Музыка моего народа в произведениях русских композиторов.
Цель:
На основе чувственных ощущений сформировать представление о жизненных истоках русской народной и русской композиторской музыки.
Задачи:
- научить выделять художественные связи между музыкой народной и композиторской;
- закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки;
- развивать творческие умения учащихся, способность к самовыражению;
- воспитывать у школьников уважение к традициям и культуре своего народа, способность чувствовать красоту родной земли и гордость за свой народ.
Ход урока.
Организационный момент, постановка целей, мотивация учебной
деятельности.
Дети входят в класс под музыку П.И.Чайковского «Симфония №4» (звучит фрагмент).
– Музыка, которая сейчас прозвучала, вам знакома ?
Интонацию какой знакомой песни вы услышали? («Во поле береза стояла»)
-Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить с вами?
Тема нашего урока - Музыка моего народа в произведениях русских композиторов.
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, что вы можете сказать о берёзе?
Наша Родина – Россия. Издавна считают символом Родины, символом России милую, родную березку. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.
А какие символы России вы знаете ещё?
(гимн, Герб, Красная площадь, Храм Христа Спасителя)
- К нам сегодня в Гости пришла Матрёшка. Что вы знаете об этой игрушке?
( что это - игрушечный символ России).
-Если мы с вами представим Россию в лице Матрёшки, то большая Матрёшка-это наша страна, в ней -Матрёшка поменьше, и мы можем сравнить её с регионом, в котором живём мы, Воронежской областью. Следующая предстанет перед нами, как символ нашей малой Родины-наш посёлок, а самые маленькие-это улица и дом, в котором мы живём. А в доме живёт семья, это маленькое государство.
Ребята, в начале урока прозвучал финал 4 симфонии П И Чайковского, в котором мы узнали тему русской народной песни.
Не только П. И. Чайковский, но и другие русские композиторы обращались к русской народной песне, сочиняли музыку в народном стиле.
-Так почему же композиторы обращались к истокам русской народной музыки, мы и попытаемся сегодня выяснить.
Изучение нового материала и систематизация ранее приобретенных навыков, знаний и умений.
-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выясним, с какими жанрами русской народной песни вы уже с вами знакомы (хороводные, былины, плясовые, протяжные, обрядовые, маршевые ит.д.)
Из уст в уста передавались русские народные песни, а позже музыкально грамотные люди чтобы сберечь фольклор, стали записывать песни, чтобы они не исчезли. Семь нот, но сколько они сохранили нам песен. Так давайте вспомним их и распоемся. (Исполнение гаммы)
И сейчас мы споём с вами 1 куплет из РНП « Во поле берёза стояла» Как её надо петь?
(Исполнение хороводной песни «Во поле береза стояла»
Обратить внимание на звуковедение, строй. Добиваться, чтобы учащиеся слушали и слышали друг друга)
- Какая мелодия по характеру? (мелодия плавная, протяжная, певучая)
Для музыки Чайковского характерна напевность, которая взята из народных мелодий.
Применение обобщенных знаний, умений, навыков в новых условиях.
-Другим ярким представителем русских композиторов является
Н. А. Римский -Корсаков .
В своих симфонических произведениях и операх композитор использует мелодии разного характера (прослушивание фрагмента «Три чуда» из оперы «сказка о царе Салтане»)
-Какую знакомую мелодию вы услышали? ( ответы)
-Это тема белочки, в опере «Сказка о царе Салтане» используется мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде». Тема звучит игриво, почти танцевальная мелодия.
-Ребята, а почему русские народные песни называются народными?(ответы)
Русские народные песни сочиняли талантливые самородки, умеющие петь и играть на инструментах. Эти люди ходили из одного села к другому и исполняли свои песни. Обычно музыку и текст песен сочинял один и тот же человек. Поскольку люди в селе были малограмотными, они не умели ни читать, ни писать, эти песни передавались устно из поколения в поколение. Со временем люди забывали об авторе. Поэтому в историю эти песни вошли как русские народные песни.
Физминутка для глаз.
Ребята, встаньте, отвлекитесь от экрана и посмотрите на окно. Найдите там нотки... Сколько их? А теперь посмотрите на дорогу, которая ведёт к пруду. Ещё раз посмотрите на нотки и опять на дорогу. Вот, наши глазки и отдохнули. Можете присесть.
Продолжение работы над новым материалом.
Ребята, произведения таких композиторов, как Бородин, Глинка и другие , тоже созвучны с народной музыкой, не только русской, но и музыкой разных народов. Напевы её узнаваемы, вы ещё будете знакомиться на уроках с этими произведениями.
- А как вы думаете, почему они использовали народные мелодии?
-Да, потому что они любили и старались сохранить традиции разных народов в своих произведениях, чтобы показать характер и душу разных народов.
-Сейчас мы попробуем сочинить с вами музыку к четверостишью, стараясь передать характер русской песни.
Композиторская деятельность.
Но поляне, на пригорке
Под окном, среди полей
Белокрылые берёзки –
Символ Родины моей.
-Какая должна быть музыка по характеру? Подумайте и попробуйте сочинить и напеть мелодию (прослушивание детей). Выбор лучшего варианта, пение хором.
-Давайте встанем, не забудем об интонации, с которой надо спеть эту песню.
Ребята, мы сейчас пели песню с инструментом или без? Пение без музыкального сопровождения называется а капеллла.
-Молодцы, вы справились с заданием и побывали в роли композиторов.
Исполнительская деятельность
|