочие листы, которые лежат перед вами на столах.

Попробуйте разобрать эту запись на 2 однородных текста.

Кто хочет помочь мне у доски?

Что у нас получилось? Сверим.

Прочитайте 1 текст.

Докажите, что это текст.

Подчеркните ключевые слова этого текста, что это за слова? (термины)

Какому типу речи принадлежит этот текст? (описание)Докажите (описывает муравья)

Какова задача этого текста?

Где мы можем встретить такой текст (учебнике, энциклопедии)

Кто сможет определить стиль текста? Научный

А второй текст тогда принадлежит к какому стилю?

Запомним, что тексты должны быть однородными по стилю.

К какому из текстов может подойти заголовок «Муравей»?

Ребята, важно ли обращать внимание на заголовок текста?

А какой из текстов мог написать писатель  Анатолий Приставкин? Обращать внимание на автора также необходимо.

Ребята, давайте сделаем выводы по первому эксперименту.

На что мы должны обращать внимание при чтении текста.

Заголовок

Автор

Стилистическое единство

Солнечный зайчик зовёт нас скорее провести 2 эксперимент.

Попробуем подобрать иллюстрации к текстам.

Иллюстрация №1 подходит к первому научному тексту, т.к.  ….

Иллюстрация №2, №3….

Обратимся к тексту. Какие слова говорят о состоянии муравья? Подчеркните их в тексте. Помогает ли читателю рисунок представить состояние героя.

Ребята, какой вывод мы можем  сделать во 2 эксперименте.

Ключевые слова

Рисунок, схема

Ребята, очень часто вы допускаете речевую ошибку в тексте, используя повтор одного и того же слова.

Прав ли был автор, употребив дважды слово тащил. Проведём третий лингвистический эксперимент.

Замените один из глаголов синонимом.

Что такое синоним?

Где мы можем найти синонимы к слову? В словаре синонимов. Посмотрите.

Что изменилось в тексте?

(Глагол тащил помогает понять нам, как муравью было тяжело. А повтор одного и того же слова усиливает это впечатление. Здесь повтор уместен.)

Чем заканчивается текст?

Попробуйте представить, что чувствует муравей, когда видит крышу своего родного дома?

Слова какой части речи вы будете использовать в своём ответе?

Проведём 4 эксперимент. Я предлагаю вам существительные. В чём их особенность (называют чувства человека, отвлечённые существительные).

Ответьте на поставленный вопрос полным ответом, используя эти слова.

Игра

Предположите, как будут развиваться события дальше?

Инсценируйте.

 (Придёт домой, угостит всех ягодой, она же большая, на всех хватит)

А как продолжил текст автор? Открываем фрагмент текста.

 По тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода».

Появился новый герой. Кто он? Что-то мы можем о нём рассказать? (Мало)

Открываем фрагмент текста.

Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!» И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.

Что произошло? Изменилось ли ваше представление о герое? Что повлияло на ваше восприятие героя? Какими словами описаны действия? Кто видит слова, которые характеризуют героя? Выйдите и подчеркните их.

Прочитайте текст про себя и разбейте его на части. Обоснуйте свой выбор.

2 части. В 1-ой рассказывается о муравье, во 2-ой о человеке и его поступке.

С появлением второй части изменилось наше понимание темы текста? Да, текст больше не о муравье, а о том, как его обидели. Можем ли мы подобрать к тексту заголовок, который бы отражал основную мысль текста? Сделаем это в эксперименте №5.

Солнечный зайчик, мы нашли ещё один очень важный момент на который надо обращать внимание при чтении – это умение выделять микротемы текста. Ребята, а как оформляются микротемы на письме? (Абзац)

Ребята, текст прочитан, а может у кого-то возник вопрос к автору текста?

 А я бы спросила, почему всё-таки автор подобрал к тексту тематический заголовок?

Я предлагаю вам теперь прочитать этот текст вслух, выразительно. Обратите внимание на знаки препинания, в первой части текста на простые короткие предложения. Не забудьте про чувства героев. А после прочтения, ответьте на вопрос: Какова основная мысль текста? Что хотел сказать нам автор?

Попробуйте их передать при помощи голоса.

Ответим на главный вопрос (основная мысль текста)

Тема – о чём текст (слово, словосочетание)

Идея – законченная мысль – формулируем предложением

Нельзя быть жестоким, как человек из миниатюры Приставкина.

Некоторые считают, что кому-то всё достаётся легко, они не видят тяжёлый, упорный труд.

Основная мысль текста

Мы сейчас говорили о человеке, о его поступке.

А в жизни мы встречаемся с такими ситуациями?

Что может помочь пережить обиду?

Ребята, у нас осталось последняя ячейка для написания характеристики текста, как вы считаете, что туда надо записать.

значимость текста для читателя

Предлагаю вам письменно ответить на вопрос: Над чем заставил меня задуматься текст Анатолия Приставкина «Муравей»?

Вы можете воспользоваться образцом ответа.

Выслушиваю несколько вариантов. Чьё размышление вы считаете следует отметить?

Ребята, проверим, возможно ли пользоваться созданной нами памяткой при работе с другим текстом.

(Текст читают – 1 минута, задаю 5 вопросов, проверяем)

Выскажите своё мнение: помогает ли при чтении определённый алгоритм?

Почему именно муравей – герой текста? (трудолюбивый, настойчивый, терпеливый, маленький, ему тяжело дался этот путь


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн